Минимум деталей — максимум эстетики. Новые станции столичного метро

581d08e3992385908f6845db084971e5.jpg

В настоящее время в Москве строится около 120 км линий метро и постоянно вводятся новые станции. Их архитектурный облик периодически становится предметом рабочих рассмотрений у главного архитектора Москвы. Сергей Кузнецов считает, что сжатые сроки ввода и рамки бюджета не мешают сделать архитектурные решения станций образным и элегантными.

С 2012 года в Москве реализуется программа развития метро, в рамках которой до 2020 года запланировано строительство 78 новых станций. И хотя столь масштабные работы потребовали серьезной оптимизации строительных технологий, облик современных станций далек от типовых решений «дешевого» метро 1960-80-х гг. Метрополитен по-прежнему остается одной из главных достопримечательностей столицы, и от проектировщиков требуется «держать марку». Это бывает непросто, учитывая ограничения в сроках и стоимости, поэтому Сергей Кузнецов призывает не делать решения навороченными, а обратиться к языку простых и понятных форм. В таком случае их проще реализовать «с минимальными потерями».

c6c943ef459b436e8af19117c948ca93.jpg

Впрочем, «простых» — означает не скучных, а рациональных и элегантных. Примером красивого и взвешенного решения наземного павильона может послужить станция «Лефортово». Она располагается на так называемом Третьем пересадочном контуре, на участке от «Нижней Масловки» до станции «Авиамоторная». Линия метро выходит на поверхность в районе Солдатской улицы; вестибюль и наземный павильон расположены прямо в парке. Сергей Кузнецов назвал архитектуру павильона «шпееровской», отметив красоту и взвешенность пропорций.

Согласно полученным рекомендациям авторы выровняли ритм колонн портика, сделав его симметричным. Теперь им предстоит доработать благоустройство прилегающей территории с учетом новых стандартов и навигации пассажиров от остановок общественного транспорта к метро.

bde756410147c7b4c80999b02b2bec6f.jpg

В оформлении платформы архитекторы «Мосинжпроекта» использовали элементы историзма — классические круглые колонны, «кованые» светильники и мебель. Учитывая рекомендацию главного архитектора, название станции, помимо путевых стен, было продублировано на самой платформе — на красивой стойке над скамейкой.

77dad2fc29373e6c00abc3ca38a98767.jpg

Старейшая ветка московского метро — Сокольническая — в ближайшие годы продлевается сразу тремя станциями, «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Их проектирует «Мосинжпроект». Станция «Румянцево» — следующая после «Тропарево» — несколько раз выносилась на рабочее рассмотрение и в результате значительно изменила свой художественный облик.

Станция строится на территории существующей автостоянки бизнес-парка «Румянцево». С северо-запада прилегает территория строящегося комплекса «Телеком-Сити». Ввиду затесненности участка она очень компактная. Выходы имеются к бизнес-центру и остановкам общественного транспорта на Киевском шоссе.

Первоначальный художественный образ был навеян «городской структурой», которую архитекторы привносили в Новую Москву в виде улицы-перрона. Сергей Кузнецов предложил использовать вместо видов исторического города на путевых стенах — мотивы абстракционизма, более уместные вблизи нового делового кластера.

9f53d7c8c86b70e04dc030f4f7b3b4ea.jpg

0c3e8a94c601156cb642e1a4e43ec59d.jpg

Учтя замечания по рисунку, а также по потолку над платформой, который своей двускатной формой противоречил тектонике станции, авторы повторно представили вариант с более графичным решением и плоским перекрытием. В новом виде проект был согласован с пометкой сделать варианты колористического решения несущих конструкций в контрастной черно-белой гамме.

a0f9bb9308fcc3dae0416e4c6e693bc5.jpg

Станция «Саларьево» — следующая за «Румянцево». Она строится в составе ТПУ. Бюджет станции не позволил запроектировать эскалатор, и проектировщики ограничились широкой лестницей на перрон. Это и стало главной претензией экспертов, касающейся доступности платформы маломобильным группам пассажиров. Авторам также рекомендовали сделать акценты в архитектурном решении станции, которое вышло чересчур монохромным и блеклым.

0c168be23778f686abcb55f4cbd49134.jpg

Самая короткая ветка метро — Калининско-Солнцевская — также продлевается сразу несколькими новыми станциями. На облик двух из них — «Солнцево» и «Ново-Переделкино» сейчас проходит архитектурный конкурс. На рабочее рассмотрение попали, в свою очередь, станции «Терешково», «Боровское шоссе» и «Рассказовка». Проекты представил «Метрогипротранс», на счету которого десятки отличных станций, появившихся в столичном метрополитене за последние десятилетия.

Архитектурное решение станции «Терешково» было одобрено в варианте с перфорированной облицовкой колонн и LED-светильниками, подсвечивающими колонны, а также потолок, на котором они образуют геометрический орнамент.

7d402c41d7be8fd03ff5ee68efc2a316.jpg

«Боровское шоссе» будет исполнено в ярких деконструктивистских формах, с рядом оранжевых колонн по центру перрона. Здесь акцент сделан на игре разных геометрий поверхностей в облицовке стальными листами.

c947a22507437c10ca1be30b0a128de3.jpg

Самым необычным вышел проект станции «Рассказовка», которая станет настоящей виртуальной библиотекой. Воспользоваться ею и скачать понравившуюся книгу можно будет, используя QR-коды, которыми будут облицованы колонны-картотеки перронного зала.

Рисунок путевых стен представляет собой корешки книг современных авторов, а на простенках между колоннами, на поверхности из архитектурного бетона будут отпечатаны слова и изречения великих людей. Все три станции получили положительное заключение рабочего рассмотрения.

126829ecb575f25c6183797490daa6b3.jpg

Архитектурно-планировочные решения станции «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии по результатам рабочего рассмотрения также претерпели некоторые изменения. «Селигерская» располагается в прогоне между станциями «Окружная» до станции «Улица 800-летия Москвы», в районе «Бескудниковский».

Павильон строится на пересечении Дмитровского и Коровинского шоссе.

Центральный неф этой стандартной трехпролетной колонной станции с островной платформой приподнят относительно боковых и отделен от них арочными пролетами. Это придает станции сходство с пространством готических соборов. Учитывая полученные на рабочем рассмотрении рекомендации, авторы переделали арки (сделанные в каменной облицовке) «под кирпич» и выложили кирпичом свод, подражая традиционной тектонике в кладке.

f023abdbb58f415e114cb626bbcfad34.jpg

Помимо архитектуры новых станций существует и довольно актуальный вопрос облика действующих, имеющих не перекрытые входы в подземный вестибюль. По многочисленным просьбам жителей открытые лестничные сходы руководство Метрополитена решило накрыть конструкциями, чтобы защитить от осадков. Сделать эти навесы элегантными и вписать их в сложившуюся застройку оказалось нелегкой задачей, учитывая, что проектировщики восприняли их как капитальные конструкции.

5a418ec740047fa6d57fa1a16806b940.jpg

По этой причине все три проекта подобных навесов, которые были представлены ГУП МОСГОРТРАНСНИИПРОЕКТ для станций «Сухаревская», «Тургеневская» и «Серпуховская», не были одобрены. По мнению Сергея Кузнецова, навесы должны быть максимально легкими и простыми по форме, не образующими пристенных пространств, закутков для возникновения маргинальной среды. «Я выступаю за радикально простые решения, поскольку при реализации получается часто уродливо. Здесь нужно нейтральное, упрощенное решение, с минимумом деталей», — отметил главный архитектор.

1f5ead7a53797fd7fa5dc230ae186a0f.jpg

0dd8dbe4a20c09ff5580adc04ad95eed.jpg

Сергей Кузнецов также предложил вынести вопрос с устройством навесов над сходами в метро на референдум «Активный гражданин».

К системным вопросам архитектуры транспортной инфраструктуры относится и возведение крытых надземных переходов. В связи с ними снова возник вопрос целесообразности возведения капитальных, тяжелых конструкций, которые фактически несут сами себя, а не единичных пешеходов, дорогостоящи в объеме используемых материалов и при этом довольно малоэстетичны.

47b1f7b4183632f304edc7687ddc235f.png

Вопрос был поднят в ходе рассмотрения переходов в рамках реконструкции Калужского шоссе. Сергей Кузнецов поручил проверить условия, которые вынуждают делать подобные дорогостоящие конструкции. «Внешний вид — не принципиален, это утилитарное сооружение, но габариты сооружения абсолютно избыточны», — отметил главный архитектор. Авторам было рекомендовано поискать более простые и изящные инженерные решения, обратившись к опыту зарубежных коллег, например, немецкого конструктора Майка Шлайха, который проектирует пешеходный мост между парком «Музеон» и «Красным Октябрем».

Изображения: Мосинжпроект, Балтметрострой, Мосметротрой, Метрогипротранс, Транспроект

Комментарии