Только в профиле

Московские международные

В последние полтора года в столице по инициативе ныне действующего руководства Москомархитектуры было организовано более двадцати творческих конкурсов на проектирование знаковых сооружений и целых фрагментов городской среды. Впервые за восемьдесят лет в формирование архитектурной летописи Москвы активно включились десятки проектных бюро всего мира. По количеству задействованных зарубежных специалистов и по географическому разбросу стран, где они живут и работают, явно установлен абсолютный рекорд. Не претендуя на полное раскрытие темы – для этого понадобилась бы объемистая монография! – ограничимся коротким рассказом о самом главном.

Зарядье

Итоги конкурса на архитектурно-планировочную концепцию парка «Зарядье» - одно из наиболее заметных московских событий завершившегося 2013 года, получившее большой резонанс не только в российских, но и мировых средствах массовой информации. И это не удивительно: речь идет об обширном и исключительно выигрышном в градостроительном отношении участке в самом центре Москвы, расположенном в нескольких минутах ходьбы от Красной площади и Кремля. Почти вся историческая застройка этой территории была снесена еще в конце сороковых годов, когда расчищалась площадка для строительства восьмой сталинской высотки. Чуть раньше, в тридцатых, в Зарядье и к северу от него предполагалось возвести гигантское здание Наркомтяжпрома. Конкурс на проектирование этого штаба и символа всепобеждающей индустриализации вошел в историю мировой архитектуры, но оказался последним в ряду аналогичных масштабных творческих соревнований советского времени. Хрестоматийные монументальные проекты так и остались на бумаге. В середине столетия дело продвинулось гораздо дальше, но сразу же после сооружения фундамента все работы были остановлены.

Позже мощные опорные конструкции «нулевого цикла» несостоявшегося небоскреба стал основой стилобата гостиницы «Россия». Поколения, выросшие в шестидесятые и позже, c детства воспринимали это здание как один из архитектурных символов эпохи «оттепели». Нравилась «Россия» и многим останавливавшимся в ней гостям из-за рубежа. Тем не менее, гостиница простояла всего лишь чуть больше сорока лет и в 2004 году была закрыта. Мотивацией сноса ее здания послужило желание тогдашней мэрии построить более современный и более соответствующий окружающей застройке отель. Выполнить задуманное не удалось из-за затянувшихся споров о праве собственности на земельный участок. Предложений на тему «как же нам все-таки застраивать Зарядье» в последующие годы выдвигалось немало – говорили и о квартале в стиле старой Москвы, и о деловом комплексе, и о парламентском центре. В конце 2011 г. руководство компании State Development впервые представило правительству Москвы проект обустройства на месте бывшей гостиницы «Россия» ландшафтного парка и получило на него положительный отзыв. Два месяца спустя, в январе 2012 г., ту же идею высказал занимавший в то время пост премьер-министра Владимир Путин.

Уже через месяц Москомархитектура во главе, тогда еще, с Александром Кузьминым объявила открытый конкурс на разработку концепции парковой зоны. Итоги творческого соревнования подвели в апреле того же года, и 118 поданных на конкурс проектов были представлены на суд широкой публики. Каждый желающий имел возможность выставить работам конкурсантов свою оценку. В итоге тридцать проектных предложений получили специальные дипломы, однако от проведения второго тура экспертное жюри решило отказаться. Ни одна из представленных концепций не была признана соответствующей масштабности задачи, но в совокупности лучшие из них позволили сформулировать так называемое «техническое народное задание» для дальнейшей работы. Суть рекомендаций сводилась к совсем немногому: в парке можно и нужно разместить небольшой концертный зал, но там не должно быть ни крупного торгового центра, ни многоэтажных построек.

Новый конкурс, стартовавший год спустя, был подготовлен на порядок более тщательно. Вступивший летом 2012 г. в должность главного архитектора Москвы Сергей Кузнецов выступил с инициативой о привлечении к проектированию Зарядья лучших мировых специалистов по ландшафтной архитектуре. Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» совместно с Институтом Генплана Москвы разработали подробное техническое задание и функциональную модель парка. Они же составили правила проведения конкурса, в соответствии с которыми обязательным условием участия в этом состязании было названо наличие в составе команды-заявителя профессионалов в самых разных областях – от инженеров до экологов, дендрологов, социологов, экономистов и менеджеров в сфере культурного программирования.

Программу конкурса получили сотни архитектурных бюро по всему миру. Это был объемистый документ с более сотней страниц. В его вводной части публиковались обращения С. Собянина и С. Кузнецова, формулирующие общую идею конкурса. Главный архитектор российской столицы призвал коллег создать в Зарядье не просто парк, а новый символ города, уникальный ландшафтно-урбанистический комплекс, способный «позитивно повлиять на всю логику» последующего развития Москвы. Дополнительным и особо ценным результатом этой работы, должно было, по словам С. Кузнецова, стать «создание первого для современной Москвы прецедента мирового успешного архитектурного конкурса». От собственного имени разработчики программы отметили, что парк «призван создать принципиально новое представление о Москве и России», и что «по своей значимости этот конкурс сравним с крупнейшими мировыми архитектурными событиями последних десятилетий.

Официально международный конкурс был объявлен в апреле 2013 года. Заявки на участие в нем поступили от 420 проектных фирм из 27 стран, составивших 90 консорциумов. В состав жюри было приглашено 9 авторитетных зарубежных специалистов, включая исполнительного директора Притцкеровской премии Марту Торн, всемирно известных ландшафтных архитекторов Кена Смита и Марту Шварц и вице-мэра Барселоны Антони Вивес-и-Томаса. Московское правительство представляли четыре министра, а также сам Сергей Кузнецов и генеральный директор «Моспроекта-2» Михаил Посохин. Единственным вошедшим в состав жюри независимым российским архитектором стал руководитель «Проекта Меганом» Юрий Григорян.

17 июня жюри объявило о выборе шести команд, получивших официальный заказ на разработку детальных проектных концепций. Подведение итогов этого творческого соревнования состоялось 11 ноября в Музее архитектуры имени А.В. Щусева в антураже открытой позже для всеобщего обозрения экспозиции всех работ участников закрытого второго тура. По результатам очень долгого и детального обсуждения победителем был объявлен проектный консорциум во главе с американским бюро Diller Scofidio+Renfro. Второе место заняла международная команда, возглавляемая московским ТПО «Резерв» под руководством Владимира Плоткина. «Бронзовым призером» стало нидерландское архитектурное бюро MVRDV, работавшее совместно с российскими и швейцарскими партнерами.

Проект, принятый к реализации, – несомненно, самый яркий и в то же время самый неожиданный и непривычный для восприятия с точки зрения не знакомого с современной мировой ландшафтной архитектурой рядового россиянина. Это парк в стиле хай-тек с искусственным регулированием температурного режима, позволяющим визуально воспроизвести сразу несколько природно-климатических зон, расположенных в разных частях России. На относительно небольшой территории Зарядья можно будет увидеть и лес, и степь, и северные ландшафты с наиболее яркими образцами растительности тундры. Все элементы парковой инфраструктуры будут соединены разветвленной сетью пешеходных связей с использованием самых разнообразных типов мощения и уже на уровне общего архитектурного образа неуловимо, но четко визуально увязаны с окружающими улицами и площадями. Реализация проекта предполагает использование самых инновационных технологий: для увлажнения почвы на территории Зарядья будет использована только проточная вода, а применение солнечных батарей позволит сделать все искусственные водоемы незамерзающими и даже в летную жару поддерживать работу уникальной ледяной пещеры.

Суть идеи, заложенной в проект Элизабет Дилер, Рикардо Скорфидио, Чарльза Ренфро и их коллег, очень проста: речь идет прежде всего о создании необходимого в каждом мегаполисе знакового «места, где люди могут восстановить свои силы и не торопиться». Парк рассчитан на одновременное пребывание в нем до 15 тысяч человек, очень многие из которых, по всей видимости, будут гостями из-за рубежа. Для них рукотворные «российские просторы» будут особенно интересны, тем более что в процессе передвижения по столь диковинно преображенному Зарядью можно будет неторопливо любоваться видами Красной площади, Васильевского спуска, набережных Замоскворечья и исторической застройки Китай-города.

Улица Варварка с ее россыпью памятников архитектурного наследия станет пешеходной. На ее красной линии в северо-восточном углу парка появится небольшая малоэтажная гостиница. Зарядье неизбежно привлечет к себе и множество москвичей, тем более, что там планируется построить общественно-культурный центр, выставочный зал, ресторан и «чайный дом». Все эти объекты настолько органично вписываются в холмистый ландшафт, что воспринимаются как его неотъемлемая составная часть. Над Москворецкой набережной и частично над Москвой-рекой планируется построить Парящий мост – уникальную обзорную площадку, с которой откроется развернутую панораму центра столицы. Восточный пандус для подъема на «мост» будет соседствовать с одним из старейших московских православных храмов – построенной в начале XVI века церковью Зачатия Анны.

Саму набережную авторы проекта предлагают обильно озеленить и, по возможности, освободить от движения транспорта. Москворецкий мост, по их замыслу, должен быть превращен в пешеходный «бульвар», напоминающий нью-йоркский парк High Linе, создание которого в свое время сделало бюро Diller Scofidio+Renfro всемирно известным. Удастся ли реализовать проект в этой части – вопрос спорный. Точный ответ на него будет получен только после более детального изучения состояния и перспектив развития транспортной ситуации в столичном центре. Результаты этого исследования должны стать ориентиром для всех архитекторов, которым еще предстоит работать над дальнейшим расширением системы общественных пространств города. Уже известно, что в июле 2014 г. Москомархитектура планирует объявить международный конкурс на лучшую концепцию развития территорий, примыкающих к Москве-реке.

Уточняться, и дорабатываться будут, очевидно, и многие другие аспекты проекта парка в Зарядье. Сразу после окончания конкурса было объявлено, что к работе по детализации замысла и его

возможной корректировке планируется привлечь авторов проектов, занявших второе и третье место. Общее направление неизбежного «редактирования» - открытая тема для общественного обсуждения, к которому активно призывает интернет-сообщество «Друзья Зарядья». В работе этого неформального форума активно участвуют такие известные фигуры, как бывший главный археолог Москвы Александр Векслер, руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин и координатор общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер.

Судя по характеру наиболее широко распространенных претензий в адрес «нового Зарядья», проект нуждается во внесении некоторых дополнительных штрихов для достижения более наглядной и несомненной связи с московской исторической традицией. Решение этой задачи взял на себя Музей Москвы, организовавший выставку «Зарядье: из прошлого в будущее» и попросивший ее посетителей высказать свое мнение, каким должен быть «идеальный» музей на территории парка. Большинство предпочло, чтобы там, в окружении всех технологических «чудес» XXI века, была документировано, воссоздана усадьба средневекового русского ремесленника. Предложение передано в Москомархитектуру и бюро Элизабет Дилер.

Центр современного искусства

12 декабря 2013 г. были подведены итоги еще одного исключительно масштабного международного конкурса. На этот раз перед архитекторами стояла задача найти наиболее адекватное образное решение для нового здания Государственного центра современного искусства на Ходынском поле. Самые известные из аналогичных институций зарубежных стран размещаются в уникальных постройках, ставших общепризнанными достопримечательностями мирового значения – достаточно вспомнить музей С. Гугенхайма в Нью-Йорке, его филиал в Бильбао и центр Ж. Помпиду в Париже. Уже один лишь этот ассоциативный ряд с самого начала настраивал всех, кто имел отношение к конкурсу по ГЦСИ, на большие достижения, сопоставимые с успехом предшественников.

 Государственный центр современного искусства учрежден еще в 1992 г. Первоначально он размещался в очень скромном здании в Воротниковском переулке. С годами его коллекция росла, и в 2004-м центр переехал в специально переоборудованный по проекту архитектурной мастерской Михаила Хазанова бывший корпус завода театрально-осветительного оборудования на Зоологической улице. Вскоре выяснилось, что и этого помещения недостаточно. Планы возвести там же, в и без того перегруженном транспортом районе Красной Пресни, гораздо более крупное здание были отвергнуты сменившимся в 2010 г. правительства Москвы. В 2012 г. мэр столицы Сергей Собянин и министр культуры РФ Владимир Мединский пришли к согласию о выборе нового участка для строительства.

Так же, как и в случае с Зарядьем, подготовку пакета документов для проведения конкурса взял на себя Институт «Стрелка». В задании на проектирование четко программировалось, что «новое здание Центра должно стать платформой для развития творческой мысли и иметь независимый, индивидуальный характер. Это место интеллектуальной силы, которое внесет уникальность в пространство Ходынского поля и украсит московский архитектурный ландшафт». С одной стороны, рамки, в которых предстояло действовать авторам, были достаточно жесткими: здание ГЦСИ предстояло вписать в уже формирующийся конгломерат построек, главным из которых будет огромный торгово-развлекательный комплекс «Авиапарк», фланкируемый двумя гостинично-офисными центрами. Многие, включая очень авторитетных московских архитекторов, возмущались, что для «актуального искусства» в столице не нашлось другого места, кроме «задворок» гипермаркета. С другой стороны, Центр современного искусства должен был стать

главным зданием пока еще не только не существующей, но и не спроектированной площади около будущей станции метро, и ничто не мешало сделать его визуальной доминантой давно задуманного парка на Ходынском поле. В связи с этим авторы проектного задания особо подчеркнули необходимость «рассмотреть ситуацию максимально широко», поскольку в перспективе итоги этого творческого состязания станут базовой основой для разработки градостроительной документации по всему Ходынскому полю.

Конкурс был официально объявлен 24 июля 2013 г. Его официальным организатором стал Фонд «Новое искусство» при поддержке МК РФ и Москомархитектуры с участием Союза московских архитекторов в качестве партнера и специально созданного Попечительского совета ГЦСИ во главе с мэром Москвы и министром культуры РФ в качестве финансирующего учреждения. В состав жюри вошли несколько авторитетных деятелей музейно-выставочной «индустрии» из России, Австрии, Бельгии, Дании, Испании и Франции, группа архитекторов в составе Сергея Кузнецова, Николая Шумакова, Александра Скокана и Сергея Чобана, а также руководителя участвовавшего в конкурсе по Зарядью нидерландского проектного бюро MVRDW Вини Мааса.

Первым этапом конкурса стал квалификационный отбор, осуществлявшийся по одному из двух взаимоисключающих критериев - каждый их участников представлял либо портфолио проектных работ, либо предварительный эскиз архитектурной концепции нового здания ГЦСИ. К 20 сентября было подано свыше 900 (!) заявок, около 250 из которых соответствовало условиям конкурса. 1 октября 2013 г. жюри выбрало десять наиболее перспективных команд для участия в основном, закрытом конкурсе. Пятеро из них удостоились этой высокой чести на основе представленных «досье» (это термин из конкурсной программы) и еще пять по результатам оценки эскизов.

19982686cffc8dbabb31ca70dcef1198.jpg

Смешанная система отбора позволила выйти в полуфинал не только всемирно известным проектным бюро, но и малоизвестным авторам, для которых проектирование Центра современного искусства на Ходынском поле стало долгожданной возможностью заявить о себе максимально громко. Настоящим триумфатором конкурса на проектирование нового ГЦСИ можно считать пермского архитектора Антона Барклянского, успех которого – несомненный добрый знак для многих коллег, живущих за пределами столиц. Удача сопутствовала и московскому бюро UNK Project под руководством Юлия Борисова, сумевшему по итогам серии менее известных конкурсов 2013 г. выйти в число наиболее заметных частных проектных студий в масштабе всей страны. Хотя нашим соотечественникам действительно не хватает опыта в деле проектирования объектов, связанных с «contemporary art», и в большинстве, как и ожидалось, оказались иностранные конкурсанты, представляющие США, Бельгию, Италию, Испанию, Ирландию и Китай, ни о каком «разгромном поражении» российской архитектурной школы говорить не приходится.

Когда 10 декабря жюри подвело окончательные итоги, определив «большую тройку» финалистов, на почетном втором месте неожиданно оказался проект, представленный московской Студией «Мел». Ей уже доводилось совместно работать с представителями отечественного «актуального искусства» в качестве проектировщика экспериментальной площадки Melspace на территории «Красного Октября». Созданный «Мелом» проект ГЦСИ в виде выстроившихся в ряд корзинообразных павильонов на едином стилобате с озелененной кровлей по-настоящему внутренне родственен творчеству многих из художников, работам которых предстоит заполнить выставочные залы Центра. Получилась эксцентричная гиперинсталляция, построенная на обыгрывании темы «задворок гипермаркета» - павильоны напоминают не то огромные контейнеры с мусором или даже бункеры с радиоактивными отходами, не то резервуары с горючим, а подиум, в соответствии с традициями места, выглядит как не лишенный одновременно пародийной и ностальгической пафосности заброшенный советско-модернистский аэровокзал.

Еще одни финалист, испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos, разработало внешне очень схожее решение, наполненное, однако, совсем иным смыслом. Шеренга почти равновысотных объемов на общем подиуме здесь прочитывается как гибрид перепрофилированного «промышленного гиганта», театральной декорации и абстрактной геометрической композиции в духе первого русского авангарда. Однако максимальное количество голосов членов жюри набрал проект основанной в Нью-Йорке, позже переехавшей в Дублин, а ныне работающей в Берлине ирландской архитектурной фирмы Heneghan Peng Architects, ранее выигравшей конкурсы на архитектурные концепции Олимпийского парка в Лондоне и Большого египетского музея в Каире.

Предложив экспрессивную вертикальную композицию из нескольких расположенных один над другим ярусов галерей, архитекторы Ши Фу Пен, Ройш Хенеган и их коллеги решили главную задачу конкурса – они добились эффекта безоговорочного доминирования здания ГЦСИ и над распластавшимся рядом горизонтально ориентированным объемом ТРЦ «Авиапарк», и над всем Ходынским полем. Может быть, такое здание кому-то покажется несколько старомодным, поскольку оно совершенно явно ведет свою родословную к авангарду 1920-х, но на роль «места интеллектуальной силы и украшения московского архитектурного ландшафта» детище Heneghan Peng Architects подходит гораздо больше, чем любая из представленных другими конкурсантами альтернатив. По решению самого Государственного центра современного искусства, за которым условия конкурса оставили право окончательного выбора, именно этот проект и будет осуществлен.

Источник: Журнал «Технологии Строительства» 1-2, 2014

© Николай Лукьянов, 2014

Комментарии