ТКО: Выпадающие доходы

Эксперт Александр Костюков объяснил, почему понадобилось вводить новое определение «уборки мест накопления и погрузки ТКО» и кто этому будет не рад.

В Государственную Думу поступил законопроект № 899545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», закрепляющий за региональными операторами по обращению с ТКО обязанности по уборке мест накопления и погрузки твердых коммунальных отходов. В случае принятия новых правил, они положат конец спорам о том, кто должен нести ответственность за чистоту мусорной площадки после отъезда мусорной машины.

12c3d2f0bb376219fb3d1ecc200287ea.jpg

Этот вопрос оказался одним из «узких мест» мусорной реформы. С началом мусорной реформы у населения, управляющих организаций и органов местного самоуправления повсеместно возник вопрос: «Кто должен отвечать за санитарное состояние контейнерной площадки, а точнее — поднимать мусор, выпавший при погрузке?». В связи с этим в октябре прошлого года Министерство природных ресурсов и экологии РФ было вынуждено направить в регионы разъяснения в виде ведомственного письма.

Эксперт Александр Костюков считает, что новые поправки нацелены на законодательное закрепление обязанности регионального оператора ТКО убирать места накопления и погрузки твердых коммунальных отходов:

Перенос ведомственных разъяснений в федеральное законодательство призван окончательно расставить все точки над «ё». Законопроект предлагает уточнить понятия «уборка контейнерной площадки». Кроме сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в нем планируется закрепить за региональным оператором и обязанность по уборке мест накопления и погрузки ТКО». Текст законопроекта, которым предлагается исправить сложившуюся ситуацию, дословно звучит так: «…уборка мест накопления и погрузки ТКО — действия по сбору накопленных в месте установки специализированных баков, на контейнерных площадках и выпавших при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз».

33d861e72655580d3a8dfbf05e50ded7.jpg

По мнению эксперта, такая формулировка означает, что на практике алгоритм работы мусорщиков может измениться: после перевалки содержимого мусорного контейнера в мусоровоз его экипаж должен будет браться за метлы. В настоящее же время экипажи мусоровозов, экономя рабочее время и ГСМ, часто пытаются не замечать выпавший или сложенный за пределами контейнеров мусор.

Региональные операторы ТКО объясняют такое поведение экономическими соображениями, хотя единый тариф на услуги оператора ТКО повсеместно установлен с учетом приборки на эксплуатируемых объектах. В результате на мусорных площадках остается нетронутым довольно большой объем мусора. Он лежит между баками, разносится ветром и захламляет общественное пространство. Сбор этого мусора вызывает дополнительные расходы муниципалитета или управляющих организаций.

Комментируя законопроект, эксперт Александр Костюков отмечает:

Для окончательного урегулирования вопроса о правильной санитарной уборке мест накопления ТКО в формулировку законопроекта необходимо добавить норму, которая бы установила, что на момент отъезда мусоровоза контейнерная площадка и территория вокруг нее должны быть полностью прибранными. Своевременный фотоотчет от экипажа мусоровоза о проделанной работе снимет все споры о том, кто виноват и что делать.

При этом эксперт уверен, что предлагаемые им изменения встретят серьезное сопротивление операторов ТКО, т.к. их экономическое состояние может не позволить им увеличить операционные расходы и расходы на введение системы контроля качества услуг.

Комментарии