В настоящее время в Москве строится около 120 км линий метро и постоянно вводятся новые станции. Их архитектурный облик периодически становится предметом рабочих рассмотрений у главного архитектора Москвы. Сергей Кузнецов считает, что сжатые сроки ввода и рамки бюджета не мешают сделать архитектурные решения станций образным и элегантными.
С 2012 года в Москве реализуется программа развития метро, в рамках которой до 2020 года запланировано строительство 78 новых станций. И хотя столь масштабные работы потребовали серьезной оптимизации строительных технологий, облик современных станций далек от типовых решений «дешевого» метро 1960-80-х гг. Метрополитен по-прежнему остается одной из главных достопримечательностей столицы, и от проектировщиков требуется «держать марку». Это бывает непросто, учитывая ограничения в сроках и стоимости, поэтому Сергей Кузнецов призывает не делать решения навороченными, а обратиться к языку простых и понятных форм. В таком случае их проще реализовать «с минимальными потерями».
Впрочем, «простых» — означает не скучных, а рациональных и элегантных. Примером красивого и взвешенного решения наземного павильона может послужить станция «Лефортово». Она располагается на так называемом Третьем пересадочном контуре, на участке от «Нижней Масловки» до станции «Авиамоторная». Линия метро выходит на поверхность в районе Солдатской улицы; вестибюль и наземный павильон расположены прямо в парке. Сергей Кузнецов назвал архитектуру павильона «шпееровской», отметив красоту и взвешенность пропорций.
Согласно полученным рекомендациям авторы выровняли ритм колонн портика, сделав его симметричным. Теперь им предстоит доработать благоустройство прилегающей территории с учетом новых стандартов и навигации пассажиров от остановок общественного транспорта к метро.
В оформлении платформы архитекторы «Мосинжпроекта» использовали элементы историзма — классические круглые колонны, «кованые» светильники и мебель. Учитывая рекомендацию главного архитектора, название станции, помимо путевых стен, было продублировано на самой платформе — на красивой стойке над скамейкой.
Старейшая ветка московского метро — Сокольническая — в ближайшие годы продлевается сразу тремя станциями, «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Их проектирует «Мосинжпроект». Станция «Румянцево» — следующая после «Тропарево» — несколько раз выносилась на рабочее рассмотрение и в результате значительно изменила свой художественный облик.
Станция строится на территории существующей автостоянки бизнес-парка «Румянцево». С северо-запада прилегает территория строящегося комплекса «Телеком-Сити». Ввиду затесненности участка она очень компактная. Выходы имеются к бизнес-центру и остановкам общественного транспорта на Киевском шоссе.
Первоначальный художественный образ был навеян «городской структурой», которую архитекторы привносили в Новую Москву в виде улицы-перрона. Сергей Кузнецов предложил использовать вместо видов исторического города на путевых стенах — мотивы абстракционизма, более уместные вблизи нового делового кластера.
Учтя замечания по рисунку, а также по потолку над платформой, который своей двускатной формой противоречил тектонике станции, авторы повторно представили вариант с более графичным решением и плоским перекрытием. В новом виде проект был согласован с пометкой сделать варианты колористического решения несущих конструкций в контрастной черно-белой гамме.
Станция «Саларьево» — следующая за «Румянцево». Она строится в составе ТПУ. Бюджет станции не позволил запроектировать эскалатор, и проектировщики ограничились широкой лестницей на перрон. Это и стало главной претензией экспертов, касающейся доступности платформы маломобильным группам пассажиров. Авторам также рекомендовали сделать акценты в архитектурном решении станции, которое вышло чересчур монохромным и блеклым.
Самая короткая ветка метро — Калининско-Солнцевская — также продлевается сразу несколькими новыми станциями. На облик двух из них — «Солнцево» и «Ново-Переделкино» сейчас проходит архитектурный конкурс. На рабочее рассмотрение попали, в свою очередь, станции «Терешково», «Боровское шоссе» и «Рассказовка». Проекты представил «Метрогипротранс», на счету которого десятки отличных станций, появившихся в столичном метрополитене за последние десятилетия.
Архитектурное решение станции «Терешково» было одобрено в варианте с перфорированной облицовкой колонн и LED-светильниками, подсвечивающими колонны, а также потолок, на котором они образуют геометрический орнамент.
«Боровское шоссе» будет исполнено в ярких деконструктивистских формах, с рядом оранжевых колонн по центру перрона. Здесь акцент сделан на игре разных геометрий поверхностей в облицовке стальными листами.
Самым необычным вышел проект станции «Рассказовка», которая станет настоящей виртуальной библиотекой. Воспользоваться ею и скачать понравившуюся книгу можно будет, используя QR-коды, которыми будут облицованы колонны-картотеки перронного зала.
Рисунок путевых стен представляет собой корешки книг современных авторов, а на простенках между колоннами, на поверхности из архитектурного бетона будут отпечатаны слова и изречения великих людей. Все три станции получили положительное заключение рабочего рассмотрения.
Архитектурно-планировочные решения станции «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии по результатам рабочего рассмотрения также претерпели некоторые изменения. «Селигерская» располагается в прогоне между станциями «Окружная» до станции «Улица 800-летия Москвы», в районе «Бескудниковский».
Павильон строится на пересечении Дмитровского и Коровинского шоссе.
Центральный неф этой стандартной трехпролетной колонной станции с островной платформой приподнят относительно боковых и отделен от них арочными пролетами. Это придает станции сходство с пространством готических соборов. Учитывая полученные на рабочем рассмотрении рекомендации, авторы переделали арки (сделанные в каменной облицовке) «под кирпич» и выложили кирпичом свод, подражая традиционной тектонике в кладке.
Помимо архитектуры новых станций существует и довольно актуальный вопрос облика действующих, имеющих не перекрытые входы в подземный вестибюль. По многочисленным просьбам жителей открытые лестничные сходы руководство Метрополитена решило накрыть конструкциями, чтобы защитить от осадков. Сделать эти навесы элегантными и вписать их в сложившуюся застройку оказалось нелегкой задачей, учитывая, что проектировщики восприняли их как капитальные конструкции.
По этой причине все три проекта подобных навесов, которые были представлены ГУП МОСГОРТРАНСНИИПРОЕКТ для станций «Сухаревская», «Тургеневская» и «Серпуховская», не были одобрены. По мнению Сергея Кузнецова, навесы должны быть максимально легкими и простыми по форме, не образующими пристенных пространств, закутков для возникновения маргинальной среды. «Я выступаю за радикально простые решения, поскольку при реализации получается часто уродливо. Здесь нужно нейтральное, упрощенное решение, с минимумом деталей», — отметил главный архитектор.
Сергей Кузнецов также предложил вынести вопрос с устройством навесов над сходами в метро на референдум «Активный гражданин».
К системным вопросам архитектуры транспортной инфраструктуры относится и возведение крытых надземных переходов. В связи с ними снова возник вопрос целесообразности возведения капитальных, тяжелых конструкций, которые фактически несут сами себя, а не единичных пешеходов, дорогостоящи в объеме используемых материалов и при этом довольно малоэстетичны.
Вопрос был поднят в ходе рассмотрения переходов в рамках реконструкции Калужского шоссе. Сергей Кузнецов поручил проверить условия, которые вынуждают делать подобные дорогостоящие конструкции. «Внешний вид — не принципиален, это утилитарное сооружение, но габариты сооружения абсолютно избыточны», — отметил главный архитектор. Авторам было рекомендовано поискать более простые и изящные инженерные решения, обратившись к опыту зарубежных коллег, например, немецкого конструктора Майка Шлайха, который проектирует пешеходный мост между парком «Музеон» и «Красным Октябрем».
Изображения: Мосинжпроект, Балтметрострой, Мосметротрой, Метрогипротранс, Транспроект
Комментарии (0)