Начало - "Шесть соток без границ"
Дачи, даже если они же – шесть соток (сегодня эти слова звучат почти как синонимы) становятся экспериментальной площадкой для разнообразной реконструкции отслуживших свой век щитовых домиков. Когда их начинают заменять на двухэтажные дома с повышенным уровнем комфорта, то при этом оказывается, что наши «шесть соток» в состоянии выдержать общую площадь в 50– 100– 150 метров квадратных. А это, при самой примитивной классификации сельского жилья, будет уже называться не «домик для хранения инвентаря», а «коттедж».
При огромном спросе на подобные коттеджи возникает проблема: как сделать их продукцией массового производства для торговли на внутреннем рынке?
Строительство малоэтажного жилья, в масштабах перспективного развития отечественной экономики, означает перенос платёжеспособного спроса населения с импортных высокотехнологичных товаров на отечественную продукцию, которая, с одной стороны, не требует больших капиталовложений для повышения их конкурентоспособности, с другой стороны – жизненно необходима для российского потребителя. Это основополагающая мысль, содержащаяся в статье профессора, доктора экономических наук В. В. Поциорковского, а также в ряде других его публикаций, ( см. журнал « Россия и современный мир», №3 2012г.) использована в дальнейшем автором как социологическое обоснование инновационного развития не только личных подсобных хозяйств на селе, но и для модернизации дачных хозяйств.
Совершенно очевидно, что такой отечественной продукцией массового производства должны стать изделия лесоперерабатывающих комбинатов, существующих и строящихся в нашей стране. Эти изделия в первую очередь должны обеспечить строительство малоэтажного жилья. Именно здесь мы получаем объединение производства продукции массового потребления ( и огромного спроса!) с торговлей этими товарами на внутреннем рынке.
Массовое строительство индивидуального малоэтажного жилья на основе предоставления селянам и жителям городов права бесплатного получения в собственность земельных участков и предоставления товарного кредита, способно быстро и эффективно решить задачу обеспечения жильем всех нуждающихся в нём – и селян, и горожан. Есть смысл упомянуть в связи с этим возникновение в России, одновременно с Реформой об отмене крепостного права, акционерных земельных банков, которые обеспечивали возможность вчерашним крепостным крестьянам стать единоличниками, способными вести прибыльное хозяйство.
Самое главное – строительство своего дома на своей земле открывает возможности распространения самозанятости и формирования самодостаточного в своей основе социального слоя населения. Значительная часть молодого и здорового поколения приобретает возможность свободно и самостоятельно жить на земле. Основной механизм реализации такого рода возможностей обусловлен неизбежным для современного общества совмещением господства наемного труда с жизнью в малогабаритной городской квартире. А в это время происходящие в обществе перемены предполагают распространение – вместо наемного труда – самозанятости и свободного труда, связанного с домашним производством в условиях жизни в индивидуальном усадебном жилище.
Сегодня семейные пары, с детьми и без них, мечутся, снимают жильё, покупают жильё и тратят весь доход, чтобы избавиться от бремени ипотеки и прочих выплат. А потом вдруг выясняется, что для полноценной жизни все равно не хватает чего-то, кроме заботы о совместном домохозяйстве и взаимной привязанности. Это что-то – отсутствие общего дела, какого - то особого смысла в производстве благ не только для домашнего хозяйства. Появляется понимание, что все блага, которая они могут получить дома, сегодня доступны и за его пределами, в сетях общественного обслуживания.
Следует обратить внимание, что подобное развитие событий нисколько не противоречит задачам модернизации городской среды городов - миллионников. При существующих огромных потоках трудовых мигрантов в крупные города особенно важно развитие малых городов в сельской местности. Оставим в стороне важнейшую проблему формирования на сельском подворье и в домохозяйстве современного технологического уклада, отсталость которого противоречит новому положению сельского подворья в обществе – это самостоятельная тема фермерской усадьбы. Продолжим разговор с точки зрения горожанина, живущего на два дома, представители среднего класса.
Этот самый, по сути самодостаточный слой населения, связан сегодня необходимостью тратить время на передвижение от своего жилища к месту работы только потому, что его квартира в многоэтажных джунглях слишком мала, чтобы устроить в ней проектное бюро, мастерскую, офис, ателье, студию т. п. Человек уже не является членом гигантской низкооплачиваемой армии труда, обеспечивающей ему лишь прожиточный минимум. А сам он, живя в городе, не в состоянии поддерживать уровень потребления в своей семье, который обеспечивал бы его экономический рост. Значит, в перспективе может возникнуть обратная миграция – из крупных городов в сельскую местность. И это не просто на любимую дачу, используемую только в наш кратковременный летний сезон, а в небольшой коттедж для постоянного проживания.
Жизнь в сельской местности – это жизнь на земле. В этом состоянии исключительно важна в биологическом отношении ценность сельского образа жизни: естественная среда обитания –земля, лес и вода, а не железобетонные джунгли.
При застройке так называемой «новый Москвы» многоэтажными зданиями, стоящими среди лесных массивов, нарушается не только градостроительный регламент – нарушаются нравственные принципы, принятые между человеком и природой. Эти принципы сродни библейским заповедям, принятым во взаимоотношениях между людьми. И прежде всего – первая заповедь экофильного поведения, который гласит: «не вреди». Любое искусственное сооружение уже есть акт агрессии по отношению к природе. Поэтому, «…при конфронтационных отношениях между обществом и природой нельзя исчерпывать рекреационных потенциалов природы», «антропогенная нагрузка не должна приводить к изнурению вмещающего ландшафта». (доктор философских наук Э.С. Кульпин, «Социоестественная история», изд-во Учитель, Волгоград 2014г. )
Вспомним, что говорил академик Д.С. Лихачёв: «Экология– наука нравственная!» Нарушение этических, нравственных правил приводит к эстетической дисгармонии. Создается ландшафт, не имеющий аналогов в мировой градостроительной практике: среди лесных массивов, где высота взрослых деревьев достигает 30 м, торчат вдвое более высокие многоэтажные дома. Объяснение этому необычному явлению только одно: осваиваются новые территории, которых уже не осталось в городе (на самом деле это не так, в Москве ещё полно неиспользованных резервов) под хорошо отлаженный строительный конвейер, приносящий сверхприбыли.
И все же - как преодолеть гигантское отставание России от ведущих стран мира по уровню обеспеченности жильем? Оказывается, тут не надо ничего изобретать. Ведь именно строительство малоэтажного жилья сделала экономику США абсолютным экономическим лидером.
Система таких деревянных домов с частым каркасом давно разработана в США, проникла в Европу, прежде всего через скандинавские страны, и работает безотказно. Почему с «частым каркасом»? Потому что это гениальное по простоте конструктивное изобретение привело к тому, что основные несущие элементы здания – стойки и ригели стали небольшого сечения и незначительными по весу.
Все настолько упростилась, что сборка дома вручную, на гвоздях (когда это было изобретено, саморезов и шуруповертов еще не было и в помине) стала радостным и увлекательным занятием для всей семьи. И (это самое главное) – без привлечения наемной рабочей силы. Стоимость рабочей силы в США, как и во всем мире, очень велика, так же, как и стоимость применения подъемно–транспортных механизмов и средств для перевозки и монтажа традиционных конструкций.
Если мы посмотрим теперь на рекламу наших фирм типа «Терем», «Зодчий», «Витязь» (я ни одного худого слова про них сказать не хочу, они делают очень важное дело), то цены на домах все же кусаются. Это несмотря на постоянные рекламные объявления о скидках и «спецценах». А почему кусаются, догадаться не трудно: в них заложена стоимость перевозки от домостроительного комбината к месту строительства плюс стоимость рабочей силы. И то и другое в сумме составляют (тоже догадаться не трудно) не менее половины объявленной стоимости дома.
А теперь представим себе такую картину: платёжеспособный, благодаря банковскому кредиту, гражданин среднего сословия, вместе с сыном (можно даже подросткового возраста) выезжают на своем автомобиле с прицепом (а что, это такая редкость?) на домостроительный комбинат. Там они по предложенному им каталогу выбирают проект дома и приобретают полный комплект завёрнутых в полиэтилен деревянных и прочих изделий заводского среднетехнологического уровня изготовления и грузят всё это (вручную!) на крышу, в прицеп и в багажник своего автомобиля.
А дальше – ну кто не захочет вернуться в своё детство и вспомнить строительство дома из набора деревянных кубиков. Только сломать одним движением и снова собрать уже будет нельзя, потому что–шуруповерт! И нет опасности попасть молотком вместо гвоздя по пальцу, и все члены семьи будут просить подержать шуруповерт, тем более, что дырки для шурупов и саморезов будут просверлены заранее. Совсем как в той мебели, которую мы покупаем фирме «ИКЕА» и с удовольствием собираем сами.
Конечно, всей этой радужной картине потребуется, если так можно сказать, интеллектуальное сопровождение. Архитекторам надо будет вспомнить опыт наших предков по проектированию «образцовых домов» в городских и сельских дворянских усадьбах, существовавший в 18-19 веках. Можно будет даже вспомнить прошедший всё же недаром во второй половине 20-го века опыт тотальной типизации и унификации и предложить домостроительным комбинатам изготовление многовариантных унифицированных объемных блоков для планировочных решений входных устройств, санитарных узлов, кухонь, лестниц –встроенных и вынесенных из основного объема, зимних садов и оранжерей, и т.д. Сидит вся семья и подгоняет эти блоки– один к другому. Сошлось, совпало – хорошо, не сошлось – можно начать игру сначала.
Что это – утопия? В некотором смысле – да, но идеал запрограммированный и организованный. Для того, чтобы он осуществился, нужны дороги и социальная инфраструктура, а то какое же постоянное жильё без детских садов и школ, спортивных площадок и поликлиник. Нужна газификация дачных участков, причём не по фантастическим нынешним ценам. Чтобы фраза «Газ – национальное достояние!» не звучала бы пустым звуком, а стала быть реальностью. Чтобы было общество, объединённое общим стремлением добиться поставленной цели – ликвидировать жилищный голод в стране.
Эта цель заслуживают того, чтобы проявить воображение, смелость, инициативу, веру в завтрашний день. Двух-трёх этажное жильё это жильё, в котором людям хотелось бы осесть на всю жизнь. Это наилучшая возможность создания полноценной среды обитания, здоровой, гуманной, эстетически осмысленной.
Автор: И.Г. Орлова, доцент МАрхИ
Комментарии (0)