Вы еще не гуманизировались? Тогда мы идем к вам!

Подпишитесь на канал

175805f2bdef6329ae1e82fde8297786.jpg

В конце августа столичное ГлавАПУ пригласило специалистов-градостроителей и архитекторов-ландшафтников на двухдневную научно-практическую конференцию «Комплексный подход к гуманизации городской среды». В первый день российская городская среда ожидаемо предстала в докладах безвидна и пуста, практически – тьма над бездною. Даже суждения, что есть гуманизация, расходились радикально. И был вечер, и было утро: день второй – экскурсия по объектам.

Объектов было числом шесть. И как в бородатой шутке, словно спросив самих себя, с какой новости начинать – с плохой или хорошей? – организаторы начали, вопреки устной традиции, с хорошей.

«Не верю!..»

В бизнес-центр «Фабрика Станиславского», что в пешей доступности от Таганки, надо возить всякого, кто усомнится в частной инициативе.

2005 году предприниматель Сергей Гордеев создал девелоперскую компанию «Хорус Кэпитал». Компания специализировалась на строительстве и реконструкции офисных центров и жилых комплексов класса «А+». Для глубокой реконструкции комплекса зданий бывшей золотоканительной фабрики начала XX века и прилегающей территории, «Хорус Кэпитал», не поскупившись, пригласил английскую команду John McAslan + Partners. А пригласив, не стал навязывать свои представления о прекрасном. Хорошо оплаченная творческая свобода заморских профи принесла целый букет престижных архитектурных наград, включая победу в RIBA International Awards в 2011 году. В 2010 году Сергей Гордеев продал «Хорус Кэпитал» компании О1 Бориса Минца, которая и владеет по сей день бизнес-комплексом, соответствующим самым высоким европейскимстандартам качества. И хотя прочие части девелоперского проекта Гордеева на улице Станиславского разошлись по разным хозяевам (в том числе и дипломатическим), ландшафтные и планировочные решения, решения по озеленению и всё подобное прочее остаётся здесь на прежнем уровне, заданном английскими проектировщиками почти десять лет назад.

В сущности, если вдуматься, рецепт успеха очень прост: нанять мастера и не мешать ему заниматься своим ремеслом. Он настолько прост, что с ним никто не отваживается спорить. Но и следовать ему охотников позорно мало.

Между «как лучше» и «как всегда»

Википедия утверждает: «Александровский сад всегда был и остаётся излюбленным местом прогулок москвичей и гостей столицы». Насчёт гостей столицы я, быть может, и соглашусь, но вот чтобы искушённых москвичей тянуло сюда прогуливаться… разве только почитатели Булгакова навещают место встречи Маргариты и Азазелло.

Даже молодёжь, тусующаяся на Манежной площади, зелень Александровского сада не жалует. И немудрено. Он зажат между холодной могилой Неизвестного солдата и КПП у охраняемых ворот Боровицкой башни в длину, а в ширину – между увешанной камерами и всевозможными датчиками кремлёвской стеной и балясинами церетелиевского бестиария во рву. Центр его оккупирован стекляшкой билетных касс. Здесь неуютно и некомфортно, несмотря на бесспорную ухоженность и чистоту.

Марина Морина, руководитель мастерской №10 Моспроекта-2, автор многих известных московских ландшафтных объектов, в числе которых и Александровский сад, разводила руками и поясняла экскурсантам: задумывалось одно, а воплощено было совершенно другое. У такого специфического объекта, как лежащий у стен Кремля зелёный остров, оказалось слишком много могущественных хозяев, от ФСО до Управления делами Президента РФ. Поэтому когда в ходе реконструкции 2012 года в саду рубили одни деревья и сажали другие, разбивали цветники и розарии и удваивали численность светильников – делалось это с размахом, решительно, но без скидок на мнения специалистов и без рефлексий о «гуманизации» территории вдоль литерной кремлёвской стены.

Г-жа Морина вспомнила, как им удалось – впервые в Москве – вдоль северной ограды сада, где тот выходит к Манежу, заложить при восстановлении последнего после пожара обогрев тротуара, чтобы проходящие там люди – в том числе и туристы – не скользили и не месили талый московский снег. Вдоль этой короткой трассы поставили вазоны для цветов, решили комплексно цветовое решение зоны. Нет-нет, всё работает, отопление греет, и снега на асфальте и вправду нет. Поэтому этот участок Манежной улицы с радостью заняли под стоянку машины ФСО. В вазонах давно погибли растения, а скамьи в какой-то момент «люди в чёрном» выкрасили в доступный жёлто-коричневый цвет.

Уличные бои

Было заметно, что выхода нашей группы на Никольскую улицу экскурсоводы из ГлавАПУ ожидали с нетерпением. Неудивительно: это первая московская улица, которую не просто сделали пешеходной, но где воплотили и представили, как в шоу-руме или на испытательном стенде, многие решения, которые вошли в стандарт оформления столичных улиц: вывески, витрины, элементы малых архитектурных форм, и прочее.

Разумеется, такая революция не могла протекать легко и просто. На Никольской к моменту нашего дефиле ещё сохранились несколько упорных точек сопротивления, эдакие Ла-Рошели прежнего уличного дизайна: салон «Линзмастер», Никольская Плаза и ещё пара-тройка. Но просто стон вырывался из груди наших сопровождавших при зрелище потенциально шикарного сквера, упрятанного за несокрушимыми пластиковыми павильонами собственников, как за крепостными стенами. «Мы над этим работаем», – был сухой ответ на вопрос вашего корреспондента о грядущем статусе этого оазиса.

Спору нет: для любителей пеших прогулок появление примыкающей к Красной площади и логически выводящей в район Лубянки и Кузнецкого моста новой пешеходной зоны – явление отрадное. Но я помню несколько метаморфоз, которые последовательно пережил Арбат с момента превращения его в пешеходную улицу в середине 80-х, включая и смену освещения, и ротацию торговых точек – пока всё как-то успокоилось и устоялось. Ландшафтный городской дизайн не должен превращаться в искусство ради искусства, потому что он – явление прикладное, подчинённое целям создания горожанам максимума удобства и простоты в потреблении города. Понравится ли горожанам «потребление» новой Никольской улицы, заметят и оценят ли его так, как заметили и оценили специалисты, – вот, наверное, самый главный вопрос.

Дежа вю

Для ещё одного городского объекта ответ на такой вопрос получен.

В 2013 году участок Крымской набережной между Крымским мостом и 3-м Голутвинским тоже был отдан – но не столько прохожим, сколько просто гуляющим и сторонникам активного отдыха. Об этом ландшафтном парке ЗГ подробно писал. Сейчас, после почти полутора лет эксплуатации, практика, которая, как известно, лучший критерий истины, позволяет оценить все успехи и изъяны воплощённого проекта архитектурного бюро Wowhaus.

На светлой стороне силы – безусловная популярность объекта. Популярность – мощный козырь и довод, она подталкивает многое простить и на многое закрыть глаза. И на художественную незавершённость (центральная эспланада с фонтаном задумывалась как зрительное продолжение внутреннего двора ЦДХ, но продолжения нет, а есть забор и стоящие подле машины), и на дрогнувшие под наплывом роликов и скейтов деревянные и даже каменные элементы конструкций, изначально исполненные небезупречно, и на ажурные лёгкие кресла вдоль набережной, по-советски вмурованные в бетон и снабжённые жирными несмываемыми инвентарными номерами, чёрным по белому…

Архитектор Михаил Козлов, представлявший Wowhaus на осмотре, сетует, что том авторских замечаний по проекту был толще телефонной книги… и что? Спущенный заказчиком сверху исполнитель проекта ОАО «Дормост» (на их сайте, к слову, парк обозначен по-простому как «комплекс работ по благоустройству и озеленению»: а вы – гармонизация, гармонизация!) своё дело сделал и ушёл на новый объект благоустройства из большого списка.

Знаете, что слегка пугает? Что в этом их списке – и Никольская улица…

Скверная история

Андрей Коровянский, несмотря на молодость, уже достаточно известен как один из самых интересных и ярких ландшафтных архитекторов в России, представитель «новой волны». Спроектированный им сквер по адресу Оружейный переулок, 45 (исполнитель – ООО «Балтикстройкомпани») – бывшая местная «собачья площадка» (кстати, вот бы кто-нибудь и впрямь построил образцовую по ландшафту площадку для выгула собак!).

Ожидается, что днём сюда будет выползать для рекреаций и покурить народ из прилегающего бизнес-центра. Не иначе, как по сговору с хозяевами расположенных в бизнес-центре компаний, скамейки… скамьи… в общем, такие вот большие, деревянные штуковины, изготовлены с расчётом, что на них особо не засидишься: неудобно. Признаться, идею неприспособленных для сидения скамеек я не уловил. Как говорят, на них гораздо удобнее… лежать. Этим в тёплое время и пользуются отдельные субъекты без определённого места жительства, но поскольку трасса Садового кольца – режимная, долго им разнеживаться не даёт полиция. Вторая группа скамеек – из бетона. Сидеть на них зябко даже летом, а про зиму я уж и не вспоминаю. Поэтому пока что, судя по царапинам, которые с сожалением демонстрирует Коровянский, преимущественно их используют для своих трюков роллеры.

В сквере, безусловно, масса деталей, вызывающих восхищение своей продуманностью и исполнением: например, то, как с учётом специфики механизированной и ручной уборки сделаны углы и места сопряжения каменных оград, или как сочетаются элементы мощения, и как с ориентацией на панорамы перекрёстка выбрано направление рядов посадки деревьев (но вот опять – не тех, что задумывал высадить архитектор). Однако следы борьбы элегантного замысла с суровой реальностью воплощения тоже налицо. Андрей показывает навязанные ему «Мосгорсветом» итальянские светильники, словно из другой реальности попавшую чугунину каркаса велостоянки, змеящиеся по фонарным столбам чёрные гофры кабелей систем видеонаблюдения: спрятать их внутрь не позволено инструкцией. С грустью глядя на шелестящую на ветру листву молодых яблонь, он вздыхает: «У нас ландшафтного архитектора по-прежнему воспринимают в основном как озеленителя…».

А буквально в ста метрах – второй сквер, где с зеленью всё в полном порядке. Он разбит на проклятой богом шумной и пропитанной бензиновой гарью развилке Оружейного же и Садово-Триумфальной улицы, напротив бывшего магазина «Мелодия» и улицы Фадеева. Когда-то здесь была автостоянка с чахлыми деревьями, но усилиями ГлавАПУ стоянку ликвидировали, и вся территория обустроена и «гармонизирована» в соответствии с новыми уличными стандартами. Поэтому на элегантных скамейках здесь вполне можно сидеть: беда лишь в том, что сидеть здесь совершенно не тянет. Мы говорим на повышенной громкости, а мой диктофон записывает исключительно клаксоны машин. Я знаю, что живущие над этим местом люди редко открывают окна. Наверное, как транзит от метро «Маяковская» куда-то выше по Оружейному эта облагороженная зона имеет право на существование (хотя знаю маршруты и прямее, и тише), но если сидящим в предыдущем сквере – пусть и коротко – я всё же могу себя вообразить, то в этом – извините.

После поездки в ГлавАПУ состоялось обсуждение увиденного, на которое я, каюсь, не остался. В конце концов, я всего лишь прохожий.

Автор: Сергей Панасенко

Источник: http://green-city.su/vy-eshhyo-ne-gumanizirovalis...

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!