«Сплети мне кружево умело, мастерица» или Работа на заказ

Автор: Михаил Сорочкин

Работа на заказ – древнее ремесло. Камея Гонзаго, портреты работы придворных художников-гофмалеров Гольбейна, Рубенса, Тициана, Веласкеса, Гойи, Рокотова, Герасимова и других, принадлежавшее царю Соломону кольцо с гравировкой "Всё проходит", «Пьета» Микельанджело из собора Святого Петра в Риме, пирожки и горшочек с маслом в корзинке Красной Шапочки были выполнены на заказ.

017a1c214fc98484d9d5a0af75f7476c.jpg

Цеховые производства в средневековой Европе вызвали развитие ремесел, совершенствование мастерства изготовителей, разработку требований к качеству изделий. Недаром образец изделия, которое подмастерье изготавливал на экзамене на звание мастера, назывался chef-d'uvre - «шедевр». При этом все изделия производились только по индивидуальному заказу. Со временем промышленные революции и развитие станочных производств серийной продукции сильно изменили ситуацию. Изготовители в большей или меньшей степени начали работать на склад. На рынке между производителями и покупателями появились разные посредники, в том числе дилерские сети, изменились накладные расходы, что повлияло на цены продуктов. 

Влияние многих факторов, в том числе моды, на качество и характеристики продукции видоизменилось, приобрело усредненный характер и замедлилось. Производители начали воспринимать совокупность покупателей своих изделий ан масс (в целом), индивидуализацию продукции сменил усредненный подход, производитель начал в основном интересоваться потребностями и вкусами большинства покупательской массы. Индустриализация принесла вместо личностных и индивидуальных связей между производителями и покупателями их обезличивание. Конечно, у такой формы отношений поставщиков и потребителей на рынке были и свои положительные черты. Но благоприобретателями от них были, прежде всего, собственно производители, посредники и в какой-то мере наименее кредитоспособная часть покупателей.

Безусловно, заказная форма в описываемой сфере отчасти существует. Индивидуальный пошив одежды, изготовление некоторых ювелирных изделий, аксессуаров и предметов искусства, реализация каких-то архитектурных проектов на заказ в отличие от типовых сохранились. Но чтобы предприятие, относящееся к категории среднего бизнеса с заметным объемом производства строительных материалов, работало только на заказ, - это в начале XXI в. звучит как совершенная фантастика. Тем не менее, тенденция к появлению в деревообработке и в частности в производстве деревянных напольных покрытий предприятий, изготавливающих полы на заказ, проявилась некоторое время тому назад и распространяется на все большее число предприятий.

a68bd28c056b167909a6be2950050238.jpg

Совместная работа с дизайнерами и архитекторами учит нас нетривиальному подходу к решению оформительских задач, отслеживанию интерьерной моды, необходимости поиска новых возможностей цветовых и изобразительных решений в интерьерах и расширению перечня возможных вариантов отделки поверхностей, прежде всего, деревянных напольных покрытий. Как уйти от стандартных решений? Как помочь дизайнерам–интерьеристам учесть все индивидуальные пристрастия и пожелания заказчиков? Как принять участие в создании «нетленки», которая останется на десятилетия, а то и века, подобно поражающим воображение интерьерам «Эрмитажа», усадьбы Останкино и Китайского дворца в Ораниенбауме, Юсуповского дворца на Мойке, дома Курлиной в Самаре и множества других памятных мест по всему миру? Пожалуй, в значительной мере на эти вопросы отвечают «полы на заказ».

Полы на заказ – одно из сравнительно редких пока в мировой практике направлений, которое в определенной степени сокращает для заказчика расстояние между началом выбора и приобретения материалов напольных покрытий и получением пола как готового продукта, пригодного к длительной эксплуатации. При этом речь идет не о выборе материалов из менее или более разнообразного перечня стандартных образцов, а о подборе из наличия или изготовлении на заказ почти неограниченного круга вариантов, позволяющего получить пол, отвечающий всем пристрастиям и вкусам владельца, всем дизайнерским замыслам работающих с ним специалистов-оформителей, пол мечты. Так, как это бывает при индивидуальном заказе на одежду, при изготовлении заказных уникальных ювелирных изделий, при написании музыки к конкретному фильму или театральной постановке, при изготовлении концепт-кара. 

Только в рассматриваемом случае это реализация проекта «концепт-паркет» или в общем случае «концепт-деревянный пол». В качестве примера можно упомянуть работу на заказ российской компании «Европолы» с такими ее партнерами, как Archetypal Imaginary, Solid Floor, Schober, Oldenburger, но прежде всего завод Austria Wood, с которым компанию связывает совместное производство. У этого австрийского завода последние 5 лет портфель заказов обеспечивает загрузку производства на полную мощность. Так же, как и с несколькими российскими производителями, компания создает совместно с этим австрийским предприятием авторские коллекции напольных покрытий. И всё же, что такое полы на заказ?

6a286e3426cc3a31028837f8952bb13e.jpg

Это работа в слаженной команде единомышленников, которая не боится остаться один на один со своим заказчиком, исключив посредников. Основной критерий сотрудничества при изготовлении полов на заказ состоит в безусловной реализации пожеланий и индивидуального выбора заказчика. При работе с кем-то из изготовителей это предусматривает заполнение специально разработанных форм, содержащих требования к выбору древесины, ее распила, наличия в ней природных меток (сучков, вырывов, свилеватости, трещин, локального изменения цветности и т.д.), к размерам ламелей или досок, к цвету и типу глянца, к видам обработки поверхности, к разновидности защитного покрытия и т.д.. 

Постоянное взаимодействие изготовителя и заказчика позволяет оперативно учитывать множество возникающих факторов и вводных, включая, например, уточнение площадей помещений, обеспечение ансамблевых решений в процессе проектирования, возникновение пожеланий изменить цвет в последний момент и отслеживание интерьерной моды, которая бывает переменчивой и быстротечной. И, что очень важно, уже на стадии проектирования заказчик получает полное представлении о конечном продукте, который он приобретает, включая при желании предоставление образцов фрагментов полов. Распространенной формой взаимодействия при заказных работах может быть поездка специалистов заказчика на завод - изготовитель с целью ознакомиться со сборкой «на сухую» до 10% заказанного пола в цвете и с защитным покрытием, чтобы оценить соответствие требованиям заказа и внести при необходимости коррективы. 

Когда-то известный американский архитектор и дизайнер Клода (Clodagh) очень удачно сформулировала дизайнерский принцип общения с пространством и заказчиком: «Пространство может стать по-настоящему красивым лишь и только тогда, когда оно функционирует в гармонии с нами… Всё здесь зависит от удовольствия: только понимая, что доставляет хозяевам настоящее удовольствие, можно создать идеальное для них пространство, заключающее в себе те элементы и качества, которые ценит Заказчик». В этом случае компания «Европолы» в полной мере разделяет мнение дизайнера.

3e1738d4cdeb912a098cb7f26fe6b4a8.jpg

Для производства, способного работать на заказ, должен быть решен определенный круг проблем. Это по плечу только развитым и хорошо оснащенным предприятиям с достаточным опытом работы в отрасли и высококвалифицированным составом специалистов. К числу этих проблем, например, относятся:

  • Тщательный отбор древесины из известных ареалов произрастания и отработанный процесс ее качественной сушки, как правило, сочетающий естественную сушку на воздухе с камерной не форсированной сушкой, что призвано минимизировать внутренние напряжения в древесине. Продуманный отбор твердолиственной древесины и некоторых пород хвойной. Иногда используется дерево, прошедшее очень длительный период естественного старения, или применяются очень медленно растущие породы со сроками созревания в сотни лет и очень узкими годовыми кольцами.
  • Умение изготавливать материалы из клееной многослойной древесины, конструкция которых обеспечивает необходимую стабильность в достаточно широком диапазоне изменений климатических условий.
  • Изготовление конструкций из дерева с перекрестной склейкой слоев и с толщинами лицевого слоя 3,6 – 4 мм и более. Готовность по заказу производить продукцию с широким выбором размеров и характеристик в дополнение к стандартному ряду показателей.
  • Применение древесины с морением и термообработкой.
  • Возможность применять различные методы обработки поверхности древесины, включая браширование, ручное простругивание, комбинированные методы обработки и методики искусственного состаривания дерева.
  • Возможность изготавливать или иметь доступ к заготовкам дерева с длинами до 15 м и шириной до 0,8 – 1,0 м.
  • Выбор лучших и ответственных производителей паркетной химии. Тех, кто выпускает экологически безопасные продукты. Кто предлагает широчайший выбор продуктов на все случаи жизни и даже на те, что могут лишь присниться. Кто предусматривает варианты тонировки во все цвета, диапазон которых расширяется практически на всю гамму RAL благодаря сочетанию разных тонирующих компонентов, и свет с рассвета до заката и даже тьму ночную. Кто знает про стандарт для покрытия детских игрушек и следует ему. С кем не скользко (по классам R9 и R10). Кто не забывает про средства по очистке и уходу для процесса эксплуатации полов.
  • Есть еще такое непростое обстоятельство, что заказной проект выполняется со стороны изготовителя командой консультантов, состоящей из дизайнеров, высококвалифицированных мастеров, контролеров и специалистов по продажам. Наладить взаимодействие консультантов со стороны производства со специалистами заказчика – далеко не простая задача. Однако, исходя из того, что концепция дизайна, объединяющая совокупность идей в уникальное творение, складывается из учета архитектурного оформления и параметров помещения, свойств материалов, цветовых решений и пожеланий клиента, компромисс и взаимодействие специалистов с обеих сторон вполне возможны. В то же время в пользу такого сотрудничества говорит то, что изготовитель консультирует специалистов и заказчиков по широкому кругу вопросов, включая участие в проектировании, помогает ориентироваться в проблемах эксплуатации деревянных напольных покрытий и ухода за ними и в особенностях участия в тендерах. Последнее особенно важно для тех наших проектировщиков, кто намерен принять участие в тендерах и по их результатам в реализации конкурсных проектов в Европе и других частях света.

Совместная работа специалистов разного профиля превращает мечты о комфортном и уютном жилье, о красивых и удобных для использования коммерческих помещениях, об оригинальной и разнообразной отделке интерьеров в реальность. 

a5f2804fe753951148072ef6a3e55458.jpg
Проект: Ресторан Арагви.  Бренд / Коллекция: Schober  – широкая паркетная дубовая доска.  Площадь 200 м2.  Год 2012

Комментарии