Научно-производственный комплекс «Крунит»: синтез традиций и современности

Научно-производственный комплекс «Крунит» – пятиэтажное здание из красного кирпича с элементами панорамного остекления и конструктивистскими колоннами предназначено для размещения инновационных компаний, высокотехнологичных производств и научных лабораторий. Авторы проекта – архитектурное бюро «Крупный план», реализовали проект при помощи BIM-технологий.

505180a1424f4dad7d0fe2c5fe4692dd.jpg

Проектирование зданий c использованием информационного моделирования (BIM) сегодня уже не воспринимается в России, как что-то необычное. Архитекторы и проектировщики уже несколько лет находятся на этапе осмысления наработанной практики. Также происходит интенсивный обмен опытом применения различных программных продуктов в ходе учебных семинаров, конференций и в публикациях на страницах журналов. Вполне естественно, что любой интересный проект, реализованный с применением BIM, становится предметом рассмотрения. Так, в третьем квартале 2018 года в Москве, на улице Нагорная планируется ввести в эксплуатацию Научно-производственный комплекс «Крунит». Пятиэтажное здание из красного кирпича с элементами панорамного остекления и конструктивистскими колоннами возле входа предназначено дляразмещения инновационных компаний, высокотехнологичных производств и научных лабораторий.

BIM, как инструмент коллективного творчества

Проектирование объекта стартовало в 2016 году. На тот момент «Крупный план» располагал уже определённым опытом использования BIM. Первые рабочие места, оснащённые ПО, позволяющим разрабатывать информационные модели, появились у них в 2013 году. Выбор изначально был сделан в пользу программного продукта Autodesk Revit. В новой технологии Сергея Никешкина и Андрея Михайлова привлекли возможности организовать работу большого коллектива в рамках общей информационной среды и перспектива более эффективного взаимодействия с заказчиком

В данном случае заказчиком выступило АО «Крунит». Руководителям компании была предоставлена возможность ознакомиться с информационной моделью здания как раз на стадии разработки архитектурной концепции. Был осуществлён экспорт соответствующей программы на планшетный компьютер. После этого они могли подробно рассмотреть несколько вариантов будущего архитектурного облика здания. На этапе доработки дизайна интерьера руководители «Крунита» воспользовались также технологией VR, которая предусматривает полное погружение в среду объекта.

Традиционалистское обновление с элементами «high-tech»

Изначально заказчик поставил перед архитекторами задачу сделать здание научно-производственного комплекса актуальным с точки зрения новейших тенденций развития архитектуры и одновременно сохранить дух того места, где оно проектировалось.

Вконце XIX века по заказу российского промышленника французского происхождения здесь была построена прядильная фабрика. Добротное здание из красного кирпича долгие десятилетия использовалось в качестве производственного объекта и лишь совсем недавно пришло в негодность после сильного пожара. Строил фабрику русский и советский архитектор Роман Клейн, который известен в качестве автора таких проектов, как Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и ЦУМ.

В ходе работы над дизайном здания генеральный директор и главный архитектор «Крупного плана» Сергей Никешкин постарался взять за основу именно эстетику эпохи индустриализации, которая начиналась в царской России и была успешно продолжена в годы первых советских пятилеток. Не случайно при отделке фасада активно использован тот же красный кирпич, из которого было построено здание фабрики XIXвека, в дизайне интерьеров использованы некоторые другие архитектурные детали прошлого. Стены холлов и коридоров украшены сохранившимися историческими фотографиями.

В целом при взгляде на здание возникает ощущение движения, которое усиливается наличием открытого пространства с лёгкими несущими колоннами на первом этаже, по обе стороны от входной группы. Такие колонны очень характерны для архитектуры эпохи советского конструктивизма 20-30-х годов.

Достаточно смелое дизайнерское решение использовано при выборе дизайна стойки ресепшн. Сама стойка и стены вокруг декорированы кирпичом различных цветов и оттенков. Все вместе кирпичи, уложенные под углом, образуют стилизацию традиционного народного орнамента. Очень активный визуальный эффект усиливается контрастной рабочей поверхностью стойки белого цвета.

В качестве элемента декора в холлах и коридорах здания использованы инженерные коммуникации. На этих участках инженерам и архитекторам пришлось достаточно плотно поработать вместе. Коммуникации надо было не просто разместить в соответствии с требованиями нормативных документов, но и постараться обеспечить гармоничный внешний вид для всего помещения. Общая информационная среда BIM оказалась при этом весьма кстати. На самом деле использование открытых коммуникаций характерно, скорее, для современного стиля «high-tech». Однако в данном случае этот приём призван, скорее, подчёркнуть историческую преемственность.

Работа в 3D позволила архитекторам весьма тщательно подойти к моделированию рельефную укладку кирпича на фасаде, где присутствуют многочисленные консоли и едва заметные ступени. Важными элементами фасада стало элегантное панорамное остекление, а такжеузкие, вытянутые по вертикали окон разных размеров. Такие окна достаточно часто используется в проектировании фасадов современных жилых и офисных зданий. В данном случае это позволило избежать однообразия во внешнем облике и сохранить строгую брутальную стилистику фабричной архитектуры.

ba7cb87fef46e4e4f49d48a22537bfa8.jpg

Пространственная импровизация

Интересно, что сам контур здания, если посмотреть на него сверху, чем-то напоминает моторную лодку с оборудованным на корме закрытой рубкой для капитана. Эта фигура как бы вписана в сильно вытянутый четырехугольник. При этом, во-первых, в ней нет ни одного угла в 90° и, во-вторых, все имеющиеся углы закруглены (решение достаточно распространённое в современной мировой архитектуре).

От одного из торцов к центру со стороны лицевого фасада выполнена достаточно объёмная выемка. Она, главным образом, и создаёт динамику всему внешнему облику здания и к тому же существенно увеличивает пространство перед входной группой, которое используется в качестве парковки.

Инженерные решения

Следует отметить, что протекающая неподалёку река Котловка, также как и многие другие малые московские реки, отличается весьма непростым нравом. Именно поэтому, особое внимание в ходе проектирования было уделено результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий. В дальнейшем они были учтены при оценке рисков подтопления и возможного влияния гидрологических факторов на несущие способности основания. На основании этих данных были спроектированы дополнительные сооружения инженерной защиты.

В целом, с помощью BIM проектировщикам удалось решить ряд специфических задач. Например, в области т.н. вертикальной планировки. Некоторые особенности рельефа учитывались в ходе разработки концепции общественного пространства перед входом. Поскольку нулевой уровень первого этажа несколько приподнят, удалось весьма существенно снизить объем земляных работ. Наличие подземного нулевого этажа с парковочным пространством потребовало более тщательного подхода к проектированию ливневых стоков. Большое внимание уделено также расчету оптимальной высоты проездов для автомобилей.

Проектирование инженерных систем здания проводилось в программе Autodesk Revit MEP. При этом в общей информационной модели здания реализована сводная модель размещения вентитяции, отопления, холодоснабжения, водоснабжения, канализации, ливневой канализации, системы автоматического пожаротушения, а также специальной противодымной вентиляции.

Работа по стандарту экономит время

Над проектом Научно-производственного комплекса работали 12 сотрудников архитектурного бюро «Крупный план». Эффективная координация совместных действий такого количества людей возможна только при наличии определённых правил, которые устанавливаются в формате стандарта организации (СТО). В качестве базового программного обеспечения «Крупный план» использует программы Revit и Civil 3D. Поэтому за основу в ходе его разработки был взят шаблонный BIM-стандарт компании Autodesk. Сформулированные там основополагающие методологические подходы были сохранены и дополнены собственными наработками.

Поскольку рынок ПО предоставляет самые широкие возможности, в ходе решения некоторых основополагающих задач профессионалы наряду с базовыми используют программы различных разработчиков, которые в большей степени соответствуют их авторскому подходу. В частности, в ходе проектирования комплекса «Крунит» дополнительные программы применялись при моделировании архитектурных форм и расчета нагрузок на конструкции. Это, в свою очередь, требует использовать дополнительные программные продукты, чтобы обеспечить корректный экспорт данных в базовую программу, в которой выполняется информационная модель, и поиск возможных ошибок.

Именно поэтому разработка стандарта всегда является результатом анализа и осмысления наработанной практики. «Крупный план» подошел к этапу создания собственного стандарта через год после начала проектирования в BIM. Сама разработка заняла около 6 месяцев. Но в результате был создан алгоритм, который позволяет ускорить работу над проектами на 10-15 процентов.

Комментарии