В рамках конференции из цикла «Комфортный город» ГУП «ГлавАПУ» и Москомархитектуры эксперты и представители бизнеса обсудили, зачем в Москве вводятся «правила хорошего тона» для оформления вывесок, летних кафе и комплексного благоустройства.
Единые стандарты оформления или т.н. дизайн-код — новое и не совсем привычное в Москве явление. Нельзя сказать, чтобы ранее в этой области не действовали какие-то свои правила, но вот только комплексно городские власти взялись за облик столицы сравнительно недавно.
«Если мы хотим иметь порядок, а не „визуальный шум“ и хаотичное заклеивание городской картинки разными чужеродными элементами, правила необходимы, — уверен главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Городу нужно вернуть жизнь и превратить его улицы из просто транзитного и часто небезопасного пространства в пространство, приятное для пребывания на улице».
Замусоренное информацией пространство городских улиц превращалось в «изнанку» города, где все красивое находилось внутри, считает зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук.
Отношение к объектам благоустройства и авторскому надзору за качеством их проектирования, строительства и эксплуатации долгое время было именно таким, вторичным.
Хотя ландшафт не в меньшей степени, чем капитальные объекты формирует комфортность городской среды, подчеркивает Татьяна Гук. До того как Москва это осознала, правила дизайн-кода уже успешно действовали в других городах: например, в Санкт-Петербурге они были и остаются даже жестче, регламентируя размещение вывески и ее размер, местоположение летнего кафе на тротуаре, урны, контейнеры, остановки и проч. Сегодня уже регионы — Казань, Тула, Ижевск и другие города — перенимают опыт Москвы, что, по мнению Татьяны Гук, хороший сигнал.
Первым шагом на пути к расчистке городского пространства от «визуального мусора» стало распоряжение Мэра Сергея Собянина убрать перетяжки: по словам Сергея Кузнецова, это сразу преобразило облик многих столичных улиц. Общество, тем временем, очень чутко реагировало на все эти изменения. Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева, которая была одним из разработчиков новых стандартов, рассказал, что когда проект впервые был опубликован на сайте студии, это вызвало рекордный интерес со стороны пользователей. И характерно, что самым популярным комментарием был «Когда же, наконец, и у нас в городе сделают что-то подобное...».
По словам Татьяны Гук, в процессе введения любых правил очень важно слышать мнение с обратной стороны.
«Мы пытаемся сделать универсальные правила с возможными вариантами использования и проводим семинары с представителями бизнес сообщества. Мы не консерваторы, мы слышим бизнес и по мере возможности вносим изменения в действующие нормативные акты».
По мнению Эркена Кагарова, жесткое регулирование не мешает делать творческие вещи — «ограничения даже увеличивают количество неожиданных решений», отмечает дизайнер. «Чем более развито общество в самых разных аспектах, тем более сложные правила определяют его жизнь. Сегодня уровень городской среды, применяемых технологий и подходов не очень высокий, и поэтому положительным является, безусловно, введение определенных правил в любой области. Их не существует только в чистом искусстве».
В качестве первого шага, как считает Эркен Кагаров, хорошо введение относительно небольшого количества относительно несложных правил. Так, в новом дизайн-коде есть простое правило размещения вывесок на зданиях до 1952 года постройки только из отдельных букв, или правило размещения вывесок только межу 1 и 2 этажами зданий.
«Конечно, есть случаи, когда у нас до 1952 года есть конструктивистские здания, где в какой-то нише могла бы быть вывеска другого типа, — добавляет Эркен Кагаров. — Или вообще здание XIX века, где на старом фото видно, что вывески здесь были как раз на подложках. Но если мы сейчас это разрешим, мы не получим такой фактуры; по сути там используется только работа со шрифтом, а в современных условиях 3D принтеров, которые печатают цветные картинки, может получиться полный хаос».
Как считает партнер-основатель бюро Citymakers Петр Кудрявцев, сохранение облика Москвы, который формировался до 1980-х гг., когда появилась реклама и «буйство индивидуальности» важен, но при этом так же важно, чтобы «в наших проектах мы имели возможность экспериментировать с поведенческими сценариями, которые как раз формируются с помощью тех элементов, которые мы там устанавливаем».
Каждый район, отмечает Кудрявцев, должен иметь собственную идентичность, которая должна отражаться в этих малых архитектурных формах, но тот люфт, который регламентом определен проектировщикам, всегда должен давать свободу творческому решению.
Александр Кузьмин, руководитель Отдела строительства сети ресторанов «Якитория»:
«Спасибо за 902 Постановление и то, что мы теперь все находимся в одинаковых рамках. Мы сэкономили деньги на экспертизах и разрешениях. У нас 70 объектов и это внушительная сумма. Мы, конечно, говорили о том, чтобы все это унифицировать. Это подарок города в том, что с нас не взимают эту плату».
Ирина Митник, заместитель генерального управляющего по вопросам согласования сети ресторанов «Тануки»:
«Это очень убыточно — менять вывески, но рано или поздно ресторанам, которые существуют 5-6 лет, все равно надо проводить ребрендинг, иначе вывески притираются. В общем, мы довольны тем, что Москва перестает быть Шанхаем. Все эти огромные кубы вывесок — то ли куб за дом держится, то ли дом за куб, непонятно. Мы же все хотим быть большими.... Но когда все интеллигентно, везде маленькие красивые буковки — мы тоже хотим быть интеллигентным. Тем более что нас ограничиваю объемом и размером фриза, а не по стилю».
Идентичными на всей территории города должны быть и требования к оформлению летних кафе, подчеркивает Татьяна Гук; «смысл типовых решений с маркизами и прочими элементами заключается в том, что мы выносим оборудование, а не достраиваем здание — разница в этом». Индивидуальные решения будут, и они будут приниматься в стенах Москомархитектуры по регламенту, который на данный момент находится в разработке, продолжила зампредседателя. Но в историческом центре решения по кафе все-таки будут скорей типовыми.
В то же время где-то на набережных, площадях, внутриквартальных пространствах они, конечно, могут быть яркими и индивидуальными, отметила Татьяна Гук; «бизнес как раз нацелен на дорогие, качественные решения, где-то экстравагантные, поэтому мы открыты к обсуждению».
Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» подчеркивает, что комфортный город — это не только правильная инфраструктура — дворы, пешеходные дорожки и освещение, но еще и открытый диалог руководства города и жителей. «Этот диалог начат, и мы все имеем возможность участвовать в этих городских изменениях». Сам «Винзавод», начав осваивать неблагополучную территорию за Курским вокзалом, столкнулся с острой проблемой пешей доступности, и она была решена при участии города, подчеркивает Софья Троценко. В частности, между «Винзаводом» и «Артплеем» появился благоустроенный сквер, и это только начало комплексного преобразования целого района.
Эксперты сошлись во мнении, что правила дизайн-кода, конечно, нужны, но всякие правила нужно применять с умом — соотносить их с определенным контекстом, объектами и проч. Как отметил Мартин Стокли, специалист по городскому инжинирингу бюро Citymakers, нужно найти верную меру регуляции и меру этих ограничений, которые, несомненно, нужны городу, «ведь мы сегодня закладываем город на долгое время вперед...».
Изображения: Москомархитектура
Комментарии (0)