Мы продолжаем серию публикаций о наиболее эффективных руководителях российских регионов, в том числе, в разрезе градостроительных успехов.
По информации ИА REGNUM в Национальном рейтинге губернаторов за июль-август 2017 года Дмитрий Кобылкин – губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, вошел в пятерку лидеров, разместившись на почетном пятом месте. Напомним, впереди него только белгородский, ленинградский, тюменский губернаторы и московский мэр.
По большому счету, быть неэффективным руководителем Ямала – надо очень постараться. Для сведения: Ямал и Югра, главные регионы России, главнее … Москвы, потому что это базовые нефтегазоносные провинции страны. Отсюда начинается пресловутая «газовая игла». Ямал и Югра – это «Газпром» и все-все-все, то есть вертикально-интегрированные нефтегазовые компании России.
Отметим, что 72% инвестиций во всей арктической зоне страны – это вложения в ямальские проекты. По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал достигли 1 трлн рублей. За девять месяцев текущего года рост промышленности составил 13% – этот показатель значительно выше среднероссийского. 50% промышленной продукции арктических регионов России создано в автономном округе. Каждый второй рубль валовой добавленной стоимости, полученной предприятиями арктической зоны России, произведён на Ямале.
При этом надо понимать, что у региона есть свои большие особенности. Территория ЯНАО расположена в арктической зоне, на севере крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины и занимает обширную площадь более 750 тысяч квадратных километров с населением всего 536 тыс. человек. Более половины территории расположено за Полярным округом.
Климат здесь характеризуется особенно резкими изменениями в течение года, длительной, холодной и суровой зимой с сильными бурями и частыми метелями; самая низкая температура -56 С. Лето короткое - в среднем около 50 дней.
Учитывая вышесказанное, перед губернатором Ямала, в отличие от другого лидера из Тюмени, стоят совсем иные задачи. И это отнюдь не сельское хозяйство и большие промышленные кластеры по производству всего и вся, например, медикаментов или стройматериалов.
Во-первых, главное на Ямале – эффективно наладить сотрудничество с основными игроками – нефтегазовыми компаниями. Во-вторых, приложить максимум усилий для строительства соответствующей отраслевой инфраструктуры: коммуникаций, портов. В-третьих, удержать в приполярной и заполярной зонах население, обеспечив его качественным жильем и социальной инфраструктурой. На самом деле, все три направления тесно между собой переплетены.
Отметим, что Дмитрию Кобылкину это относительно удается.
Ямал на стройке
Масштабное жилищное строительство и социальных объектов в этих арктических широтах с крайне суровым климатом и протяженностью территории – вопрос спорный. СССР в свое время вкладывал миллиарды в антропогенное освоение Ямала. При том, что территория остальной России да и в целом СССР с более благоприятным климатом и тогда и по-прежнему не является густонаселенной. И это не очень хорошо.
Но функционал губернатора обязывает в теории делать все, чтобы дома, стадионы, школы и больницы строились с максимально возможным размахом. В том числе на Ямале. А надо-не надо, федеральному центру задумываться некогда.
По словам Юрия Теряева, директора департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, в планах округа – ввести в 2017 году 290 тыс. м2 жилья. Задел для этого есть – разрешение на строительство получено для 277 многоэтажных домов общей площадью более 500 тыс. м2. Кроме того, в стадии строительства находятся 1 300 индивидуальных жилых домов. Многие проекты связаны с расселением ветхого жилья – наследия первопроходцев.
Фонд жилищного строительства продолжает реализацию программы по переселению из «авариек», в стадии строительства сейчас находятся 236 тыс. м2 жилья, которое планируют ввести в период 2017-2018 годов.
Также Теряев отметим, что на территории Ямала реализуются строительные инвестиционные проекты, в которых принимают участие все крупные недропользователи, осуществляющие свою деятельность в округе. Обратите на это внимание! Каждая компания заключила с округом договор о сотрудничестве, в рамках которого на территории присутствия компания возводит за свой счет тот или иной социальный, либо жилой объект. А иногда и объекты перерабатывающей промышленности.
Например «Газпромнефть–Ноябрьскнефтегаз» («Газпром нефть») строит социальные объекты в восьми муниципалитетах ЯНАО. «Газпром нефть» в рамках соглашений в 2017 году построила Ледовый дворец в Муравленко, к концу года - спортивно-оздоровительный комплекс в Лабытнанги.
Кроме того, в рамках соглашений с «Газпром нефть» началось проектирование объектов среднего и дошкольного образования. В настоящее время в Тарко-Сале в проекте школа на 400 мест. Два детских сада проектируется в Муравленко и в Ноябрьске, на 190 и 180 мест соответственно. «Газпром добыча Надым» в рамках своей инвестпрограммы, в этом году завершает строительство детских садов в Пангодах на 190 мест и в Надыме на 330 мест В этом году группа компаний «НОВАТЭК» планирует завершить строительство убойного комплекса в Гыде (по заготовке оленины), там же продолжится строительство школы на 720 мест.
По соглашению с «Лукойлом» идет проектирование спортивно-оздоровительного комплекса в посёлке Тазовском.«ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» здесь же завершат строительство трёхэтажного жилого дома для медицинских работников.
Специалисты отмечают, что в 2017 году на территории Ямала строятся и проектируются 18 дошкольных образовательных учреждений на 4 030 мест. Из них девять возводятся в рамках Адресной инвестиционной программы ЯНАО, четыре – в рамках соглашения о государственно-частном партнёрстве и пять – за счёт средств частных инвесторов.
Также на сегодняшний день на территории региона строятся и проектируются 13 объектов спорта, 6 из них – в рамках Адресной инвестиционной программы ЯНАО. Всего, за 2010-2016 годы в Ямало-Ненецком автономном округе за счет средств всех источников финансирования были введены 44 спортивных объекта, 35 из них строились за счет средств предприятий.
В принципе, компании могли бы этого ничего не делать. Это забота, вообще-то, окружного бюджета. Но у компаний есть определенная совесть, социальная ответственность и губернатор округа, сумевший эффективно продолжить эту советскую традицию – формировать социальную инфраструктуру за корпоративный счет.
Капитальные вложения самого округа в школы, больницы и детские сады, с учетом, что они только в этом году были увеличены на 80% – всего 4 млрд 522 млн рублей. В 2017 году на строительство объектов образования в округе направлено более 1,5 млрд рублей, что составляет больше 30% от общего объема средств адресной инвестиционной программы ЯНАО.
Немного истории
Все эти программы сотрудничества и строительства начались еще с начала 90-х годов прошлого века. И на несколько десятилетий Ямал и Югра стали локомотивом проектно-строительных комплексов и стройиндустрии многочисленных регионов Урала, Сибири и европейской части России, в те времена, когда там все рушилось, на Севере все строилось, непрерывно и много. Фактически, окружные бюджеты и программы сотрудничества спасли целую отрасль в значительной части регионов, особенно Урала и Сибири.
Что-то пошло не так…
При таком активном жилищном строительстве и формировании социальной инфраструктуре жители Ямала, тем не менее, массово покидают Север. По информации ИА «URA.RU» за последние три года цены на недвижимость на Ямале упали в среднем на миллион рублей. Такие данные озвучили региональные риелторы. Они связывают падение цен с массовой продажей жилья, которую инициировали ветераны-первопроходцы, переезжающие в другие регионы России. По информации специалистов по продаже недвижимости, до 70% продаваемых квартир на рынке связаны с переездом пенсионеров на юг - в Тюмень, Омск, Екатеринбург, Краснодарский край, Москву и Санкт-Петербург — это новые адреса бывших нефтяников и газовиков.
Стоимость стандартной двухкомнатной квартиры в центре Нового Уренгоя упала за три года примерно с 4 млн до 3 млн рублей. Цены на жилье в Ноябрьске показали еще большее, чем у соседей, падение. Стоимость двушки в приемлемом состоянии в стандартном проекте изменилась с 2014 года с 3,5 миллионов до 2 миллионов рублей.
Однако количество населения в целом не меняется, потому что первопроходцев заменяют выходцы из южных республик. Меняется национальный состав региона. Но насколько для них Ямал и вообще Россия является или будет являться родным домом – вопрос также открытый. Как и то – для кого сегодня строится дома и социальная инфраструктура.
Энергия Арктики
Алексей Ситников заместитель губернатора ЯНАО в одной из публикаций отметил, что Ямало-Ненецкий округ стал опорной зоной для нескольких крупнейших в Арктике производственно-промышленных проектов. Активное освоение сопровождается созданием новых центров нефтегазодобычи, развитием транспортной инфраструктуры. Например, центры добычи Бованенковский, Тамбейский и Новопортовский, Мессояхский на северо-востоке территории и Каменномысский в акватории Обской губы были бы невозможны без строительства крупных инфраструктурных коммуникаций – магистрального газопровода «Бованенково – Ухта», железной дороги «Обская – Бованенково», морского порта Сабетта, нефтепроводной системы «Заполярье – Пурпе».
«Газпром нефть» ввела в эксплуатацию нефтеналивной отгрузочный терминал «Ворота Арктики», что позволило приступить к круглогодичным поставкам нефти с Новопортовского месторождения. Одновременно на северо-востоке округа завершается строительство магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе». С вводом его в эксплуатацию на Ямале станет возможным развитие и других месторождений, которые не были востребованы из-за отсутствия возможности транспортировки сырья. Планируется существенный рост добычи нефти.
Стратегическим проектом в освоении ресурсной базы полуострова Ямал является строительство завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» проектной мощностью 16,5 млн тонн в год, чья первая очередь уже вошла в строй. Ввод в промышленную эксплуатацию второй очереди ожидается в 2018 году, третьей – в 2019 году.
«Заканчивается строительство морского порта Сабетта, который будет настоящим драйвером роста грузопотоков по Северному морскому пути. К 2020 году грузооборот через новый арктический порт составит 30 млн тонн в год. Сабетта станет одной из основных опорных точек на трассе Северного морского пути. А Сабетта, соединенная с Северным широтным ходом, откроет дорогу к новым рынкам промышленности Урала и Сибири», - пояснил Алексей Ситников.
Как неоднократно отмечал сам Дмитрий Кобылкин - необходимо прорвать транспортную блокаду региона. А для этого нужно реализовать проект строительства железнодорожного Северного широтного хода (СШХ) и участка железной дороги от Бованенковского месторождения до Сабетты. На данный момент проект подготовлен к реализации. Он получил поддержку у высшего руководства государства, обрёл конкретные очертания. Основные потенциальные грузоотправители подтвердили объёмы грузов, предполагаемые к перевозке. Планируемая суммарная загрузка составит не менее 21,5 млн тонн в год.
Отметим, некогда это был проект корпорации «Урал промышленный»-«Урал полярный», переросший в «Корпорацию развития». Учредителями организаций выступили власти регионов Урала, Тюменской области, ЯНАО и ХМАО. Но жизнь корпорации сопровождается коррупционными скандалами. Из позитива остался только СШХ, который реализуется без привлечения каких-либо корпораций развития.
«Всё это вместе – Севморпуть, Сабетту, «Ямал СПГ», дорогу Обская – Бованенково, развитие нефтедобычи в Обской губе, непосредственно Северный широтный ход – мы объединяем в большой мегапроект «Энергия Арктики». И это будет действительно мощная энергия, которая поможет сделать прорыв в социально-экономическом развитии всей Арктической зоны России», - отмечает Алексей Ситников.
Напомним, в марте этого года «Газпром» и РЖД подписали соглашение о сотрудничестве в реализации строительства железнодорожного Северного широтного хода. В проекте создания ямальского Северного широтного хода инвесторами выступают РЖД в рамках концессионного соглашения и «Газпром». Власти Ямала участвуют в проекте, софинансируя строительство моста через реку Обь.
Проект предполагает создание 707 километров железнодорожного коридора, который соединит Северную и Свердловскую железные дороги и обеспечит связь промышленных центров Урала и арктической территории Ямала.
Объекты концессионного соглашения включат в себя железнодорожную часть мостового перехода через реку Обь с подходами; линейный участок Салехард — Надым (Хорей); железнодорожную часть мостового перехода через реку Надым (автомобильная часть была введена в сентябре 2015 года).
За счёт средств РЖД — развитие железнодорожных подходов к СШХ. За счёт средств «Газпрома» — реконструкция участка Надым (Хорей) — Пангоды. Совокупный планируемый объём инвестиций в проект - 236 млрд рублей.
Комментарии (0)