В 2011 году состоялось официальное открытие нового музея транспорта в Шотландии, в Глазго под названием Музей «Риверсайд». Здание музея выглядит впечатляюще: мягкие, обтекаемые архитектурные формы — это настоящая сенсация. Строительство этого объекта стало необычайно сложным заданием для проектировщиков и строителей. Фасады и крыши этого строения покрыты титан-цинком.
Глазго является важным шотландским и международным транспортным центром. Благодаря своему расположению на реке Клайд уже в конце XVIII века Глазго стал важным перегрузочным пунктом для межокеанской торговли. В местных промышленных цехах и судоверфях строились поезда и суда, а в 1896 году здесь заработало третье в мире метро. В настоящее время в Глазго пересекаются четыре автомагистрали, а благодаря наличию двух аэропортов город имеет международное авиасообщение.
С 1964 года жители Глазго и его гости могли узнать о традициях и проследить за развитием транспорта благодаря новому музею. Первоначально выставка располагалась в старом трамвайном депо, а с 1987 года — в выставочном центре «Келвин Холл». Однако в этом объекте не было возможности выставить все экспонаты. В связи с этим было принято решение о начале строительства нового объекта, который должен был быть возведен прямо у реки Клайд. Кроме того, он должен был способствовать улучшению репутации портовых территорий.
Подготовка проекта музея и его строительство были поручены фирме Захи Хадид из Лондона, являющейся лауреатом Притцкеровской премии. Конструкторским бюро был создан проект здания, которое, благодаря своей необычной архитектуре и формам, стало новой достопримечательностью порта в Глазго. Образ нового музея транспорта — музей «Риверсайд» напоминает неровно сложенную салфетку, согнутую вдвое, торцы которой представляют собой две полностью застекленные стены. В этом месте посетители начинают свое путешествие по туннелю музея, в котором внимание гостей притягивают три тысячи экспонатов. Перед посетителями предстают велосипеды, машины, трамваи, автобусы и локомотивы. Точно воспроизведенные дороги задействуют все ощущения. Части выставки переходят одна в другую, подобно плавному уличному движению или воде в реке Клайд. Видимые изнутри стороны сложенной салфетки подчеркивают плавное направление движения и направляют гостей по музею.
В интерьере туннеля музея отсутствуют какие-либо опоры, поэтому единственный повод, почему посетители задерживаются или проделывают дополнительный путь — это чтобы рассмотреть экспонаты. Ввиду отсутствия опор движение посетителей не блокируется и ничем не ограничивается. Это стало возможным благодаря несущей стальной конструкции, простирающейся в ширину на 35 м и в длину на 167 м. Крыша парит в воздухе благодаря складчатой форме, обеспечивающей стабильность металлической конструкции.
Мягкие, плавные переходы характеризуют также внешнюю форму музея. Фасад и крыша соединены между собой непрерывно и без выступов. Внешнее полотно кровельного покрытия состоит из возвышенностей и впадин, которые также видны внутри здания. Разница в высоте достигает 10 м.
Для обеспечения задуманного единообразия внешнего вида музея, фасады и крыша выполнены из материала одинаковой структуры. Нижняя часть конструкции изготовлена из стальных профилированных листов, закрепленных на стальной конструкции. Затем положены битумные слои герметизирующего материала, минеральная вата, фанера и объемно-диффузионная мембрана. В качестве облицовочного материала использован титан-цинк компании «RHEINZINK® GmbH & Co.» KG (Datteln) толщиной 0,8 мм. Этот строительный материал характеризуется необычайной долговечностью и не нуждается в техническом обслуживании благодаря патине, которая образуется в результате естественного воздействия погодных условий на материал — патина надежно хранит кровельное покрытие от коррозии. В случае повреждения поверхности, на этом же месте сразу образуется новый слой карбоната цинка. Появление этого защитного слоя является естественным процессом, который происходит медленно и неравномерно.
Этот процесс зависит, в том числе, от количества и частоты атмосферных осадков, от расположения поверхности относительно сторон света и ее наклона. Во время образования патины поверхность может покрываться карбонатом цинка неравномерно, что архитекторы и инвесторы часто считают недостатком. В связи с этим компания «RHEINZINK»® создала уникальный способ обработки поверхности: «патинаpro серо-голубая» и «патинаpro темно-серая». Поскольку этот способ обработки влияет только на оттенок защитного слоя, свойства титан-цинка RHEINZINK® полностью сохраняются, то есть создается вечнозащищающая патина. Во время строительства музея «Риверсайд» использована поверхность «патинаpro серо-голубая», которая по цвету соответствует приморскому расположению объекта.
Фасады покрыты титан-цинком в технике монтажа с угловым фальцем, а крыша — с двойным вертикальным фальцем. Ввиду сложной геометрии и высоких требований архитектора, перед производителем, конструктором и подрядчиком стояла задача не из легких. И хотя архитектурное бюро создало два подробных плана кровельного покрытия, однако для проведения работ были необходимы профессиональные знания и точное исполнение.
Для достижения единообразного плавного вида, кровельные работы были начаты, прежде всего, на вертикальных фасадах. Для обеспечения однородности плоскости крыши каждый профиль создавался отдельно в соответствии с закругленными формами здания. Изгиб, наклон и ширина материала менялись на кровельных скатах у каждого профиля — все полосы были вырезаны вручную, спрофилированы и затем соединены между собой. Следующей непростой задачей являлся эффективный отвод дождевой воды. Для этого в переходе между фасадом и крышей был установлен встроенный желоб, не заметный с уровня земли. При этом на стыках скатов крыши, в самых глубоких местах проложены водосточные трубы, которые для защиты от загрязнений были покрыты перфорированными профилями, собранными в вертикальный фальц. Не менее важным был расчет водоотведения. Чтобы гарантировать надежный отвод дождевой воды, были проведены крупномасштабные тесты, с помощью которых эксплуатационный объем и пропускная способность водосточных труб крыши были подобраны соответствующим образом.
Для постройки музея «Риверсайд» было использовано 200 тонн листов титан-цинка RHEINZINK® шириной 1000 мм, 675 мм и 575 мм. Ввиду особо высоких требований, профили выполнены из материала RHEINZINK®-ProRoofing серо-голубого цвета и дополнительно покрыты защитным слоем с внутренней стороны — специальным органическим покрытием, защищающим профили от образования гидроксида цинка в результате временной влажности во время транспортировки и хранения. Это покрытие устойчиво также к абразивному воздействию во время обработки. После нанесения этот слой становится надежной защитой от негативного физического воздействия, которое могло бы появиться в результате влажности и намокания нижних конструкций здания или в результате диффузионных или конвекционных процессов.
Порог старого Музея транспорта переступало ежегодно около 500 тыс. человек. Это был второй наиболее часто посещаемый музей в Великобритании. Власти музея «Риверсайд» ожидают, что это количество резко возрастет. В течение первого года расположенный на площади 6,600 м2 музей может посетить 800 тыс. человек.
Инвестор: Муниципалитет г. Глазго
Архитектор: «Заха Хадид Архитектс»
Строительная конструкция: Бюро «Хапполд»
Переработка титан-цинка: «Варла», Великобритания
Комментарии (0)