Юлия Тряскина. Авторские практики

«Строительный Эксперт» проводит серию публикаций, в которую войдут отдельные мысли ведущих российских архитекторов, прозвучавшие в лекционной части курса «Авторские практики». Лекция Юлии Тряскиной проходила в декабре 2016 года в лекционном зале СМА.

Архитектор Юлия Тряскина, соучредитель и главный архитектор проектов бюро UNKproject.

3ee47277108fa09d4b91077621138e58.jpg

История создания архитектурной мастерской

Закончив в 1996 г. МАрхИ смотрела на мир через огромные «розовые очки». Это был прекрасный мир, открывавший множество перспектив, среди которых – возможность сделать первые самостоятельные шаги в профессии в качестве ассистента архитектора в московском офисе проектного бюро НОК (США). ++++

Двое моих нынешних коллег и соучредителей бюро UNKproject – Юлий Борисов и Николай Миловидов, также имеют опыт работы в зарубежных проектных компаниях.++++

Сначала в бюро работали 4 человека, включая секретаря. Потом численность сотрудников увеличилась, появилась возможность обзавестись собственным офисом, который мы придумали и сделали «чистым», как лист белой бумаги. ++++

Структура архитектурной мастерской

Что изначально отличало наше бюро от других? Исторически сложилось так, что, как правило, во главе бюро стоит один «звездный» архитектор, остальные сотрудники – его помощники. Акцент при этом делается на реализации некоей уникальной авторской идеи. ++++

У нас иначе. Мы изначально были ориентированы на создание коммерческой архитектуры высокого уровня. Такая работа требует участия многих людей. Одни занимаются собственно зданием, то есть объемным проектированием, другие – общественными и коммерческими интерьерами. Обязательно должны быть и те, кто выполняют управленческие функции. Они заняты не только организацией работы персонала, но и управлением самого проекта. Потому, что каждый проект представляет собой процесс, начинающийся с получения заказа и завершающийся реализацией. ++++

558f9ea74ce242547fda572035dc56e8.jpg

По нашим представлениям, коммерческая архитектура – это, прежде всего, управление процессом. А имя архитектора – не более чем короткая строчка в проектной документации. Все остальное – это деньги заказчика, инвестора, технический надзор и т.д. Коммерческая архитектура должна быть простой, понятной, приятной и логичной с позиции бизнеса. Потому, что бизнес строится не на эмоциях, в основе него – некая хорошо осмысленная схема. ++++

Любой человек, принятый на работу в бюро, получает наставника. Функции наставника – донести до новичка суть и задачу проекта. Вновь принятый на работу сотрудник с полным правом голоса принимает участие во всех обсуждениях. Все нацелено на то, что бы человек понимал, что и зачем он делает. Поскольку коммерческая архитектура – это не абстрактное творение, а то, что должно соответствовать схеме конкретного бизнеса и обслуживать конкретный бизнес-процесс.++++

В бюро введена система технологий информационного моделирования (BIM). Тех сотрудников, которые еще не успели овладеть этими технологиями, мы обучаем. В наше время работа с BIM – обязательное условие успешного функционирования любой проектной структуры. Потому, что BIM – это целостная модель объекта на всех этапах его существования. ++++

Архитектура как бизнес

Что общегомежду архитектурным проектированием и изготовлением зубной пасты? И то и другое – производственные процессы. Каждый производственный процесс должен завершаться получением продукта. Применительно к архитектуре продукт – это «бумага», которая в одном случае отправляется в мусорный бак, в другом – влечет за собой строительство того или иного объекта.

Соответственно, управление всеми этапами архитектурного процесса и циклами, связанными с производством зубной пасты, происходят по общей схеме. Отсюда вывод: разработка архитектурного проекта – то же бизнес. ++++

edd165e3d85e947992b067c056241354.jpg

Следующий вопрос: кто должен управлять проектом? Ответ: сегодня архитектор не может произвести полноценный проект без менеджера. Архитектор-творец просто не в состоянии самостоятельно провести свой замысел через все этапы проектирования, соблюсти требования технического задания и уложиться в определенный контрактом срок. ++++

Взаимоотношения с заказчиком

Очень важный аспект – оценка труда архитектора. Здесь снова следует провести параллель между архитектурным проектом и зубной пастой. И то и другое изготавливается в соответствии с техническим заданием и должно появиться на рынке в заранее оговоренное время. Поэтому все попытки заказчика отнестись к проекту с позиции «красиво – некрасиво», «хорошо – плохо», «нравится – не нравится» – безосновательны. Данные категории невозможно измерить линейкой или взвесить на весах. Следовательно, они не имеют никакой юридической силы. Это значит, что при оценке качества выполненной архитектором работы применимы только два критерия:++++

  • соответствие проекта техническому заданию;
  • предоставление проекта заказчику в срок.

Если результат выполненной архитектором работы соответствует этим требованиям, то заказчик обязан оплатить проект. В противном случае – это повод для судебного разбирательства.++++

Позиция мастерской на рынке архитектурно-проектных услуг

Успех нашей компании на рынке проектных услуг – в финансовой открытости по отношению к заказчику. Мы всегда точно знаем, сколько денег заказчика мы потратили, на что и всегда готовы предоставить ему эту информацию. Кроме того, у нас многочисленный и многофункциональный коллектив. Мы можем работать «от света до света», делать быстро, много и проектировать все, что имеет отношение к коммерческой архитектуре. В результате, у нас появились постоянные клиенты.+

+++

53f5d5403253c308de9b884d33dcc939.jpg+++

Стратегическое планирование

Все мы должны задумываться о перспективах. Какими мы хотим быть в 2020 г., какие в то время у нас будут заказы и какими – заказчики? Сотрудники нашего бюро могут себе это представить, потому, что наш бизнес, во-первых, имеет цифровое выражение, во-вторых – его эффективность не зависит от конкретного руководителя. Если кто-то из нас, соучредителей, вдруг решит посвятить себя другому делу и уйдет из бюро, производственный процесс в нашей проектной компании не прекратится. Бюро работает по хорошо отлаженной схеме, имеет свою корпоративную культуру, действует в соответствии с внутренними стандартами. Коллектив бюро руководствуется не чьей-то волей, а реализует некие объективные процессы. ++++

В этом смысле мы не считаем себя первооткрывателями. В мире есть немало примеров подобной самоорганизации проектных структур. Достаточно вспомнить Нормана Фостера, который продал свою долю бизнеса, начал получать от этой сделки ренту и теперь занимается тем, что ему нравится. При этом после ухода Фостера бизнес, созданный при его участии, продолжает и будет впредь успешно функционировать. Независимо от изменения внутриэкономических, внешнеполитических и иных условий. +++

_______________________________

Портфолио: http://www.unkproject.ru/

Комментарии