ГИЛЬДИЯ ХРАМОЗДАТЕЛЕЙ – профессиональное сообщество мастеров сакрального искусства. ГИЛЬДИЯ объединяет архитекторов и художников, представляющих весь спектр церковного искусства: храмовую архитектуру и реставрацию, мозаику, иконопись, резьбу по камню, кости, дереву, шитье и драпировку, облачения, шрифтовую графику, ювелирное и другие виды прикладного искусства, литье колоколов и т.д.
В этом году ГИЛЬДИЯ выступила с инициативой создания площадки для общения специалистов в области храмового искусства под названием «СОБРАНИЕ МАСТЕРОВ». На встречи с мастерами планируется приглашать представителей духовенства: архиереев и священников; попечителей: предпринимателей и общественных деятелей; работников культуры, проявляющих интерес к современному церковному искусству, представителей СМИ.
Подробно о задачах «Собрания Мастеров» рассказал Андрей Альбертович АНИСИМОВ, Заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, академик Международной академии архитектуры, член правления ГИЛЬДИИ ХРАМОЗДАТЕЛЕЙ, руководитель «Мастерских Андрея Анисимова»:
- Организация ГИЛЬДИЯ ХРАМОЗДАТЕЛЕЙ существует уже три года. С течением временипришло понимание, что для полноценного участия в деятельности ГИЛЬДИИ – информационной, творческой, производственной, просветительской, не достаточно существования в границах собственной мастерской. Необходимо некое объединяющее пространство и совместное участие в событиях, в нем происходящих. Так появилась идея проведения совместных мероприятий, которые мы называем «Собранием Мастеров». Это начинание было поддержано и членами ГИЛЬДИИ и нашими партнерами. Местом проведения таких встреч была выбрана площадка «Мастерских Андрея Анисимова», где развернута постоянно действующая экспозиция работ наших мастеров и которая, по сути, превратилась в представительство ГИЛЬДИИ. На сегодняшний день планируется, что участниками постоянных «Собраний Мастеров» станут 26 мастеров и организаций.
Почему в деятельности ГИЛЬДИИ помимо отдельных мастеров участвуют и организации?
- Представьте себе мастера-ювелира. Для работы ему требуются две руки, голова и Божье вдохновение. В том случае, когда нужно создать храм, понадобятся усилия многих мастеров, представляющих самые разные виды деятельности, но эти люди должны быть нацелены на получение общего результата. Дело в том, что храм – это сосредоточение всех видов искусства, и потому – высшее достижение архитектуры. Так было всегда, но в наше время эта целостность, к сожалению, начинает распадаться. Часто происходит так: архитектор нарисовал эскиз храма, в какой-то проектной фирме, не имеющей к этому никакого отношения, выполнена рабочая документация. Далее не известно откуда появились строители, которые не понятно что построят… В такой ситуации возникает парадокс: чем дальше продвигается процесс создания храма, тем хуже он становится. Нет единой задумки, нет мастеров определенного уровня знания и умения. По нашей задумке все наполнение храма, вплоть до ладана, должно появиться здесь, в мастерских ГИЛЬДИИ. Вот почему ГИЛЬДИЯ объединяет и мастеров и организации очень высокого профессионального уровня, с которыми мы работаем или хотим работать, представляем их произведения в нашем выставочном зале и намерены приглашать на «Собрания Мастеров».
Осуществляют ли прямое участие в деятельности ГИЛЬДИИ представители духовенства?
- Безусловно, и таких людей у нас немало. Например, председатель правления ГИЛЬДИИ – епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Он архитектор по образованию. Помимо того, в ГИЛЬДИИ состоят архиереи и священники с архитектурным, художественным, искусствоведческим образованием. В частности, в экспозиции, развернутой в залах мастерской, можно увидеть иконы, написанные протодьяконом Алексеем Труниным. Есть среди нас люди, пишущие о церковных искусствах. Это те, кто образует сообщество, которому близок и понятен процесс создания храма.
Как будут проводиться «Собрания Мастеров»?
- Так сложилось, что в распорядке рабочего дня в мастерских в 11.00 предусмотрен завтрак, затем обед в 14.00 и в 17.00 – чай, своего рода Fiveo,clocktea, как в Британии. Вот мы решили проводить свои мероприятия по четвергам в 17.00 с непременным чаепитием. Это не лекции, а беседы или обсуждения за чашкой чая тех или иных вопросов, которые, может быть, напрямую не связаны с темой храмостроительства, но, так или иначе, имеют отношение к церкви.
К чаепитию будут приглашаться только члены ГИЛЬДИИ?
- О проведении таких мероприятий будет предварительно сообщаться на нашей страничке в Фейсбуке и на чай к нам могут приходить все желающие. Кстати, мы и раньше проводили встречи с представителями самых разных профессий: журналистами, писателями, режиссерами, актерами, художниками, не связанными с нашей деятельностью, – всеми, кому интересна тема храмоздательства. При этом для членов ГИЛЬДИИ запланированы специализированные мероприятия клубного характера, не для широкой публики. Это объясняется разными причинами, в том числе и тем, что в узком кругу мы можем вести беседы достаточно откровенного содержания, которые могут принимать полемичный характер. Например, о сути канона. Сегодня канон – очень проблемная тема, и мы не хотим, чтобы в наш адрес последовали какие-то огульные обвинения от посторонних людей, выхвативших отдельные мысли из общего контекста. В экспозиции работ, развернутой в залах мастерских, представлены, в том числе, эскизы икон для трех фасадов храма. Они выполнены прекрасным художником-керамистом Сергеем Шихачевским в шамоте, с использованием глазурей. Увидев эти работы, кто-то может сказать, что они не каноничны. Но вот вопрос: а что такое канон? Это тема для дискуссии внутри нашего профессионального объединения.
Вообще, вокруг храмоздательства существует много поводов для обсуждения, как с позиции узкоспециализированной, так и с широким социальным охватом, с привлечением общественности. Вот свежий пример: конфликт в Екатеринбурге по поводу строительства храма.
В чем, по Вашему мнению, причина этого противостояния?
- В основе всего произошедшего – несогласованность архитектурной концепции, объемно-планировочного и градостроительного решения храма с жителями города, общей градостроительной ситуацией. Получилось так, что никого ни о чем не спросили, а просто поставили перед фактом. Нельзя в зеленой зоне размещать типовой храм с двухметровым забором. Это обязательно приведет к конфронтации с населением, даже с православным. В Екатеринбурге события можно было повернуть иначе, когда люди, даже далекие от церкви, стали бы сторонниками строительства храма. Все понимают, что храм облагородит территорию, создаст социально ориентированную среду. Во всех проектах храмов, выполненных нашей мастерской, предусмотрена организация детских и если территория позволяет, спортивных площадок. Обязательно при детской площадке, относящейся к храму, проектируется кафе. Мы исходим из того, что храмы должны становиться точками притяжения всех людей. Для того, чтобы это происходило, мы создаем сценарий жизни храма, где отражено то, как проходит служба, различные требы – венчание, крещение, отпевание, которые не должны пересекаться в одном пространстве. Иначе говоря, нужно исходить из того, что храм – это Божий дом, но создается он для людей.
Комментарии (0)