Не бояться собственных амбиций

Подпишитесь на канал

В Москве прошла 24-я Международная выставка АРХ Москва. Новым для прошедшего мероприятия стала площадка экспозиции – ЦВЗ «Манеж». До этого местом встречи архитекторов России и других стан был ЦДХ. Привычным – насыщенная деловая программа, в рамках которой состоялся круглый стол «Завтрак архитектора и девелопера».

39cfe79fb5cea45a3bdf09a7f3296716.JPG

Юбилейный, 20-й «завтрак архитектора и девелопера» собрал звезд российского архитектурного сообщества, участие в нем приняли и представители других стран. Неожиданной для тех, кто постоянно участвуют в этом мероприятии, стала тема заявления главного архитектора города Сергея Кузнецова. По его мнению, российскому архитектурному сообществу пора выйти на мировую профессиональную арену и заявить о себе своими проектами. По мнению Кузнецова, в России есть что представить миру. И надо использовать все возможные каналы для продвижения своих проектов. 

В этом году 16 будут представлены на WAF (World Architecture Festival Awards), одном из самых престижных конкурсов в области архитектуры и дизайна В числе этих проектов – Центр художественной гимнастики и Дворец водных видов спорта в «Лужниках», парк «Тюфелева роща» на ЗИЛе, Технопарк Сбербанка в Сколково, проект реконструкции Бадаевского завода и другие. До этого, в 2018 году на конкурс представляли 13 российских проектов. В номинации «Мастер-план» приз получил проект реконструкции исторического центра Калининграда, а в номинации «Школы» - Академия танца Бориса Эйфмана. Автором обеих работ стала «Студия 44» Никиты Явейна. 

Хорошим стартом для процесса можно считать общепризнанный успех парка «Зарядье», благодаря которому о новой архитектуре России заговорили за рубежом. Потом возникли хорошие отзывы о спортивных объектах к ЧМ-2018. «Важно, чтобы о России возникло представление как о стране, где происходит что-то интересное, что-то крутое, – уверен С.Кузнецов. – Тем более, что это именно так. Если бы сейчас проводили мировой конкурс на лучшие медицинские учреждения, то медицинский центр в новой Москве НПО «Резерв» архитектора Владимира Плоткина обязательно был бы отмечен, потому что уровень этого проекта очень высокий».

Важным в этом процессе является правильно осуществляемый пиар. Участие в международных конкурсах – один из путей для выхода из серой зоны. Но надо понимать конъюнктуру этих конкурсов. Есть те, где победителями признают только представителей собственной школы. Надо находить другие площадки. 

Например, недавно в Софии Кузнецова пригласили стать членом жюри в одном таком творческом соревновании. Там с большим интересам и без всякого предубеждения относятся к нашей архитектурной школе, значит, и взаимодействие может быть вполне продуктивным. При этом у Софии большие планы: у этого города никогда не было центра, сейчас власти болгарской столицы ставят перед собой создать его на основе хорошей качественной архитектуры.

Пути для выхода на мировую арену – это и приглашение западных архитекторов в Россию, эту традицию начал еще русский царь Иван Третий, и участие в мировых конкурсах, и работа в международных командах, что стало очень популярно в последнее время.

На завтраке присутствовали представители Китая. Они очень гордятся участием в строительстве столичных объектов, в частности, столичного метро. Подрядные организации Китая построили уже три станции, и партнерство продолжается. Сейчас в проходке используются китайские буровые щиты, обеспечивающие прокладку сразу двух путей в тоннелях будущего метро.

b3b479ef296223b0aaf9613113e6a13e.jpg  85c643d76a02ab825c5fd4905c6c1d87.jpg

Участники дискуссии поддержали Сергей Кузнецова. Илья Мукосей, куратор выставки рассказал, что стало причиной взлета голландской архитектуры в последние десятилетия. В 70-е годы Нидерланды открыли свои границы для участия в профессиональных проектах специалистов их других стран. Результатом стал уход части маститых местных архитекторов и приход молодых извне, а кроме того, постепенно возник качественный рост собственной национальной архитектурной школы.

По пути внедрения в профессиональную архитектурную сферу других стран уже идут наиболее продвинутые в плане контактов представители российского зодчества. Есть компании, которые постоянно принимают участие в конкурсах в Китае, например, династия архитекторов Асадовых. Почва для взаимодействия там довольно богатая. В Китае идут сходные с российскими процессы реновации промзон и создания на этих территориях творческих кластеров. Поэтому зодчие с хорошим опытом находят себе заказы, а процессы благоустройства территорий там уже приняли характер конвейера. 

Есть российские компании, которые открывают бюро в России и других странах. Александр Попов, основатель компании «Архиматика» выбрал именно такую тактику, открыв представительства в Москве, Киеве и Нью-Йорке. И это приносит свои результаты: то, на что существуют запреты в Москве, можно реализовать в Киеве или Нью-Йорке, и наоборот – то, что невозможно осуществить там, можно реализовать в столице России. 

Архитектор Андрей Чернихов считает, что проблема нашей обособленности объясняется долгими десятилетиями отсутствия контактов с градостроителями других стран. Хотя потенциал у русских огромен.

В этом же ключе высказалась Евгения Муринец, советник президента Союза архитекторов РФ. Она считает, что для участия в мировом процессе Россия должна выйти из серой зоны. Долгие годы социализма обеспечили ей оторванность от мира во многих профессиональных сферах. По наблюдению Е. Муринец, сама атмосфера конкурсов в странах Запада существенно отличается от нашей. Западную практику отличает совершенно особая атмосфера, которую можно было бы обозначить известным определением dolce vita, то есть все проходит без излишней суровости и напряжения, что характерно для мероприятий подобного рода в России.

Скепсис этой идее высказал архитектор Сергей Скуратов. С его точки зрения, рекламировать самих себя нескромно. А кроме того, сейчас ситуация с победами наших проектов выглядит как радость за коллег из-за рубежа, как головокружение от чужих успехов. Ведь проекты эти в основном разработаны западными коллегами. Надо создавать и развивать свою архитектурную школу, и тогда наши специалисты будут востребованы. Сейчас этим активно занимаются в Китае. Надо, чтобы и в России архитектура стала важной ценностью общественной жизни. Пока это не так. «Вчера, после открытия выставки я отправился в ресторан на Патриаршие пруды. Начался дождь, я пришел в ресторан мокрый по пояс. Вот она, наша архитектура: наши улицы, тротуары, наши стоки воды устроены так, что все это является свидетельством того архитектурного уровня, который мы имеем в нашей повседневной жизни», – аргументировал С. Скуратов.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!