ДОРОГУ МОЛОДЫМ! Международный архитектурный конкурс Holcim Awards

Международный архитектурный конкурс Holcim Awards, учредителями которого выступил швейцарский фонд Holcim Foundation for Sustainable Construction, не предполагает никаких возрастных ограничений. Однако вся его атмосфера пронизана таким духом юношеского вызова, творчества и устремленности в будущее, что поневоле приходит в голову этот призыв, известный поколениям советской эпохи.

В этом году в числе победителей прошедшего европейского этапа конкурса в номинации Next Generation оказалась команда архитекторов из Санкт-Петербурга. Эти искрящиеся фантазией выходцы из небольших российских городов придумали простую и вполне рабочую идею – как вдохнуть жизнь в будничное, а порой и застойное течение жизни российских моногородов, связать их между собой, сделать частью пространства под названием Россия и мир.

Впрочем, обо всем по порядку.

6b224f9bc88bd4d9e74fb25a10c9f422.jpg

В международном архитектурном мире творческий конкурс Holcim Awards, учредителем которого выступил Holcim Foundation for Sustainable Construction,основанный в 2003 г. в Цюрихе, имеет репутацию демократичного. Компания Holcim , производитель стройматериалов в 70 странах мира, в том числе и таких «пылящих», как цемент, считает необходимым для себя стимулировать фантазию архитекторов, готовых предложить идеи развития, улучшения среды. Ресурсы Земли не бесконечны, это и объясняет цель конкурса – поддержать проекты устойчивого развития по всем миру. Кроме гуманитарной направленности, оригинальности и архитектурного совершенства, проекты должны быть применимыми – это также один из принципов Holcim Awards.

Чтобы назвать победителей, которым адресован призовой фонд, международному жюри пришлось оценить 2,5 тысячи проектов, всего же со стороны соискателей их было подано на конкурс более 6 тысяч. Обобщая результаты, можно сказать, что миссия архитектора, как ее видит Holcim Foundation, отличается от тех задач, которые ставились перед зодчими прежних времен. Нашим современникам предоставляется более серьезный вызов: создать не просто красивое, удобное, полезное, а часто и «спасительное» для той или иной территории. И в 99% случаев команде зодчих представляется возможность поработать отнюдь не «в чистом поле», а пройти по следам своих предшественников-градостроителей.

b75c95f1161b146e755ac7b38749d03c.jpg

Таков проект, получивший «золото». Испано-итальянская команда, объединившая два бюро – испанское «Grupoaranea» и итальянское «AutonomeRorme» – придумали механизм для вывода из депрессивного состояния целый регион южной Италии. На месте торчащих из земли металлических конструкций, тяжелых бетонных балок, заброшенных неприглядных участков земли предлагается создать заповедник Салина-Ионика. Эта территория, несмотря на свое нынешнее неблагополучие, включает в себя совершенно разные участки, в том числе и археологические памятники. А на дне моря, как выяснили архитектуры, со времен Второй мировой войны еще лежат субмарины, заросшие водорослями и илом. Строка из стихотворения «здесь саду цвесть» вполне отражает задачу, которую предлагают архитекторы – возвращения представителей флоры и фауны в постиндустриальный ландшафт, оздоровления почвы и пр.Другая задача – расширить пространство и вписать образовательное учреждение в плотную городскую застройку – стояла перед французскими разработчиками проекта университетского здания в Париже. Проект, получил на конкурсе серебро: объект подкупил жюри своей вместительностью, открытостью и возможностью проведения реконцепции одновременно. Здание, которое предназначено для Париж-Сакле, с одной стороны минималистично и современно, а с другой – имеет некоторые черты архаики, благодаря включению необработанных материалов в отделку здания. Небольшой бюджет не ограничил творческие возможности зодчих. Спланированный вертикально, с максимальным количеством открытых площадок он напоминает белую легкую книжную этажерку, которую с учебными целями будут посещать парижские студенты. Премию получили Жиль Делалекс, Ив Моро и Томас Вессель-Сессье.

264e5726c10887e1077463bd70ca1023.jpg

Бронзу взяли испанцы Энрике Аренас, Луис Басаде и Луис Паласиос, предложившие для Вены идею постепенной застройки квартала городского района столицы Австрии. В городском плане испанского бюро «Arenas Basabe Palacios arquitectos» в качестве структурного и декоративного разделителя фигурируют стены зеленых насаждений. Таким образом, район можно развивать поэтапно. Градостроительные «пазлы» будут постепенно появляться из-за зеленых стен, складываясь в единый ансамбль.

Жюри отметило также энергетическую концепцию, предложенную швейцарским архитектором Кристианом Керезом для офисного здания в Хольдербанке (Швейцария) и прогрессивный подход в отношении применения стройматериалов бельгийцев из бюро «TETRA architecten».

52bfd06e99fbef2c65455a13ab181eca.jpg

В этом году жюри решило поощрить сразу шесть команд из разных стран мира в номинации Next Generation. В их числе – группа архитекторов из Санкт-Петербурга, в составе которой – Александр Вешняков, Дмитрий Иванов, Наталья Михайлова, Александра Тырон и Надежда Павлова. Как отметила на представлении проекта его участница Александра Тырон, в мире Россию знают в основном по трем мегаполисам – Москве, Санкт-Петербургу и Сочи. А между тем, это страна малых городов. Многие из них в связи с реструктуризацией экономики переживают нелегкие времена, особенно так называемые моногорода. В градостроительном отношении часто они представляют собой смешанную и беспорядочную застройку, включающую объекты разных эпох и стилей. Жители, особенно молодые, конечно, ощущают недостаток включенности такого города в общую жизнь страны, тем более, что географически более крупные региональные центры могут располагаться с сотнях километрах. Идея общественных центров, образующих виртуальную сеть с помощью интернет-подключения, во многом эту проблему решает.

85536b37a0d6cae5f47c195e1fe0b5e2.jpg

Но как ее реализовать, исходя из сложившихся условий – при минимуме бюджетов и уже существующих «культурных доминантах»? Как правило, это широко известные дома культуры в палладианском стиле, по традиции советского периода, отстроенные во многих российских городах. Этот вопрос корреспондента журнала «ТС» не поставил в тупик молодую команду из Санкт-Петербурга. «Можно добавить в облик таких дворцов современные детали, может быть, слегка ироничные», – пофантазировала А.Тырон. Современные технологии это позволяют: в проекте российских архитекторов нечто подобное есть – галогенная расцветка фасадов, позволяющая обновлять и осовременивать облик любого сооружения.

Кстати, идея центров оказалась своевременной. Совсем недавно Правительство России создало фонд моногородов России. Самое время, обратиться туда, чтобы воплотить замысел.

Архитектор Александра Тырон

Международное жюри оценило «реалистичность» этой идеи, способствующей повышению жизненной активности моногородов. Во всяком случае, задаче Holcim Awards это полностью соответствует. Как заявили на оглашении списка победителей отцы-основатели премии, задача конкурса – дать возможность прогрессивным идеям быть услышанными, реализованными как можно более широко. Россия с ее просторами могла бы стать идеальной площадкой для этого.

Наталия Крол

Конкурс является одним из основных мероприятий фонда, который направлен на продвижение идей устойчивого развития в архитектуре и строительстве и проводится в сотрудничестве со Швейцарским Федеральным институтом технологии (ETH, Цюрих, Швейцария), Массачусетским технологическим институтом (MIT, Кембридж, США) и другими известными техническими университетами.

Отбор заявок и их рассмотрение проводится в пяти регионах мира. 

Комментарии