​Административных процедур в строительстве будет меньше

В начале июня 2014 г. в здании Правительства Москвы состоялось II Всероссийское совещание по развитию жилищного строительства. Организаторами мероприятия выступили Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Ассоциация «Национальное объединение застройщиков жилья» (НОЗА) при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), а также национальных объединений строителей и проектировщиков.

eefb64c97362539582d84b57631a03e6.jpg

В ходе двухдневного совещания было проведено несколько круглых столов. Один из них был посвящен административным процедурам в строительстве. Его участники обсудили несколько тем, в том числе пакет новых документов, направленных на оптимизацию процедур, учет особенностей градостроительной деятельности на территории субъектов РФ и внедрение электронного взаимодействия.

Обилие бюрократических преград на уровне принятия решений – одна из главных проблем в жилищном строительстве. На оптимизацию процедур в строительстве направлен план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденный Правительством РФ в июле 2013 г. В соответствии с «дорожной картой», к 2018 г. время, затрачиваемое на получение разрешения на строительство, должно быть сокращено до 56 дней (по факту в 2013 г. было 297 дней). По показателю «Получение разрешения на строительство» в рейтинге Doing Business Всемирного банка Россия должна сместиться со 178 места на 34 место в мире (на 34 месте находятся сейчас США).

Революционные положения новых законодательных актов

В апреле этого года вышел пакет документов, направленных на оптимизацию процедур в сфере жилищного строительства, снижение административных барьеров в строительстве и сокращение сроков строительства. Разъяснения по новым законодательным актам – Федеральному закону от 20 апреля 2014 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» – дал в своем выступлении Кирилл Вадимович Холопик, руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья:

2d18ec5a0b1dce05921c53518b7f6c38.JPG

- Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 80-ФЗ наделяет Правительство РФ полномочиями (часть 2 статьи 6 ГрКодекса) утверждать исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства и устанавливать порядок ведения реестра описаний процедур. Согласно закону № 80-ФЗ, Правительство РФ вправе утверждать исчерпывающие перечни в различных сферах строительства:
- жилищном;
- сетей водоснабжения и водоотведения, газораспределения, теплоснабжения, электроснабжения;
- складов, административных, торговых зданий;
- производственных зданий и сооружений;
-транспортном (дороги, мосты);
- подземном;
- гидротехническом;
- объектов связи, энергетики, обороны.

Исчерпывающие перечни включают процедуры, установленные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. В случае выхода нового закона или постановления Правительства, которые устанавливает какие-то процедуры, они автоматически должны быть отражены в исчерпывающем перечне. То есть перечень является не правоустанавливающим, а правозакрепляющим документом, отражающим то, что уже существует в действующем законодательстве.

Ключевым и даже революционным во всей законодательной реформе К.В. Холопик назвал положение нового закона о полномочиях региональных и муниципальных органов власти:

- Теперь федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, индивидуальным предпринимателями запрещено устанавливать обязанность осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями (часть 3 статьи 6 ГрКодекса). Предпосылками такого решения стал, в частности, тот факт, что процедуры, которые установлены региональными муниципальными органами власти, составляют значительную часть всех процедур, и такое положение характерно практически для всех субъектов РФ.

Чтобы учесть особенности градостроительной деятельности на территории субъектов РФ, исчерпывающие перечни могут включать процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Но включение таких процедур производится только по представлению высшего должностного лица субъекта РФ.

8ff1f7a3711d10d36c583071f29c9f0f.JPG

Исчерпывающий перечень процедур

Через 10 дней после выхода федерального закона было опубликовано Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства». Помимо исчерпывающего перечня процедур Постановлением утверждены также правила внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства и правила ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства.

В настоящее время исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства включает 134 процедуры. Количество процедур из этого перечня для каждого конкретного объекта варьируется в зависимости от особенностей объекта. Применительно к строительству многоквартирного дома требуется 82 процедуры, а при строительстве индивидуального жилого объекта – 58 процедур. То есть количество процедур остается весьма значительным.

К 7 августа Минстрой России должен внести предложения по отмене избыточных и (или) дублирующих процедур в исчерпывающем перечне. Сейчас идет работа над предложениями по исключению 47 процедур и в отношении укрупнения и объединения большой части процедур, связанных с подключением к сетям. Как отметил К.В. Холопик, речь идет о федеральных процедурах, которые на сегодняшний день существуют в федеральных законах и постановлениях правительства РФ:

- Таких процедур достаточно много. Предложения серьезные, многие из них спорные, и будет много проблем с исключением этих процедур. Помимо необходимости той или иной процедуры как таковой, наиболее часто разногласия возникают в связи с их толкованием. Для решения этих проблем разрабатывается реестр описания процедур, который будет включать:
- случаи, в которых требуется проведение процедуры;
- перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры;
- основания для отказа в принятии заявления заявителя;
- основания для отказа заявителю по итогам проведения процедуры;
- срок проведения процедуры;
- стоимость проведения процедуры или порядок определения такой стоимости;
- форма подачи заявителем документов на проведение процедуры (на бумажном носителе или в электронном виде).

Минстрою России поручено разместить реестр описаний процедур на своем официальном сайте к 7 ноября. Сейчас над реестром ведется активная работа.

3f80b5ea9718490e322371312062825a.JPG

Почему исчерпывающий перечень процедур изначально был принят в такой сложной сфере, как жилищное строительство, пояснил Никита Евгеньевич Стасишин, заместитель директора Департамента жилищной политики Минстроя:

- В соответствии с программой «Жилье для российской семьи» до конца 2017 г. в России планируется дополнительно построить 20 млн кв. м. жилья «эконом-класса». Снижение административных барьеров оптимизирует не только время, но и затраты, в первую очередь, застройщиков, и следовательно должно способствовать снижению конечной стоимости квадратного метра жилья. Поэтому исчерпывающий перечень процедур в первую очередь появился в сфере жилищного строительства.

Н.Е. Стасишин обратил внимание участников круглого стола на серьезность и значимость новых нормативных документов, и необходимость их исполнения:

- Исчерпывающий перечень процедур при всех его явных или мнимых несовершенствах, можно критиковать сколько угодно, но это отправная точка в оптимизации деятельности всего строойкомплекса. Проделана огромная работа, и Минстрой России сделает все для того, чтобы этот документ действовал. Утверждение исчерпывающего перечня очень важный и последовательный шаг, но его применение на уровне субъектов будет небезболезненным.

Чтобы закон исполнялся

В России много хороших законов, которые не действуют в силу того, в частности, что их неисполнение не предусматривает какой-то либо серьезной ответственности. В Государственную Думу РФ внесен на рассмотрении законопроект №355250-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ (об установлении процедуры административного обжалования действий и решений уполномоченных органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги в области градостроительной деятельности и земельных отношений)». По этому поводу К.В. Холопик дал следующее пояснение:

- Законопроект предусматривает серьезные санкции в том случае, если органы власти будут нарушать исчерпывающий перечень процедур. За нарушение порядка осуществления полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений законопроект предусматривает наложение штрафа до 50 тыс. руб., либо дисквалификацию должностного лицо на срок до двух лет.

Кроме того, застройщику для защиты своих интересов уже нужно будет обращаться в суд. Он сможет подать заявление в Федеральную антимонопольную службу. Антимонопольный орган рассматривает заявление в 14-дневный срок, принимает решение и выдает предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления полномочий, установленных законодательством РФ. Предписания антимонопольного органа обязательны для исполнения. Антимонопольный орган рассматривает жалобы на решения и действия при осуществлении полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений в связи с такими обстоятельствами, как:
- незаконный отказ в приеме документов, заявлений;
- предъявление требований, не предусмотренных законодательством РФ к заявителю, документам и информации;
- нарушение сроков осуществления полномочий;
- принятие решения при отсутствии соответствующих оснований, установленных законодательством РФ для принятия такого решения.

27c828fc3e821e6b1baca91f44121a90.JPG

Передовой опыт Москвы

Правительство Москвы в последние годы целенаправленно проводит глубокие и серьезные преобразования административных процедур в сфере строительства. В 4-х государственных городских программах нашли отражение мероприятия, связанные со снижением административных барьеров в строительстве. О том, что уже сделано и делается в этом направлении, рассказала Надежда Петровна Караванова, заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы:

- Правительство Москвы активно занимается этими вопросами и участвовало, в том числе, и в подготовке закона № 80-ФЗ и постановления Правительства РФ 403 от 30 апреля 2014 г. Два года назад была завершена работапо регламентации процедур в строительстве. Административные регламенты утверждены по всем административным процедурам. Они устанавливают:
- исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
- перечень действий должностных лиц органов исполнительной власти при предоставлении государственных услуг, а также последовательность и сроки их осуществления;
- порядок обжалования нарушений должностными лицами органа исполнительной власти установленного порядка предоставления государственных услуг;
- сроки предоставления государственной услуги.

6a76f9b86bb61f7da5668a9f67d03fc1.jpg

Сроки предоставления административных процедур были существенно сокращены. Были исключены также излишние процедуры и согласования в строительстве при получении тех или иных разрешительных документов. Так, например, исключены согласования префектур и управ на всех стадиях реализации строительного проекта. Н. П. Караванова заметила, что это один из принципиальных шагов Правительства города Москвы:

- Еще несколько лет назад значение территориальных органов Москвы была очень велико при получении разрешительных документов в строительстве. Постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 № 76-ПП из полномочий префектур и управ исключены полномочия в сфере строительства. Установлен прямой запрет на осуществление таких действий.

Постановлением от 21.03.2013 № 153-ПП установлен прямой запрет на принятие проектной документации на государственную экспертизу, в случае наличия в составе проектной документации согласований, не предусмотренных законодательством. Все эти меры направлены на то, что бы создать для инвестора, застройщика понятные и прозрачные правила игры в строительной отрасли, снизить коррупционные риски.

Еще одним принципиально важным результатом целенаправленной работы Правительства Москвы по снижению административных барьеров, о котором рассказала Н.П. Караванова, является обеспечение межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных услуг:

- Был создан базовый регистр информации, позволяющий получать из ведомственных информационных систем документы и сведения, которые необходимы для предоставления государственных услуг, и, таким образом, минимизировать перечень документов, которые застройщик должен предоставить лично.

Базовый регистр информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве, – это электронный информационный ресурс, представляющий собой совокупность сведений и информации об их источниках, необходимый органам исполнительной власти города Москвы, организациям для предоставления государственных услуг. Базовый регистр является основным источником сведений для принятия и оформления решений, формирования документов, используемых в процессе предоставления государственных услуг.

На сегодняшний день любой документ, который находится в распоряжении исполнительной власти Москвы и федеральных органов исполнительной власти при предоставлении государственных услуг запрашивается через ведомственные системы и базовые регистры информации. Более того, установлен запрет на требование с заявителя документов, имеющихся в распоряжении органов, как исполнительной власти города Москвы, так и федеральных органов исполнительной власти.

Государственные услуги в электронном виде

Еще об одном важном достижении Правительства Москвы – переводе государственных услуг в сфере строительства в электронный вид,рассказал Рафаэль Абрамович Луганский, начальник Управления обеспечения реализации мероприятий административной реформы Департамента градостроительной политики города Москвы:

- Работа по переводу государственных услуг в сфере строительства в электронный вид, когда вся процедура от подачи заявления до получения результата государственной услуги осуществляется в электронном виде, ведется уже несколько лет. Сегодня в Москве в электронном виде через портал услуг можно получить 8 государственных услуг:
- подготовка и выдача ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка);
- подготовка и выдача свидетельства об утверждении АГР (архитектурно-градострительного решения);
- оформление паспорта колористического решения, согласование дизайн-проекта размещения вывески;
- выдача разрешения на строительство;
- выдача заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта проектной документации и техническим регламентам;
- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

aaf514ac881d3c9c089b93f087a7ca9c.JPG

В текущем году планируется перевод в электронный вид еще нескольких услуг. Это извещение о начале строительства, которое должно быть направлено за 7 дней до начала строительства, извещение об окончании строительства. Будет также переведена в электронный вид госуслуга на получение разрешения на перемещение отходов строительства и сноса, в том числе грунтов и госуслуга проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Р.А. Луганский выделил несколько преимуществ предоставления госуслуг в электронном виде:

- При получении госуслуг в электронном виде значительно сокращается время на подачу заявлений. За счет межведомственного электронного взаимодействия сокращается число документов, предоставляемых заявителем. Например, для того чтобы получить разрешение на строительство, зачастую требуется одно заявление, а такие документы как ГПЗУ, правоустанавливающие документы на земельный участок, если таковые зарегистрированы в едином реестре, орган, предоставляющий услугу, будет запрашивать в рамках межведомственного взаимодействия у соответствующих органов.

При получении в электронном виде госуслуги по проведению экспертизы нет необходимости весь объем проектной документации предоставлять на бумажном носителе, а это обычно большое количество томов. Сервис по предоставлению услуги позволяет загрузить проектную документацию в электронном виде через портал государственных услуг. Процесс загрузки занимает около часа.

При получении госуслуг в электронном виде обеспечивается прозрачность процедуры предоставления госуслуги. На портале государственных услуг есть «Личный кабинет» заявителя, где заявитель может получить всю информацию о процессе прохождения заявки и о результатах ее рассмотрения органами исполнительной власти. В электронном виде госуслугу можно получить, находясь в любом месте и в любое удобное время.

Еще одно принципиальное преимущество получения госуслуг в электроном виде –отсутствие личного общения заявителя с чиновником. При этом все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны органа исполнительной власти, фиксируются в электронном виде. Благодаря этому перевод услуг в электронный вид является одним из наиболее действенных инструментов, решающих проблемы, связанные с коррупцией. На сегодняшний день административным решением все строительство, которое финансируется Москвой, в обязательном порядке переведено на получение государственных услуг только в электронном виде.

2b05e6192b5e9aef12afb2418327f8ce.JPG

По некоторым государственным услугам через портал госуслуг в Москве в электронном виде уже выдается до 60% всех разрешений.

Чтобы довести эти реформы до застройщиков и проектных организаций, создано несколько электронных сервисов. Помимо «Личного кабинета» заявителя на портале государственных услуг, на строительном портале Москвы есть «Кабинет застройщика», где можно получать всю информацию о конкретных объектах, графиках строительства, выдаваемых разрешениях, согласованиях, принимаемых решениях, изменениях в законодательстве, а также обращаться в органы исполнительной власти с различными вопросами. Работает телефон «Горячей линии», по которому заявитель может оперативно получить консультации и разъяснения о порядке предоставления государственных услуг, а также сообщать о нарушениях установленных процедур и подать жалобу на действия должностных лиц органов власти. На всех сайтах исполнительной власти Москвы есть специальные разделы для приема обращений и вся информация о том, каким образом получаются государственные услуги в строительстве.

Кроме того, Департамент градостроительной политики города Москвы проводит активную информационно-разъяснительную работу в виде специальных обучающих семинаров, на которых разъясняется, как можно получить ту или иную услугу, распространяет комплекты методических материалов и инструкций, проводит презентации электронных сервисов в рамках выставок и круглых столов.

Материал к публикации подготовила Ольга Горгома

Комментарии