«Если вы не думаете о будущем, его у вас и не будет». Джон Голсуорси
В 2012 году Правительством
России был проведен официальный международный конкурс на разработку концепции
развития Московской агломерации, посвященный реализации национального
градостроительного проекта «Большая Москва».
В представленных широкой
общественности градостроительных проектах Москвы на заключительном этапе
конкурса предполагались архитектурные модели развития по краткосрочному
сценарию только на 10 – 20 лет и по среднесрочному на 20 – 40 лет максимум.
Среди проектов-финалистов не было ни одного, который бы предполагал долгосрочное развитие мегаполиса на 50 – 100 лет или скажем на 100 – 200 лет! И это не смотря на то, что заявленный масштаб градостроительных решений, объем капитального строительства, финансовых затрат и сроки их реализации поражали воображение. Территорию Москвы планировалось увеличить в 2,35 раза, со 107 тыс. га до 251 тыс. га, построить 105 млн м2 недвижимости стоимостью 10 трлн руб., добавив еще около 2 млн новых жителей, закончить строительство к 2030 году и таким образом превратить Московскую агломерацию в крупнейшее градостроительное образование в Европе!
А. Скижали-Вейс. Развитие системы скоростных магнитопланов в качестве основного пассажирского транспорта в «Москве будущего»
Сегодня, как никогда ранее, в нашем архитектурном сообществе назрела настоятельная необходимость в проектировании на «марафонские» дистанции. Нельзя начинать масштабные инфраструктурные изменения, затрагивающие градостроительные, экономические, социальные, экологические, политические интересы всей страны без научных Форсайтов и футурологических долгосрочных проектов-прогнозов.
Слепая конъюнктура, жесткий лоббизм и политическое «перетягивание каната» приведут к непоправимым последствиям, после которых мы получим не только новые пресловутые транспортные пробки, но и полный коллапс всей модели перспективного развития Московской агломерации. Не пора ли обратиться к опыту американских специалистов и позаимствовать эффективный опыт знаменитой корпорации RAND (Калифорния, Санта-Моника).
Система работы экспертов и организаторов по различным направлениям сводится не к конкурсам и профессиональному давлению друг на друга, а в выработке оптимального единого вектора развития на долгосрочную перспективу. Причем система выстроена так, что эксперты-профессионалы не знают друг друга и не подозревают, что параллельно с ними над этой же проблемой трудятся десятки других специалистов в экстерриториальном режиме.
Организаторы экспертных панелей применяют метод Дельфи, многоступенчатую и статистически выверенную систему анкетирования, интервью и мозговые штурмы каждый раз добиваясь максимального консенсуса. И конечно все это некоммерческие исследования, их финансирование осуществляется из общественных фондов, что позволяет избежать подкупа и лоббизма в угоду той или иной промышленной группы или корпорации.
Административное расширение границ и создание «Новой Москвы»
Учитывая все выше сказанное, хотелось бы рассказать о градостроительном проекте-прогнозе, который выполнялся параллельно с официальным правительственным конкурсом в рамках проведения молодежного Форума «Архитектура и природа – 2012», организованного Информагентством СА «Архитектор» и посвященного также теме развития «Большой Москвы».
Артур Скижали-Вейс, архитектор-фантаст, футуролог
Как архитектора-фантаста, эксперта и футуролога меня пригласили стать куратором молодежного Форума и попробовать представить Москву в направлении «Архитектура будущего». Воспользовавшись этим интересным предложением и историческим шансом, я счел для себя очень важным применить свои авторские методики по разработке таких масштабных стратегических архитектурных концептов, чтобы профессионально «выстрелить» в будущее. Футурологическое прогнозирование и умение делать архитектурный Форсайт позволили мне правильно выработать общую градостроительную стратегию, а также попробовать детально смоделировать архитектурные объекты и пространства столь отдаленного будущего.
Теоретические искания и «Архитектурное фантазирование» как способ создания новых архитектурно-художественных образов, а также многолетний опыт и стаж работы архитектора-практика позволили мне почувствовать и спроектировать Москву после 2050 года как «Техноэкополис» нового поколения. Выбор этой был не случайным, поскольку именно после ее наступления, по мнению ведущих футурологов мира, начнется новый этап в развитии человечества благодаря научно-техническим открытиям в различных сферах.
Для того чтобы успешно реализовать задуманное сначала было проведено Форсайт-исследование по всему миру с изучением всего спектра научно-технических открытий, экспериментальных разработок и технологических достижений. Это позволило выявить приоритеты и расставить акценты для разработки своей градостроительной стратегии развития мегаполиса будущего. За последние два десятилетия появилось большое количество перспективных разработок инженеров и ученых, которые активно сейчас испытываются на полигонах и в лабораториях, чтобы затем массово появиться в разных городах мира. Ниже приведены некоторые примеры таблиц из своего Форсайта, демонстрирующих новые открывающиеся технические возможности общества в области транспорта и робототехники.
После тщательного изучения, анализа и отбора было сформулировано 6 теоретических основополагающих факторов в развитии города будущего, которые принципиально изменят в нем всю градостроительную, архитектурную, социальную, транспортную, демографическую, экологическую и экономическую ситуацию. После проведения Форсайта была организована группа молодых архитекторов-помощников, которые присоединились к проекту и помогли мне технически выполнить большой генеральный план развития города и отдельные чертежи проекта. Анастасия Осадченко, Анна Буракова и студент Алексей Кацевал вошли в итоговый авторский коллектив проекта, представленный на Форуме.
Надо отметить, что разработка всего проекта проходила в Высшей школе средового дизайна МАрхИ на моем авторском курсе по «Архитектурному фантазированию», где указанные авторы проходили обучение. Дополнительно приходилось их стажировать и читать лекции по робототехнике и перспективным видам транспорта, чтобы они смогли принять участие в таком масштабном и технически сложном для них футурологическом градостроительном проекте.
А. Скижали-Вейс. Использование
общественного струнного транспорта во внутригородских районах
«Москвы будущего»
А. Скижали-Вейс. Концепты авиамобилей со всего
мира, послужившие основой при разработке футурологического проекта-прогноза
«Москвы будущего»
А. Скижали-Вейс. Роботы-андроиды, оснащенные искусственным интеллектом разного уровня, скоро появятся в жизни москвичей
Первым
фактором, нашедшим отражение в проекте, стал переход на принципиально новую
градостроительную структуру города. Речь идет об отказе от средневекового моноцентричного
принципа наращивания десятилетних «годовых» колец вокруг исторического Кремля в
пользу современной полицентричной модели автономных городских центров различного
функционального назначения не связанных жестко с «материнским» ядром
Кремля.
В проекте-прогнозе предложено сразу
несколько таких самостоятельных центров, расположенных по оси Калужского шоссе
и в узловых точках пресечения основных транспортных магистралей. Причем главный
административныйцентр расположен
вблизи МКАД и относится к первой очереди строительства. В проекте он опоясан
большим разворотным кольцом магнитоплана, от которого в разные стороны
города-спутника расходятся лучи, связывающие главный центр с периферийными
центрами различного назначения.Основное
развитие Новой Москвы предполагается вдоль Калужского шоссе, являющегося
главной градостроительной осью проекта. Вдоль этой оси возникнет протяженный
линейный центр, который анфиладно соединит все другие периферийные центры и в
частности город Троицк.
Весь генеральный план основан на транспортной системе
скоростного магнитоплана, которая разделит новую территорию Москвы примерно на
равновеликие административные районы. На первом этапе 10 – 50 лет освоения
новых территорий предполагается активное строительство только до Центральной
кольцевой автодороги (ЦКАД), остальная часть должна быть зарезервирована и
получить развитие только после 2050 года. Это позволит более гибко и экономно
подойти к освоению и расходованию огромных средств, учитывая сложную
экономическую ситуацию в стране и во всем
мире.
А. Скижали-Вейс, А. Осадченко, А. Буракова, А. Кацевал. Общий генеральный план футуристического города-спутника «Москвы будущего», 2012 г.
А. Скижали-Вейс, А. Осадченко. Центральная часть первой очереди присоединяемых территорий к Москве
Вторым фактором, без которого вся предложенная инфраструктура города не сможет функционировать, является транспорт. Спроектированная Москва будущего после 2050 года по авторскому замыслу не будет иметь транспортных пробок, поскольку получила сразу несколько уровней транспортного обслуживания:
1) подземный – гибридное модернизированное метро;
2) наземный – электромобили-трансформеры, скутеры, гироциклы и т.д.;
3) первый надземный – магнитоплан проходящий на высоте 6 – 10 м над уровнем земли;
4) второй надземный – струнный транспорт на высоте 6 – 50 м над уровнем земли;
5) воздушный – различные виды авиамобилей, летающие на высоте до 1000 м.
В соответствии с замыслом магнитопланы должны стать
основным общественным транспортом на территории «Новой Москвы». Это значительно
разгрузит метрополитен, имеющий уже предельную нагрузку в старой части города и
создаст возможность соединения проектируемой «Новой Москвы» со всей остальной
частью страны. Магнитопланы развивают скорость до 600 км/час, что позволяет им
конкурировать даже с воздушным транспортом.
Однако в пределах новой Москвы их
скорость будет уменьшена в соответствии с транспортным потоком и расстояниями между
административными районами. Междугородные магнитопланы, развивающие
максимальную скорость, должны взять на себя ключевую транспортную роль для интеграции
и связи столицы со всеми крупными городами-миллионниками по всей России,
постепенно вытесняя железнодорожный транспорт. Дело в том, что прокладка рельса
для магнитоплана в несколько раз дешевле устройства железнодорожной насыпи с традиционными рельсами и шпалами. Подвешенный
на опорах на высоте 6 – 15 м
бесшумный магнитоплан сможет пересекать любой природный ландшафт без ущерба
окружающей среде. Вторым по значимости может стать более легкий струнный
транспорт, который возьмет на себя всю остальную нагрузку по перевозке
пассажиров на небольшие расстояния внутри районов города.
Струнный транспорт
будет иметь остановки возле всех станций магнитопланов, его универсальная подвесная
дорожная сеть позволит мгновенно доставлять пассажиров в любую точку в кабинках скользящих над городом на разных высотах. Вагончики
струнного транспорта разной вместимости могут находиться как над воздушными
рельсами-струнами, так и быть подвешенными снизу подобно канатной дороге.
Струнный транспорт позволяет делать свои остановки на крышах зданий или на
промежуточных технических этажах.
Третьим прорывным новым направлением в развитии «Москвы будущего» конечно, станет воздушный частный и корпоративный транспорт.
Именно он существенно разгрузит все наземные автомагистрали города. Речь идет о
постепенном появлении в небе Москвы самых различных модификаций авиамобилей.
Причем, на мой взгляд, они будут не только летать, но и перелетать с одной
удобной автомагистрали на другую, с одного воздушного аэропаркинга на другой.
Аэропаркинги для авиамобилей будут повсюду: на крышах домов, технических этажах
высотных зданий и, конечно, в авиагаражах москвичей. Нельзя обойти вниманием и
эволюционировавший наземный-гибридный транспорт. Это разные автомобили с нулевыми выбросами уже давно не
использующие бензиновый двигатель и полностью перешедшие на электричество и
воду. К тому же все автомобили превратились в умных роботов на колесах,
способных складываться при парковке. Большинство будущих москвичей по станут
пользоваться в основном не собственным, а арендованным – сетевым транспортом, поджидающим
своих клиентов возле всех остановок. Причем сетевой транспорт нового поколения
станет беспилотным с заложенными в компьютер программами правил дорожного
движения, оптимальными маршрутами, кодексом вежливости и регламентированных
норм эксплуатации.
Такое транспортное средство будет само возвращаться после
доставки клиента на свое ближайшее парковочное место сетевого обслуживания,
снизив маятниковые поездки через весь город. Не забыта и сама дорожная
инфраструктура, которая станет саморегулируемой, настраиваемой, оборудованной
интеллектуальными системами контроля и эксплуатации. «Умная дорога» с новыми
конструкциями и материалами дорожного покрытия, способная сама тормозить и
разгонять весь транспортный поток будет заботится о комфорте нашего передвижения.
А. Скижали-Вейс, А. Кацевал. Транспортная схема линий магнитопланов «Москвы будущего»
Третьим фактором стало появление в проекте новых многоуровневых объемно-планировочных городских структур, которые образовали особые типы застройки ориентированные на передвижение людей не только наземным или подземным, но и околоземным, а также воздушным транспортом. Проектом предусмотрено, что люди будут заходить в здание не только с одного наземного уровня, но также с надземных висячих улиц, промежуточных этажей или с крыши.
На крышах зданий повсюду в проекте предусмотрены аэропарковки, на промежуточных этажах высотных зданий –посадочные площадки, загрузочно-погрузочные аэроотсески, остановки и этажи аэропаркингов для хранения многочисленных авиамобилей. Между зданиями переброшены воздушные улицы-мосты и эстакады, связывающие объемы зданий между собой в разных уровнях.
Город должен перейти от плоскостной экстенсивной застройки к компактному интенсивному объемному расселению и эффективному сбалансированному использованию земли. Это позволит:
- высвободить значительную часть территории города под зеленые парки, бульвары, набережные, зоны отдыха и спорта;
- сократить транспортные связи, инженерные коммуникации и оптимизировать эксплуатационные затраты на содержание;
- прекратить бездумное расширение территории города в ущерб сельскохозяйственным угодьям, охраняемым историческим зонам и лесному богатству Подмосковья.
А. Скижали-Вейс. Центральный вокзал магнитопланов футуристической Москвы
Четвертым фактором, легшим в основу разработки футурологического проекта Москвы будущего, стал учет передовых строительных технологий, использование новейших строительных материалов и сверхсовременного инженерного обеспечения зданий. В проекте представлены здания-трансформеры, управляемые компьютерами и роботами, способные поднимать крышу, поворачивать этажи, выдвигать балконы, раздвигать стены и т.д.
Стены зданий будут иметь технически сложную конструкцию и отделку, начиная от медиа-фасадов, транслирующих изображение и звук на огромных экранах, до материалов стен способных менять цвет, прозрачность и даже теплопроводность. Ночью такие здания способны превращаться в разноцветные светящиеся скульптуры. Уделено внимание также и внутренним пространствам, способным перепрограммироваться под любые эксплуатационные запросы и вкусы заказчиков. Благодаря эффективному энергопотреблению и технологиям замкнутого цикла жилые здания станут комфортными и экономичными.
Часть городской застройки по прогнозу будет иметь модульную структуру, позволяющую вводить и выводить из эксплуатации жилые модули, нуждающиеся в модернизации и переоборудовании. Это позволит снизить затраты на бесконечное новое строительство, земляные работы, устройство фундаментов, прокладку инженерных сетей и т.д. Фактически это кварталы гигантского конструктора «Лего», где базовым элементом сможет выступать квартира, целый этаж, крыша, крупный жилой блок или даже все здание.
Еще одним возможным экспериментальным видом строительства может стать использование компьютерных программ способных воспроизводить жилую застройку по заранее заданным программам. То есть строящееся жилое здание может воплощаться с помощью созданной памятью формы без участия людей. На замену подъемным кранам, лебедкам, экскаваторам и бульдозерам придут огромные 3-Dпринтеры способные качественно и быстро воспроизводить на строительной площадке любой каприз архитектора.
А. Скижали-Вейс. Жилой район «Москвы будущего», обслуживаемый струнным транспортом. Крыши домов превращены в аэропаркинги
А. Скижали-Вейс. Авиамобили среди зданий-трансформеров, ночной вид
Пятым фактором, повлиявшим на всю философию проекта, стало предвидение нового «демографического» взрыва, который будет вызван появлением сотен тысяч и даже миллионов роботов, становящихся новыми «техножителями» футуристической Москвы к концу XXII века. Через столетие в повседневной жизни москвичей появятся многочисленные роботы, которые повсеместно возьмут на себя все круглосуточное сервисное обслуживание, начиная от продаж в магазинах и кончая контролем на станциях техобслуживания. Одни из них будут машинообразными, близкими по облику к современным автомобилям и бытовой технике, другие станут антропоморфными с полной имитацией строения человека в целях психологического комфорта.
Первая часть роботов будет иметь ограниченные интеллектуальные возможности, вторая андроидная часть будет оснащаться все более сложным искусственным интеллектом. Многие фирмы перейдут на массовое производство роботов, прежде всего для мегаполисов по всему миру. Вскоре кто-то из владельцев будет иметь одного, а кто-то сотни и тысячи роботов. Некоторые андроиды станут суррогатами их владельцев, участвующими в производственном процессе и управляемыми дистанционно, например, из своего дома. Андроиды-суррогаты будут работать на всех предприятиях, в любом удобном для владельца режиме в соответствии с техническим режимом и программой, не совершая маятниковых поездок каждый день на работу и обратно.
Возможно, большинство из них будет там и оставаться после отключения, как это происходит с компьютерами на рабочих местах. Остальные будут пользоваться личным и общественным транспортом наравне с людьми, возвращаясь к своим владельцам. К сказанному следует добавить, что владельцы машинообразных роботов будут регистрировать их как современные автомобили, а антропоморфных андроидов с искусственным интеллектом – как техножителей нового мегаполиса, поскольку они будут пользоваться человеческой инфраструктурой. Это в итоге создаст принципиально другой мир, где плотность населения вырастет во много раз, изменится также стиль и ритм жизни деловой части города. В жилой зоне андроиды станут популярными любимцами – «Эндрю» из фантастической повести А. Азимова, помощниками в быту, няньками, охранниками и т.д. Почти каждая состоятельная семья москвичей будет иметь подобно «холодильнику» перепрограммируемого универсального помощника.
Появление многочисленных роботов и андроидов в различных сферах жизни москвичей вызовет не только стремительный рост плотности населения, но и ознаменует появление новых типов зданий с новым функциональным назначением таких как: технопарки роботов, станции роботосервисов, офисы для роботов, где будут трудиться десятки и сотни тысяч неутомимых андроидных сотрудников. Появится и широкая сеть сервисных служб города, где поврежденные и износившиеся андроиды будут модернизироваться, обслуживаться и подзаряжаться, восстанавливая свою техническую форму. Не далек тот день, когда три закона гуманистики робототехники Айзека Азимова обретут свою реальность: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред; робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону; робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому и второму законам».
А. Скижали-Вейс. Футуристические коттеджи «Москвы будущего»
А. Скижали-Вейс. Технопарк обслуживания, модернизации и продажи роботов
Шестым фактором, нашедшим воплощение в проекте-прогнозе, стала новая экологическая доктрина города. Градостроительная концепция развития присоединяемых территорий была решена в виде грандиозного «Техноэкополиса». Философия технократической архитектуры, создаваемой на основе новейших научно-технических достижений, нашла гармоничное единение с окружающей природой Подмосковья. Городские кварталы, нанизанные на сверхсовременную транспортную систему экологически чистого, бесшумного, скоростного общественного транспорта, превратились в своеобразные «Версальские сады» с сетью водных каналов, бульваров, благоустроенных дворов и площадей.
Москва будущего после 2050 года должна стать «Техноэкополисом» утопающим в зелени, в котором все объекты будут строиться по новым стандартам городского «Экокодекса». Компактные городские структуры будут иметь промежуточные зеленые этажи, озелененные крыши, обширные зимние сады и подвесные городские скверы. На бульварах и парках появятся генномодифицированные растения радующие глаз москвичей круглогодично. Реки и водоемы города превратятся в красивейшие места отдыха, досуга и прогулок.
А. Скижали-Вейс, А. Осадченко. План общественного центра «Москвы будущего»
Итак, надеюсь автору удалось продемонстрировать архитектурному сообществу и широкой публике свое комплексное масштабное долгосрочное видение города будущего в виде системной вербальной трактовки, чертежей генерального плана и визуализаций, демонстрирующих фрагменты городской среды будущего, чтобы привлечь пристальное внимание к этому аспекту профессиональной деятельности архитектора.
Для того, чтобы Россия не осталась обедневшей и отсталой страной, необходимо делать форсайт-исследования, которые должны стать руководством к принятию и выработке стратегических решений. Особенно когда это касается таких крупных дорогостоящих и долгостроящихся национальных проектов, как развитие «Московской агломерации». Во всех ведущих странах мира такие исследования и проекты стали нормой. Может быть пришла и наша очередь перестать руководствоваться только административными указами и смело начать смотреть в далекое будущее. В футурологическом проекте-прогнозе «Москвы будущего после 2050 года» представленном выше, посвященном теме «Большой Москвы» сформулированы факторы и предложены архитектурные сценарии, которые помогут выбрать правильный вектор развития города на долгосрочную перспективу в 50 – 100 лет и более, и, таким образом, избежать серьезных градостроительных ошибок Сталинского периода и спроектировать Москву как ультрасовременный город XXII века.
Надо дополнить, что в Советское время Футурология считалась буржуазной наукой, и долгосрочное прогнозирование в архитектурной практике отсутствовало, его заменяли короткие пятилетки, которые сменяли друг друга по мере приближения к «Светлому коммунистическому будущему». Сегодня политика государства изменилась, мы строим новую Россию и нам необходимо наряду с объявленной «модернизацией и инновациями» во всех сферах жизни понять: к чему эти инновации приведут через 100 – 200 лет, какой станет Москва, например, в XXIII веке?
Считаю, что пришло время перейти на новую долгосрочную архитектурную политику принятия стратегических решений, базирующуюся на подобных описанных выше аналитических исследованиях в этой области. Необходимо создать не группы лоббистов из проектных группировок, а футурологические исследовательские экспертные группы независимых архитекторов-аналитиков при РААСН, способных делать всесторонний, многоступенчатый, многоцелевой и эффективный прогноз развития. Только тогда мы не только получим перспективную, комфортную и красивую среду обитания, но и сможем сэкономить миллиарды рублей, чтобы еще через 50 лет не начинать снова искать, проектировать с чистого листа и строить очередной спасительный оазис в новом направлении города Москвы!
А. Скижали-Вейс, А. Буракова. Развертка общественного центра «Москвы будущего»
Проект-прогноз «Москва будущего после 2050 - Техно-Версаль» под логотипом рубрики «Архитектурная фантастика и футурология» был успешно предствлен на смотр-конкурс «Перспектива-2012», который проводил Союз Московских архитекторов. На выставке в Центральном доме архитектора и на сайте форума www.mosma.ru, где проходило он лайн голосование, проект-прогноз вызвал интерес профессионалов и широкой публики своим новаторским футурологическим подходом, инновационными решениями и оригинальной компьютерной графикой. Окончательно проект в составе общей экспозиции форума «Архитектура и природа-2012» был выставлен на III Московской биеннале архитектуры «АРХМосква-2012», в Центральном доме художника на Крымской набережной.
По результатам форума «Архитектура и природа-2012» проект «Москвы будущего после 2050 года» получил специальный приз прессы от ведущего архитектурного журнала «Архитектурный вестник», грамоты от Союза Московских архитекторов за участие в смотре-конкурсе «Перспектива-2012». В октябре 2012 года проект «Москвы будущего после 2050 года» стал победителем конкурса «Большая Москва: проект-манифест» был награжден дипломом «Международной академии архитектуры» (МААМ), представлен и рекомендован для реализации в Мосгордуме.
Источник: журнал "Технологии строительства" №5, 2013
Комментарии (0)