«По белым волнам моей памяти». К открытию выставки, посвященной памяти М.П. Антохиной

В заглавие статьи вынесено название книги, вышедшей в свет под авторством Марины Петровны Антохиной – директора Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна (ВШЛАиД), действующей при МАрхИ; президента филиала школы SOGETSU «CENTER OKRUG BRANCH»; мастера икебана I степени KOMON школы SOGETSU с именем HAKUTEI (Белая Волна) – подвижника и педагога, одного из главных популяризаторов искусства Согэцу в России, выпустившей сотни учеников.

66b230f9a3be0efee5ffae70542e080f.JPG

Презентация книги «По белым волнам моей памяти» состоялась 11 февраля в Белом зале МАрхИ и была приурочена к открытию выставки, посвященной памяти М.П. Антохиной, ушедшей от нас в 2018 г. В своей книге Марина Петровна рассказывает удивительную, полную неслучайных совпадений и творческих открытий историю школы Согэцу в России. Она отдает дань уважения и благодарности своим учителям – японским мастерам икебана и русским наставникам, выдающимся представителям отечественной школы ландшафтной архитектуры.

Развернутая в Белом зале МАрхИ выставка является ретроспективой, охватывающая более 20 лет совместной деятельности школы Согэцу и ВШЛАиД. В экспозицию вошли 6 инсталляций – авторских повторений работ Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна МАрхИ. Все эти композиции объединяет ощущение единства мировой культуры, которое Марина Петровна прививала своим ученикам. Поклониться памяти HAKUTEI – Белой Волны, – так переводится с японского имя мастера, пришли десятки коллег, учеников, друзей Марины Петровны, а также представители крупнейших художественных музеев Москвы.

6894edf6b2b9843ca17cf772ecc74751.JPG

Открывая выставку, академик РАХ, академик РААСН, Заслуженный деятель искусств РФ, ректор МАрхИ Дмитрий Олегович Швидковский, отметил:

- Трудно поверить, что по коридорам МАрхИ никогда больше не пронесется белый вихрь, который олицетворяла собой Марина Петровна. Она могла ворваться в любое пространство и сделать его другим – более радостным, энергичным, наполненным совершенно особым светом.

Марина Петровна привнесла в Россию искусство Согэцу. Для нашей страны с ее древними культурными традициями это бесценный дар от тысячелетней японской цивилизации.

010978137829d2d60bad850d1be5f467.JPG

В течение всех лет существования в России, филиал школы Согэцу постоянно ощущал внимание и дружескую поддержку со стороны Посольства Японии. К участникам и гостям церемонии обратился заведующий информационным отделом Посольства Японии в России Тосио Ямамото:

- По решению Премьер-министра Японии Сидзо Абэ и Президента России Владимира Путина в 2018г. начался перекрестный Год России и Японии. Это очень важное событие в отношениях наших стран потому что, будучи соседями, мы мало информированы друг о друге. Неслучайно, девизом перекрестного Года стал лозунг: «Есть Япония, которую вы не знаете, есть Россия, которую вы не знаете». Сейчас наши страны прилагают много усилий для того, чтобы этот лозунг утратил свой смысл. В связи с этим, необходимо отметить заметную роль Марины Антохиной в сближении народов России и Японии на основе их богатой и древней культуры. Память об этом светлом и талантливом человеке надолго сохранится в сердцах всех, кто ее знал.

Объединение филиала школы Согэцу и ВШЛАиД в стенах МАрхИ, взаимопроникновение двух культурных традиций едва ли могло состояться, не будь понимания и поддержки со стороны тогдашнего руководства старейшей архитектурной школы России.

ea4b0bca98265593b72272cf8ade653d.JPG

Александр Петрович Кудрявцев, Народный архитектор РФ, президент МАрхИ:

- Почему-то хочется сравнить Марину Петровну с прозрачными радужными мыльными шариками, которые так любят маленькие дети. Хочется верить, что эти переливающиеся в свету невесомые формы будут радовать нас всегда но, увы, они недолговечны…

Она пришла в МАрхИ, опираясь на Согэцу, с идеей вечного цветения, окрыленная большим искусством и придумывала такое, что осуществить по силам было только ей одной. Неудивительно, что Марина Петровна оставила после себя не только память, но и большое дело, которое, конечно, будет продолжено.

Произошедшее в 1995 г. соединение двух разноликих творческих школ – японской Согэцу и отечественной ВШЛАиД, – явление уникальное и для того времени, и для нашей теперешней действительности. Этот смелый эксперимент, предпринятый Мариной Петровной Антохиной, полностью доказал свою жизнеспособность. Убедительное доказательство тому – многочисленные выпускники ВШЛАиД, занимающие ведущие позиции в своей профессии и неизменно побеждающие на престижных международных ландшафтных конкурсах.  

e531a647e86a47915a9edd61b4db7748.JPG

f7688598a1864fec52a41f0d84488064.JPG

36f08e47de54758ceec6a9f67f822595.JPG

949fdffc4862559aff8d3102021eac78.JPG

Комментарии