Ученого учить – только портить. О необходимости непрерывного профессионального образования

Подпишитесь на канал

От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь или о необходимости непрерывного профессионального образования и обучения.

Всем знакома пословица из области национальной российской самоиндефикации: «На Руси учить, лечить и строить всяк сможет». Все это в большей степени ироничная самокритика, но долгое время общественное мнение дружно поддерживало тезис « Ученого учить – только портить». И действительно знаний полученных в «младые годы» вполне хватало и для успешной деятельности и для того чтобы учить других.

Однако к началу третьего тысячелетия российское общество пришло к осознанию необходимости изменения концепции учебно-воспитательного процесса – от модели «образование на всю жизнь» к системе саморазвития, то есть «образованию через всю жизнь».

1.«Обезьянство или объективная необходимость?

Непрерывное профессиональное образование и «открытое» обучение, обеспечивающее качество рабочей силы, с большими потугами, со страшным скрипом, становятся реальной составляющей нашего бытия.

Сам факт присутствия взрослых и самодостаточных людей в учебных аудиториях учреждений дополнительного профессионального образования и различных курсов повышения квалификации свидетельствует, что проблемы образования из предмета насмешек и нелицеприятной критики, переходят в предмет осмысленного поиска доступного и качественного пополнения знаний, умений и навыков.

Что заставляет зрелых специалистов, обладающих жизненным опытом и определенным материальным благосостоянием «грызть гранит науки» наравне со своими детьми, а подчас и внуками? Только лишь «драконовское» положение об обязательной профессиональной аттестации и забота «о хлебе насущном»? Может быть виновата внесенная петровскими реформами традиция «обезьянства» – слепого и бессмысленного подражания нашим «зарубежным друзьям» и партнерам по ВТО, во всех областях общественного и культурного развития, экономики и науки, в том числе в предмете нашего обсуждения – улучшении качества рабочий силы в строительстве путем непрерывного профессионального образования.

Попытаемся «без гнева и пристрастия» ответить на эти непростые вопросы, в крайне узком спектре инженерной деятельности и технического обеспечения строительства.

2. Уровень развития строительной сферы России не является примером для других стран

Строительство – одна из самых важных сфер человеческой деятельности По данным Всемирной торговой организации (ВТО) в строительной отрасли занято 8% мирового трудового ресурса или 420 млн работников.

Строительство обеспечивает не только создание комфортных условий жизнедеятельности населения Земли, но и является гарантом сохранения мировой цивилизации. Такова сложившаяся закономерность.

Достаточно осознать лишь единичный, но примечательный факт: именно благодаря строителям, значительно увеличилась продолжительность жизни на земле. В историческом прошлом, из-за несовершенства системы водопровода и канализации, постоянно возникали эпидемии холеры, тифа, чумы и других заболеваний, уносивших жизни сотен миллионов людей.

Сегодня уровень развития строительного комплекса России не является примером для других стран.

Производительность труда на стройках США в 5–6 раз выше, чем в России, а от уровня развития строительной отрасли не только Японии, но и Китая, российские строители отстали минимум на 50 лет, если не навсегда. Основная часть научно-технической продукции и высоких технологий в строительстве является импортной. В итоге каждый миллион долларов строительной продукции в России создают 57 человек, в Германии с такой задачей справляются 13 проектировщиков и строителей, в США – 11, а в Японии – 8.

Обычно выделяют три причины этого негативного явления.

Первая – нерасторопная экономика, по большей части сырьевая, не стимулирующая инновационное научно-техническое развитие строительной отрасли.

Вторая и самая печальная: в общественном сознании бытует мнение, что строительство – не более чем рутинный процесс возведения зданий и сооружений, а инженер-строитель – прораб из телевизионного шоу про Рустама и Максуда.

Третья – устаревшая система подготовки инженерных и технических кадров, когда сохраняется принцип, применяемый к выпускнику учебного заведения, впервые пришедшему на производство: «Забудь все, чему тебя учили, теперь мы научим тебя работать».

3. Основная проблема российского строительного комплекса – дефицит кадров

Нехватка специалистов ощущается на всех этапах – от проектирования до инжиниринга, строительства и эксплуатации жилых и промышленных объектов.

В числе востребованных профессий сейчас не просто инженер-строитель, а эффективный менеджер, не пасующий перед рынком и умеющий «пробивать» инженерные идеи. Особо ценится знание экономики и мировой конъюнктуры, свободное владение английским, а лучше японским или китайским языками.

На лидирующие позиции также выходят представители инженерных специальностей, связанных с производством строительных материалов, конструкций и изделий, строительством объектов энергетики и альтернативных источников энергии.

И, наконец, все явственней проявляется политика «нордификации» российской экономики, в том числе и строительной отрасли. Это значит, что к общим проблемам рынка труда, трудоустройства и становления молодых инженерно-технических кадров прибавляются и острые проблемы, характерные для территорий Крайнего Севера.

Все эти проблемы трудно решаемы, если за основу улучшения качества рабочий силы в строительной сфере не будет взят принцип высокого профессионализма. В условиях возросшей международной конкуренции и высоких профессиональных рисков в строительстве настоящему специалисту нужно всю жизнь совершенствовать и обновлять свои знания, навыки и умение, не чураться зарубежного опыта подготовки профессиональных инженеров.

4. О зарубежном опыте подготовки профессиональных инженеров

Мы с усмешкой воспринимаем ленинский тезис: «Марксистская теория бессмертна, потому что она верна» и давно выкинули его на помойку экономической науки. При этом, не спешат делать этого американские экономисты. Марксова идея о том, что люди, а не машины являются движущейся силой экономического роста, стала сегодня аксиомой, и находит подтверждение в статистике.

Несомненно, развитые промышленные страны опираются на данные отчета «Инвестиции в человеческий капитал», составленного еще в 1998 г. все той же МОТ. Выводы экспертов из множества стран показывают, что международное благосостояние на две трети зависит от интеллектуального капитала, и лишь одна треть приходится на капитал физический (машины, здания, полезные ископаемые и прочее).

По расчетам американского экономиста Э. Денисона 16% экономического роста в строительной отрасли США за 1982–2012 гг. были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% – в результате технических нововведений и «ноу-хау», также связанных с образованием.

Посему, в развитых промышленных странах так высоко ценится звание «Профессиональный инженер»: ProfessionalEngineer(США, Япония, Южная Африка, Канада, Южная Корея, Сингапур) и CharteredEngineer(Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия). Оноозначает, что его обладатель способен вести самостоятельную профессиональную деятельность и имеет лицензию одного или более правительственных органов на оказание профессиональных инженерных услуг в качестве независимого практика.

Как правило, профессиональный инженер имеет дело с разработкой и внедрением передовых технологий, и использует в своей работе инновации и творческий подход. Деятельность профессионального инженера осуществляется на стыке различных областей знаний, и носит преимущественно интеллектуальный характер. Она предполагает использование оригинальных подходов и суждений и способность вести техническое и административное руководство подчиненными.

Национальной особенностью японских строителей является философское отношение к проблемам своей профессии. «Настоящий специалист должен привыкнуть к тому, что его квалификация, профессиональная компетенция и правильность принимаемых решений подвергаются сомнениям» – таков основной постулат их деятельности. Именно японцы стали инициаторами движения перехода от «промышленного века» к «веку специальных знаний». Они справедливо полагают, что «много голов гораздо лучше, чем много рук».

Система контроля качества инженерного образования в Японии осуществляется специальными экспертными комиссиями института профессиональных инженеров. Чтобы получить сертификат инженера-профессионала, а значит, соответствующие статут, материальные блага и общественное признание, необходимо выполнить жесткие условия, среди которых:

  • наличие непрерывного стажа работы по специальности, полученной в вузе, не менее 7 лет;
  • сдача от 3 до 5 экзаменов по междисциплинарным предметам, вроде «Экологии», «Этики инженерного труда»;
  • предоставление убедительных доказательств участия в проектах, где соискатель сертификата проявил способности принятия новых инженерных решений (стаж такой работы не менее двух лет).

Тем не менее, вероятность принятия положительного решения о выдаче сертификата инженера-профессионала соискателю и о включении его в национальный регистр инженеров-профессионалов составляет не более 15%.

В США отличительным признаком профессионального инженера является его право скреплять своей подписью и личной печатью проекты, чертежи расчеты и отчеты, что означает его юридическую ответственность за принимаемые решения.

«Строительство – исключительно реалистическая профессия», – констатируют американские инженеры. Они закономерно считают, что инженерное дело – это искусство применения теоретических знаний для решения практических проблем.

Американцы полагают наиболее ценными качествами специалистов строительной отрасли: соответствующий уровень образования и профессионализма; умение принимать решения; наличие ярко выраженных лидерские качеств; умение учиться и обучать; владение современными компьютерными технологиями.

5. Специфика современного базового «образования на всю жизнь» в строительной отрасли

Несмотря на объективные трудности, строительная специальность в России востребована, и подготовка таких специалистов широко представлена в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (техников) настолько отягощены наслоениями негатива, что выходят за рамки настоящей работы и требуют отдельного анализа.

Непростая ситуация сложилась в настоящее время с инженерным корпусом, то бишь бакалаврами, специалистами и магистрами строительства. Обучают их почти в 126 вузах страны, в том числе – 17 архитектурно-строительных университетах.

Во-первых, это связано с реформирование высшего профессионального образования, которое ведется по двум направлениям: модернизация образовательного процесса и изменение финансово-правового статуса вузов. Время, кардинально изменившиеся социально-экономические условия, стремление достойно войти в образовательный мир «старушки» Европы и страшно представить – самой Америки (естественно США), – все, абсолютно все требовало реформ.

К Болонскому процессу Россия присоединилась еще в 2003 г. Как известно, Болонская декларация имеет своей целью создание единой европейской системы высшего профессионального образования. Для России это означает гармонизацию с европейскими стандартами образования, а именно обеспечение сопоставимого качество образования и введение единой формы диплома о высшем образовании.

В основу Болонского процесса заложены следующие принципы:

  • введение двухступенчатого образования – бакалаврата и магистратуры;
  • внедрение такой радикальной меры, как единой система зачетных единиц и кредитов для унификации учета количества образования;
  • переход на асинхронную организацию учебного процесса, принятую в Европе и «заточенную» на платные образовательные услуги.

Перевод инженерного образования на двухступенчатую форму в современных условиях, естественно, оправдан.

Современный рядовой инженер располагает набором программных продуктов и баз данных, позволяющих решить практически все расчетно-конструкторские задачи в автоматическом режиме. Это не требует от него умения владеть расчетными методами, и, следовательно, глубоких знаний фундаментальных дисциплин.

Проще говоря, человеку, пожелавшему сварить уху, даже за деньги не дают рыбу, котелок и не попускают к костру. Ему предлагают взять в руки удочку, информируют о том, где купить посуду и узнать, как и из чего развести огонь.

Последующие ступени – специалитет и магистратура, – предназначены для углубления знаний по узкому направлению, например, совпадающему с современным делением на специальности. Причем потребность в специалистах с глубокими знаниями уже заметно снизилась, да и студентов, имеющих соответствующие способности, тоже стало существенно меньше.

Во-вторых, необходимо констатировать, что переход от финансирования со стороны государства к оплате отдельных образовательных программ, был явно не продуман, и оказал «медвежью» услугу качеству образования.

Появление в вузах денежного обращения породило представление об образовании, как о платной услуге, усилило потребительское отношение к учебному процессу со стороны студентов (и часто их родителей), сильно исказило у студентов истинную мотивацию получения образования.

Понятно, что подобные явления нельзя рассматривать в отрыве от процессов, характерных для всего общества, но их последствия особенно губительны, т. к. в них заложено снижение профессионализма. Отрадно лишь то, что часть студентов, хоть и малая, продолжает относиться к освоению знаний сознательно.

6. Перспективы освоения высоких технологий и наукоемких программ в строительной сфере

Для ХXI в. характерно непрерывное развитие технико-технологического уровня всех сфер производственной деятельности. Не является исключением и строительная отрасль.

Совершенно фантастической выглядит программа автоматизированного управления строительной техникой, применяемая Федеральном агентством специального строительства, которая относится к «системам, потребляющим дополненную реальность».

Принцип их действия заключается в следующем: в бортовой компьютер загружается проектная модель объекта, затем машина накладывает виртуальную модель на реальность, настраивает положение рабочих органов, и начинает копировать модель в натуру. При этом система постоянно «подглядывает» в виртуальный чертеж-модель, контролируя, таким образом, положение рабочих органов машины (отвал или ковш) и тем самым добиваясь переноса виртуальной модели в реальность. Подобная технология широко применяется при строительстве линейных объектов. Естественно за пульт управления подобной техники бульдозериста из ближнего зарубежья не посадишь.

Типичной картиной становится массовая подгонка предлагаемых моделей будущих жилых домов под индивидуальные требования заказчиков (mass customization) по японскому образцу.

Ближайшие перспективы будущего тесно связаны с нано- и биотехнологиями в строительной индустрии. Ученые утверждают, что с их помощью можно создать технические системы, близкие к идеальной, у которой масса, габариты и энергоемкость стремятся к «нулю», а ее способность выполнять работу при этом не уменьшается.

Для освоения высоких технологий и наукоемких программ в строительной сфере нет и не может быть другой рабочей силы, кроме практикующих инженеров и техников, а также обучаемых специалистов.

7. Суть концепции « образование через всю жизнь» – учиться, учиться и еще раз учится

Исследования показывают: специалист в области техники, стремящийся находиться на переднем крае знаний, должен был не менее 20 % свободного времени тратить на ознакомление с научными и техническими новинками. В американских строительных фирмах, строительных отраслях Китая и Японии не только морально, но и материально поощряют самообразование. Ведь оно позволяет обеспечить непрерывность накопления знаний и является одним из важнейших методов наращивания научно-квалификационного потенциала. Чем активнее научно-технический прогресс захватывает строительное производство, тем весомее становится роль самообучения.

В промышленно развитых странах создан своеобразный культ непрерывного профессионального образования и обучения. Его неотъемлемой частью являются: повышение квалификации специалистов; система «ученичество»; профессиональное обучение безработных граждан; обучение взрослого населения; переподготовка и переобучение специалистов.

Средств на повышение квалификации специалистов и руководителей не жалеют, поскольку знания, полученные ими в ходе переподготовки, сразу же применяются на производстве и дают быстрый экономический эффект.

Уже в 1950-х гг. в США оперативно учитывали последние достижения науки и техники, стремились как можно скорее внедрять их в практику. Поэтому основными целями повышения квалификации являлись и являюся ныне: систематическое ознакомление специалистов с новейшими техническими и технологическими новинками, более совершенными методами организации труда и производства; отбор наиболее способных кандидатов и их подготовка для замещения руководящих должностей.

В программы обучения включается лишь то, что способствует росту профессионального уровня, и может быть использовано в практической деятельности.

8. О содержание процессов непрерывного профессионального образования в строительном комплексе России

На настоящее время в Российской Федерации существует признанная международным сообществом концепция профессионального образования в строительной отрасли: «от образования на всю жизнь, к образованию через всю жизнь». Таким образом, ведущей становится идея непрерывного образования, способствующего развитию человека как личности на протяжении всей жизни, повышению возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.

Так как этот вид образовательной деятельности является чисто коммерческим, он получил распространение в наиболее привлекательных в этом смысле сферах, в том числе и строительном бизнесе.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в рамках непрерывного образования имеет разные формы:

  • самостоятельную работу с литературой и интернет-ресурсами;
  • использование интерактивных средств, участие в семинарах, конференциях и других формах обмена информацией;
  • целевое обучение в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО);
  • дистанционное обучение.

Обязательным условием непрерывного профессионального образования становится его методически продуманное построение, что повышает его эффективность и существенно облегчает профессиональную деятельность специалиста.

С этой точки зрения предпочтительным представляется именно обучение по специальным программам, а в промежутке между образовательными циклами – самостоятельная работа.

Важнейшим сегментом общей системы непрерывного образования является ДПО, которое представляет собой один из наиболее эффективных способов реализации принципа непрерывности.

Рассматривая систему ДПО, необходимо в первую очередь ввести ее основные понятия.

Дополнительное профессиональное образование по официальным документам – это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования разделены по объему предоставляемых знаний на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Данное разделение продиктовано в первую очередь их задачами.

Повышение квалификации есть обновление знаний и навыков в рамках имеющегося профессионального образования, в связи с повышением требований к уровню их квалификации. Повышение квалификации специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования, и включает в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное тематическое обучение в части конкретного производства (нормативный срок обучения – не менее 72 часов);
  • тематические и проблемные семинары (от 72 часов до 120 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка – приобретение знаний и навыков, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами для получения новой квалификации, в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования и выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования и включает следующие виды обучения:

  • обучение для получения новой квалификации в пределах имеющегося образования и выполнения нового вида профессиональной деятельности (нормативный срок обучения – свыше 500 аудиторных часов);
  • обучение для получения специалистами дополнительной квалификации (нормативный срок обучения – не менее 1000 часов).

В пределах каждого уровня профессионального обучения основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным совершенствованием условий профессиональной деятельности и социальной среды.

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут проводиться с отрывом от производства, частичным отрывом и без отрыва от производства. В процессе обучения могут использоваться дистанционные образовательные технологии.

Обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки осуществляют образовательные учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, в приложении к которой указана реализуемая образовательная программа.

Все обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки есть платная образовательная услуга, т.е. услуга чисто коммерческая.

Государство контролирует лишь обязательное условие реализации непрерывного профессионального образования – проведение обязательного тестирования и аттестации специалистов, как на соответствие занимаемой должности, так и на возможность получить от СРО свидетельства о допуске к тем или иным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Главное назначение этой аттестации – выявление резерва повышения уровня отдачи работника, контроль исполнения им своих функциональных обязанностей, а также получение оценки для принятия верного кадрового решения о поощрении (наказании), перемещении или обучения сотрудников для приведения человеческого ресурса в соответствии со стратегией фирмы.

Помимо этой процедуры на руководителя администрации и общественных организаций фирм градостроительного комплекса в соответствии с законодательством РФ возлагаются обязанности по проведению аттестации рабочих мест, по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

В заключение

Свободная и творческая инженерная деятельность в условиях рыночной экономики требует специалистов, имеющих не только фундаментальные базовые знания, но и незаурядные способности успешно осваивать наукоемкие программы в строительстве, а также решать и ставить задачи развития высоких технологий. Только этот сплав знаний, умений и навыков, уверенное поведение в конкурентной борьбе и определяет уровень компетенции инженеров, техников и специалистов строительной сферы.

В 90-х годах прошлого столетия нас вынудили отказаться от громкого лозунга «Российское образование – лучшее в мире» и перейти на шепот – «Российское образование – лучшее в мире, только в мире об этом не знают».

Однако это не относится к нашим инженерам. Наши инженеры не столько «знающие», сколько «умеющие», и они способны конкурировать с «их» инженерами, и скоро «их» инженеры об этом не узнают.

Необходимо лишь обратить пристальное внимание на непрерывное развитие своего образования, потому что знания и профессионализм в XXI в. обретают особую актуальность. Помните, что только, Ваш интеллект, эрудиция и мобильность, позволят, Вам, принимать правильные и выгодные решения, обеспечат карьерный рост и материальное благополучие. 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!