Новые проекты реновации московских промзон

Текст: Николай Лукьянов
Фотографии предоставлены Агентством архитектурных новостей портала Архи.ру 
и Информагентством СА "Архитектор"

8c566de803ba265c120681b411a9d13d.png

Весной и в начале лета 2014 г. в столице состоялись презентации проектов реновации двух крупных производственных зон с более чем вековой историей. В апреле на пресс-конференции в Москомархитектуре были подведены итоги международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Серп и Молот». 5 июня эксперты и журналисты получили возможность ознакомится с шестью проектами капитального преобразования комплекса ликеро-водочного завода «Критсталл». На месте двух расположенных неподалеку друг от друга к востоку от Садового кольца промышленных предприятий предполагается построить уникальные урбанистические комплексы многофунционального назначения.

«Серп и Молот».

Завод был основан в конце XIX века французским предпринимателем Юлием Гужоном. В канун Первой мировой войны он уже стал крупнейшим в Москве металлообрабатывающим предприятием с семью мартеновскими печами, выплавлявшими 90 000 тонн стали. Строительство новых индустриальных корпусов «Серпа и Молота» продолжалось вплоть до 1970-х годов. В постсоветское время промышленное производство на заводе резко сократилось. В 2007 г. правительство Москвы приняло решение о реорганизации территории и возведении на ней жилых микрорайонов и многофункциональных общественных зон по соседству с частично сохраняемыми производственными помещениями.

На рубеже тысячелетий пространство завода было рассечено почти пополам Третьим транспортным кольцом. В условиях быстрого роста количества личных автомобилей в Москве необходимость сделать крайне неэффективно используемую гигантскую промзону транспортно проницаемой стала совершенно очевидной. Все, кто хотя бы однажды проезжал по юго-восточному участку ТТК, согласятся и с тем, что примыкающая к трассе территория крайне загазована, а значит, налицо самая настоятельная потребность в максимально возможном увеличения количества зеленых насаждений в этом районе Москвы.

20 марта 2013 известная девелоперская компания «Дон-Строй Инвест» представила на утверждение в Архитектурный совет города Москвы мастер-план размещения на участке «Серпа и Молота» к востоку от ТТК крупного жилого района и нескольких комплексов общественного назначения. По итогам обсуждения проект был отвернут из-за отсутствия целостной концепции развития всей территории промзоны, банальности объемно-пространственной композиции массива жилья, неудовлетворительного решения транспортной проблемы и полного пренебрежения авторов к экологической проблематике. Архсовет Москвы рекомендовал застройщику подойти к решению задачи более ответственно и привлечь к решению вопроса о дальнейшей судьбе территории завода лучшие архитектурно-урбанистические силы на основе конкурсного проектирования.

Конкурс был объявлен 10 сентября 2013 г. Его заказчиком выступила компания «Дон-Строй», организатором стал НИиПИ Генплана Москвы. Перед конкурсантами была поставлена задача создать не просто новый район столицы, но настоящий «город в городе»,тесно связанный с окружающей застройкой и всей структурой мегаполиса, отвечающий мировым стандартам обеспечения устойчивого развития и обладающий уникальным архитектурным своеобразием. В соответствии с проектным заданием, более трети из общего объема полезной площади возводимых на территории «Серпа и Молота» зданий и сооружений должны быть использованы под жилье. Преобладающая часть офисов и других мест приложения труда намечено разместить в общественно-деловом центре. Еще одним ключевым сооружением бывшей промзоны предполагается сделать возводимый там крупный физкультурно-оздоровительный комплекс.

Заявку на участие в творческом соревновании подали 52 команды, объединившие 157 компаний из 17 стран. Право на прохождение предварительного квалификационного отбора получили только те архитектурно-градостроительные проектные организации и консорциумы, которые смогли обеспечить слаженную работу высококвалифицированных специалистов целого ряда взаимосвязанных отраслей, включая жилищно-общественного строительство, инженерию, управление общественными пространствами, программирование территории, экологию и социологию. В каждой творческой команде иностранные проектировщики и другие профессионалы работали совместно с российскими коллегами. Решающим критерием квалификационного отбора стал анализ портфолио конкурсантов.

21 ноября представительное международное жюри с участием всемирно известных архитекторов и урбанистов Рикардо Бофилла, Ханса Штимманна и Оливера Шульце огласило результаты первого этапа своей работы. В число финалистов, получивших право непосредственно на разработку концепций развития территории «Серпа и Молота», вошли консорциумы, возглавляемые нидерландскими проектными фирмами MVRDV и KCAP, французской студией Ateliers Lion associés, английским бюро LDA Design и известной российской частной архитектурной мастерской «Проект Меганом».

Отведенных проектировщикам двух месяцев оказалось недостаточно и 6 февраля жюри постановило предоставить участникам творческого состязания дополнительное время. Вновь собравшись в конце апреля, оно определилось со своими предпочтениями, однако окончательный выбор победителя конкурса остался за будущим заказчиком дальнейшей детализации проекта – компанией «Донстрой». Каждая из представленных концепций выполнена на высоком профессиональном уровне и, в принципе, может быть реализована. Проанализировав в апреле работы пяти команд, жюри оценило их по рейтинговой системе.

704fce78af53b44e6b2c5ab35ed788f5.png

Хотя консорциум De Arcitekten CIE получил наименьшее число балов, плюсов в его проекте явно больше, чем минусов. Очень благоприятное впечатление производит предложенное авторами максимально обильное озеленение. Композиция структурирована вокруг вытянутый во всю ширину участка центральной парковой зоны, расположенной перпендикулярно трассе Третьего кольца и частично непосредственно над этой транспортной магистралью. Четко очерчена сетка улиц, очень артикулировано выразительное контрастное противопоставление общественных и приватных пространств.

Интересны довольно пластичная объемно-пространственная композиция и основанное на желто-зеленой цветовой гамме колористическое решение, создающее довольно лиричный эффект визуальной переклички окраски зданий этого нестандартного нового мини- города с летней и зимней парковой листвой. Своей величиной в пропорциональном соотношении с общей площадью территории и прямоугольной конфигурацией сердцевина парковой зоны напоминает нью-йоркский Центральный парк.

Две другие части зеленого пространства тоже вытянуты в длину и «дотягиваются» до крупных массивов зелени, расположенных за пределами территории реорганизуемого завода. Волей авторов даже часть шоссе Энтузиастов превращается в бульвар. Видимый минус проекта – несколько чрезмерная для московской традиции рациональность планировки, однако с учетом того, что совсем неподалеку от преобразуемого «Серпа и Молота» находится Лефортово, спроектированный комплекс можно воспринимать как своеобразный современный аналог Немецкой слободы.

c85090b33b2a8f93327e4935ffe26749.png

Концепция консорциума во главе с «Проектом Меганомом» тоже безоговорочно отдает главную системообразующую роль в компоновке района возрождаемым из небытия элементам природного ландшафта. Новой осью композиции, правда, не прямой, а живописно изогнутой, становится «Зеленая Река», выводящая к набережным Яузы и крупным городским паркам. Своими очертаниями она неуловимо напоминает контуры Москвы-реки. Зелень широко «разливается» по всему пространству бывшего индустриального гиганта. Относительно небольшая плотность застройки оставляет ощущение простора. Разомкнутость дворов большинства зданий создает систему взаимоперетекающих пространств.

Несмотря на элементы квартальной планировки и даже на создание зрительных подобий кварталов старого московского центра, это, по меньшей мере наполовину, модернистский микрорайон. Объемы зданий подчеркнуто геометричны, их архитектурное оформление основано на эстетике минимализма, а два фронта одинаковых домов повышенной высотности по обе стороны Третьего кольца заставляют вспомнить градостроительные мечты советских шестидесятых. В то же время, согласно замыслу авторов, преобладающая часть реорганизуемой территории должна стать огромной пешеходной зоной. В проекте вполне очевидны интенции «урбанистической терапии», связанной с намеченным качественным оздоровлением экологической ситуации и с «успокаивающей глаз» контекстуальной планировкой

Проект занявшего третье место консорциума LDA Design для Москвы очень экзотичен. Его новый «Серп и Молот» резко выделяется из окружающей застройки. Силуэт района формируют высотные дома и крупные общественные сооружения весьма причудливых очертаний. Здесь тоже налицо желание создать «город-сад», выраженное, в данном случае, особенно ярко – рост застройки по вертикали тесно связан с желанием авторов оставить как можно больше место для зеленых просторов. Подводя итоги конкурса на пресс-конференции 25 апреля, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов особо отметил наличие в этом проекте «домов-магнитов», создающих вокруг себя полюса притяжения. В то же время практическое отсутствие приватных пространств делает запроектированный на месте старого завода мини-город не слишком уютным. Московской специфики, выявления «гения места» в нем явно не хватает: комплекс, задуманный LDA Design, скорее похож на некоторые создаваемые с участием европейских архитекторов современные районы городов Китая.

e8746a95a1927fe621526e6106bbee23.png

Совсем другими, во многом прямо противоположными, качествами отличается проектная концепция Ateliers Lion associés. Основное внимание авторов направлено на органичное встраивание доселе закрытой индустриальной зоны в городскую ткань. Улицы, прокладываемые через территорию «Серпа и Молота», предназначены и для внутренних коммуникаций, и для транзитного движения транспорта. Общее количество домов здесь гораздо большее, чем в других проектах. Они выглядят, на первый взгляд, достаточно обыденно, но, благодаря удачной компоновке, явно могут послужить примером для множества других полифункциональных районов. Зеленым пространствам французские архитекторы уделили никак не меньшее внимание, чем все другие конкурсанты, однако работа бюро из Лиона выгодно отличается на общем фоне, поскольку производит впечатление проявления четко сбалансированного подхода ко всем аспектам проектного задания.

3846714069a01018f61496d660bb75d5.png

Победителем в рейтинговом голосовании членов жюри конкурса стало нидерландское бюро МVRDV, недавно занявшее третье место на конкурсе по Зарядью. Плотность застройки у этих авторов значительно разреженнее, чем у лионцев, а зелени гораздо больше. В целом оба проекта достаточно схожи, но архитекторы из Роттердама внесли в свою работу дополнительный яркий штрих, явно повлиявший на окончательный выбор жюри – они постарались максимально сохранить элементы индустриального наследия «Серпа и Молота» и сделать их визуальным символом преобразуемой территории.

В создаваемом, по данной версии, комплексе, должно быть построено значительное количество домов с красными стенами, соответствующими эстетике лофтов. Авторы победившей концепции не боятся замкнутых дворов, поэтому район выглядит не подчеркнуто современным, а не имеющим возраста. Это не начало «новой жизни с чистого листа», а продолжение давней непрерывной традиции. Именно поэтому проект МVRDV даже чисто визуально выглядит наиболее предпочтительно, а главное, он в максимальной степени отвечает целям и задачам, сформулированным организаторами конкурса.

«Серп и Молот» - вторая по значению и величине реорганизуемая индустриальная территория Москвы после ЗИЛа. Завершившийся конкурс - впечатляющий прецедент наиболее оптимального подхода к преобразованию исчерпавших свой ресурс крупных промзон и других неэффективно используемых городских пространств.

«Кристалл»

Разработка планов по преобразованию территории завода «Кристалл» - инициатива управляющей компании «Крайс-Девелопмент». Около двух лет назад все производственные мощности старейшего столичного ликеро-водочного предприятия были переведены в дальнее Подмосковье. Завод основан в 1901 г. Его главное здание возводилось по проекту архитекторов московского модерна Николая Фалеева и Виктора Величкина. Ансамбль стильных красно-кирпичных построек хорошо сохранился и было бы по-настоящему заманчиво открыть его городу, сделав доступным для широкого обзора всеми желающими.

Эстетическая привлекательность может быть успешно конвертирована в коммерческую выгоду застройщиков, однако готовых программ редевелопмента комплекса пока нет. Разработку предложений по функциональному использованию территории и ее отдельных частей взяли на себя несколько проектных бюро, представивших авторские концепции реновации «Пространства Кристалл» на неформальный творческий конкурс, организованный Информационным агентством «Архитектор».

e32188dd2f0fb95a8157d62be530a21d.jpg

«Мастерская архитектурного проектирования», руководимая Александром Порошкиным, предложила рассматривать «Пространство Кристалл» как потенциальный центр целого «созвездия» преобразованных производственных территорий к востоку от Курского вокзала. Вдоль Яузы намечено создать непрерывную зеленую зону и построить через реку пешеходный мост в сторону «Артплея». Конгломерат сохраняемых исторических построек завода становятся основой композиции нового многофункционального комплекса.

Часть старых корпусов надстраивается. Новые здания сомасштабны соседям. Характерная для фабрик и лофтов кирпичная облицовка контрастно и очень выразительно сочетается с остекленными поверхностями. Расположенные по периметру территории более высокие дома визуально объединяют преобразованный ансамбль с окружающей застройкой. Грани их прямоугольных объемов выкрашены в контрастные цвета. Фасады, обращенные вглубь комплекса, соответствуют исторической колористике «Кристалла».

Преобладание прямых углов – ключевая особенность планировочной структуры создаваемого района. Его основная часть почти полностью замкнута и представляет собой систему сомасштабных человеку сложных взаимоперетекающих пространств, напоминающих небольшие площади европейского города с многовековой историей. Здесь тоже сочетаются постройки двух столетий, и эта разновременность акцентирована: фасадам начала XX века экспрессивно противопоставлены новейшие ассиметричные ряды оконных проемов в стилистике известных построек С. Скуратова. Периметральные зоны больше напоминают фрагменты типовых микрорайонов, но тоже отличаются эксклюзивным авторским решением.

Один из домов структурирован по типу небольших «сот» в духе японского метаболизма. Кровли верхних «сот», также как и многие другие плоские крыши, озеленены. Подобные же зеленые смотровые площадки над надстроенными каменными цистернами, должны, как задумано, стать местом проведения презентаций. Еще одну выигрышную «точку» обзора комплекса авторы концепции поместили в небольшой остекленный объем, соединивший на значительной высоте над землей две бывшие фабричные трубы, вокруг одной из которых вытянута спиральная лестница.

Трамвай - единственный допущенный здесь наземный вид транспорта. Некоторые из «мобильных элементов», которые, по замыслу архитекторов, будут передвигаться по рельсовым путям, намечено использовать в качестве передвижных кафе, арт-галерей и просто рекреационных площадок с газонами и деревьями. Пространство комплекса намечено сделать разноуровневым и обустроить приватную зону при живых домах значительно выше, чем открытые для всех магазины, выставочные залы, а также офисные центры. Крупные автомобильные паркинги и зоны разгрузки разместятся под землей.

73e2ba7157242b4921049141824ec1c0.jpg

Очень схожую концепцию представило архитектурное бюро BADR под руководством Петра Васильева. Авторы задумали «создать впечатление, что застройка квартала происходила постепенно, в течение многих лет, что тут успел поселиться дух времени и места geniusloci». Впрочем, хотя архитектурное решение новых зданий здесь более разнообразно, чем в предыдущем проекте, по-настоящему стилизованных «под старину» новых построек здесь совсем немного – их всего две, и они размещаются не в центре, а на периферии комплекса, в реконструируемой парковой зоне неподалеку от берега Яузы.

Остальные представленные на визуализациях современные дома своей «новодельности» не скрывают, хотя некоторые из них представляют собой реконструированные старые промышленные сооружения. Еще часть проектируемых новостроек выделяется более строгим, чем у «соседей», ритмом оконных проемов. Эти здания визуально схожи с объектами наследия классического модернизма и как бы замещают собой отсутствующий пласт архитектурного наследия недавнего времени .

В целом, формируемый фрагмент городской среды отличается психологически комфортным сочетанием высокой плотности и относительной малоэтажности застройки. Разнообразие высоты (от 3 до 12 этажей), окраски и фасадных композиций зданий создает эффект живописности силуэта нового градостроительного ансамбля. Система визуальных связей между преобразуемой территорией и окружающими ближними и дальними вертикальными доминантами тщательно продумана.

Дома, расположенные по периметру, отгораживают «Пространство Кристалл» от окружающей панельной застройки. Общая планировка комплекса одновременно рациональна и нарочито усложнена c введением элементов двухярусности пешеходного пространства. Каждый из дворов отличается по конфигурации от остальных. Многие плоские кровли должны быть озеленены и использоваться как дополнительное пространство для отдыха и общения. Зону рекреации дополняют парк с велодорожками и вновь создаваемая пешеходная набережная Яузы, соединяемая новым мостом с основной территорией «Артквартала» на противоположном берегу.

Общественные и жилые зоны нового «Кристалла», по замыслу авторов, тесно переплетены друг с другом, как в настоящем старом историческом городе. Первые этажи домов, формирующих фронт улиц, отводятся под апартаменты, офисы, небольшие магазины, кафе, рестораны и другие объекты сферы услуг и досуга. В планы архитекторов входит также создание на территории «Пространства» объектов инфраструктуры культуры и спорта, однако подробности этого замысла пока не проработаны.

Проблема ограничения автомобильного движения в проекте «BADR» решается хотя и не столь радикально, как в концепции «МАП», но тоже очень продуманно и последовательно и тоже с акцентом на особую роль нового трамвайного маршрута (в данном случае речь идет о прокладке рельсового пути до Курского вокзала). Под землей создается целая сеть паркингов и загрузочная зона крупного торгового центра . Один из проектируемых тоннелей должен обеспечивать транзит между Золоторожской набережной и Самокатной улицей.

Отличительная особенность проектных предложений П.Васильева и его соавторов – большое внимание к вопросам энергоэффективности. По их версии, в «Пространстве Кристалл» будут собственные солнечные батареи и ветряные турбины, геотермальные тепловые насосы и рекуператоры воздуха, теплоэлектроцентраль и вентиляционный лабиринт. Намечена система мер по снижению водопотребления, предусматривающая активное использование передовых технологий очистки и утилизации сточных вод.

6582f72d60cc01e07e3f34ac54277fba.jpg

Архитектурное бюро ADE Project во главе с Виктором Туриком подошло к делу совершенно иначе. Исторический ансамбль «Кристалла», по их замыслу, сохраняется без изменений в облике зданий, но при этом его внутреннее пространство озеленяется по строгой геометрической схеме, прочерченной с использованием не только линейки, но и лекал. Значительная часть бывшей промзоны должна быть вымощена брусчаткой. Почти в каждом из старых и новых дворов запланировано размещение скульптурных элементов. Все новые здания возводятся по периметру участка и превращаются в выразительное контрастное обрамление комплекса дореволюционных построек, вход на территорию которого акцентируется въездной аркой.

Каждый из вновь возводимых домов состоит из примыкающих друг к другу разноэтажных частей. В планировочной структуре большинства новостроек преобладает мотив полукружия. На общем фоне выделяются два компактных здания башенных пропорций. Одно из них отличается очень необычной планировкой на основе двух эллипсов, меньший из которых вписан в более крупный. Восточнее главного корпуса завода располагается три офисных здания, c трех других сторон старый «Кристалл» окружают жилые дома. Высота самого низкого из них составляет пять этажей, самого высокого – четырнадцать. Западнее, у берегов Яузы, располагаются две вытянутые вдоль границ участка гостиницы c возрастающей по направлению вглубь комплекса этажностью (от 8 до 12 этажей).

Проект ADE предусматривает очень активное использование подземного пространства. Под зоной гостиниц и частью примыкающего к ней полукружия многоэтажных жилых домов запланировано размещение крупного торгового центра. Подземные паркинги устраиваются почти под всеми новыми зданиями, за исключением возводимых в северо-восточной части преобразуемой территории. С Золоторожской набережной комплекс соединяется подземным тоннелем.

Вопрос о функциональном использовании сохраняемого ядра старого «Кристалла» авторы оставляют открытым, отмечая лишь, что оно должно стать зоной отдыха. Это означает, что в бывших помещениях ликеро-водочного завода могут быть и выставочные залы, и центры зрелищных мероприятий городского значения. Вполне вероятно, комплекс отреставрированных промышленных зданий эпохи модерна имеет шансы занять достойное место среди объектов автобусных экскурсий для туристов. В то же время о создании креативной среды по типу «Артплея» и «Винзавода» речь в данном случае не идет – проектировался, прежде всего, обычный жилой район с видом на достопримечательность с добавлением столь же традиционного конгломерата бизнес-центров.

fb402316dfd8200114460186df2cb7a3.jpg

«Архитектурная мастерская Андрея Некрасова» тоже пошла по наиболее простому пути. В ее концепции единственным преимущественным функциональным назначением перепрофилируемой территории называется размещение жилья и апартаментов. Сохраняемая наиболее ценная часть исторического ансамбля «Кристалла» окружается сетью небольших кварталов, состоящих из компактных домов. Пропорциональное строение зданий, дворов и уличных проездов выполнено с таким расчетом, чтобы роль наиболее масштабного сооружения комплекса оставалась за историческим главным корпусом 1901 года. Ни один из кварталов не повторяет конфигурацию другого. Почти все новые дома – это незамысловатые геометрические объемы, формирующие столь же внешне бесхитростный ступенчатый силуэт комплекса в целом, на фоне которого старые промышленные постройки смотрятся особенно выигрышно.

Наиболее крупные кварталы более усложненной формы А. Некрасов и его коллеги размещают на периферии участка. Для удобства их жителей архитекторы задумали разместить внутренние дворы высоко над землей. Из этих недоступных посторонних полуприватных пространств будут открываться эффектные виды на историческое ядро комплекса. Задуманы и смотровые площадки, открытые для всех. Их устройство в виде галерей предполагается на крышах главного здания завода и примыкающего к нему корпуса. Подняться туда, по замыслу авторов, гости «Кристалла» смогут по системе пандусов, которые сами по себе выглядят как «аттракцион», способный привлечь немало москвичей и туристов.

Еще одна сильная сторона проекта известного профессора Московского архитектурного института и его коллег – намеченное создание нескольких новых улиц, явно улучшающих структуру автодорожной сети целого городского района. Авторы предложили собственный вариант нового парка на берегу Яузы в комплекте с пешеходным мостом. Их концепция не предполагает излишне глубокого, сложного и удорожающего строительство подземного пространства – в данной версии оно сводится исключительно к паркингу.

26c3a57ab49e154ffb0057fc14961319.jpg

Пятая проектная концепция преобразования территории «Кристалл» поступила из Италии, от архитектурного бюро Frigerio Design Group. Энрико Фриджерио и его коллеги намерены заключить сохраняемые элементы старого ансамбля в оправу из довольно однотипных разновысотных и разноцветных зданий прямоугольной конфигурации с ассиметричными, как общее правило, фасадами. Замкнутых дворов в этом проекте нет – есть система общественных пространств, наиболее репрезентативные из которых превращены в «драгоценные сады», напоминающие о старинных виллах Апеннинского полуострова.

Примыкающий к заводу городской парк авторы концепции намерены расширить и оформить в едином ключе с рядом участков на периферии «Кристалла». Дома, как и у других авторов, в основном предназначены под жилье, но предусмотрены помещения и для выставочных залов, запланировано и строительство спортивных объектов. В южной части комплекса Э.Фриджерио предлагает создать классическую пешеходно-рекреационную улицу, расширяющуюся к юго-западу до масштабов площади.

bc6ecc8bda5b4fc34864dda416fc537c.jpgТам же, на границе с парком у Яузы, по замыслу архитекторов, должна быть возведена монументальная гостиница, возвышающаяся над крупным двухярусным стилобатом. Ее облик задумано сделать в максимальной степени соответствующим названию территории – зрительно уподобить огромному кристаллу. На широких балконах и лоджиях нескольких этажей отеля высаживаются деревья.

Их несколько избыточное присутствие явно должно обозначать, что здание, скорее всего, планируется построить с учетом международных экологических стандартов. Через остекленные боковые грани стилобата открывается вход в подземный торговый центр «Кристалл Молл». Вполне вероятно, проект заслуживает гораздо большего внимания, но в своей презентации его авторы предпочли сделать акцент лишь на тех аспектах, о которых мы рассказали.

Выбор победителя этого неформального конкурса – за компанией «Крайс Девелопмент». Тем не менее, проекты опубликованы и представлены на суд общественности, а значит, любое квалифицированное мнение за или против каждой из пяти концепций очень важно. Профессионалы должны сказать свое слово. Окончательное решение о судьбе «Кристалла» еще не вынесено.

_____________________

В основу обзора положены статьи, ранее опубликованные автором на портале Архсовета Москвы - 
 http://archsovet.msk.ru/article/konkursy/serp-i-molot-integraciya-v-megapolis
и сайте Информационного агентства «Архитектор» (Architektor.ru) - http://www.architektor.ru/media/1512/

Комментарии