На форуме PROESTATE представили исследования о цифровизации рынка недвижимости в России

Фонд Росконгресс, Аналитический центр Redmadrobot и Учебный центр Academy of Real Estate (ARE) выпустили совместные исследования «Цифровое управление коммерческой недвижимостью» и «Цифровизация жилой недвижимости», подготовленные специально к Международному инвестиционному форуму по недвижимости PROESTATE.Live 2020. Полные тексты исследований доступны в разделе «Аналитика» на сайте Фонда Росконгресс.

234cc9a30faf4684c4e435b0ec900c63.png

Партнеры определили ключевые тренды развития цифровых технологий в недвижимости на основе данных Аналитического центра Redmadrobot, тематических статей, а также материалов международных консалтинговых и исследовательских организаций.

«Формат обзорного исследования позволил нам объединить разрозненную информацию о цифровизации рынков жилой и коммерческой недвижимости и увидеть картину в целом, — говорит Игорь Епанешников, руководитель Аналитического центра Redmadrobot. — Например, интересно было увидеть на данных, как неожиданный фактор пандемии повлиял на управление даже такой консервативной отрасли как коммерческая недвижимость. Здесь заметно ускорились процессы по трансформации бизнес-модели: перестраиваются офисные пространства, процессы переводятся в онлайн, автоматизируются ручные операции и так далее. И сегмент PropTech выглядит сейчас еще более интересным».

Исследователи пришли к выводу, что в целом рынок коммерческой недвижимости довольно спокойно реагирует на текущую ситуацию, связанную с COVID-19: такого сильного падения ставок, как в кризисы 2008 и 2014 годы, не прогнозируется. Проанализировав данные по ставкам за прошлые периоды, можно предположить, что в 2020-2021 годах в среднем они снизятся не более, чем на 15%. Самым устойчивым сегментом коммерческой недвижимости (за счет спроса со стороны сегмента e-commerce и логистических компаний) является складской.

При этом в условиях сокращения количества сделок и роста свободных площадей участники рынка пересматривают бизнес-процессы, ищут новые модели управления пространством и переходят к более гибким решениям, обеспечивающим максимально продуктивную рабочую среду для людей. Все больше владельцев офисов и арендаторов задумываются о переходе к digitalworkplaces и smartworkspaces. Компании перераспределяют инвестиции на технологии, которые уже показали практический результат в других отраслях: искусственный интеллект, IoT, BigData, AR/VR, 3D-технологии.

В будущем потребность в технологиях, позволяющих автоматизировать рутину и снизить количество операций по взаимодействию с другими людьми, только усилится. Компании уже создают цифровые решения, которые помогают отслеживать сроки договоров аренды, вести учет имущества, управлять счетами и минимизировать затраты на обслуживание недвижимости.

В результате PropTech становится значимым драйвером развития всего рынка коммерческой недвижимости в России. Уже по итогам 2020 года инвестиции в PropTech-технологии могут достигнуть 1,5 млрд рублей. Растет число компаний, которые создают решения для организации работы на всех этапах управления недвижимостью.

Основные тренды рынка коммерческой недвижимости на ближайшие 2-3 года: цифровое управление сделками; создание единой платформы для оценки недвижимости; виртуальные просмотры объектов; ИИ и решения с технологиями машинного обучения вместо риэлтеров и агентов; space as a service.

0b4a8489a96a2d27adfaee26897c35c1.png

Как и PropTech, российский рынок «умных» домов также находится на этапе начального роста. Пока в этой сфере нет четких нормативов и стандартов, что позволяет застройщикам устанавливать разрозненные системы и называть их «умным» домом. Однако интерес к этой технологии растет как со стороны пользователей, так и со стороны регулирующих органов. Поэтому велика вероятность, что в ближайшие годы произойдет экспоненциальный рост числа цифровых домохозяйств. Объем решений для «умного» дома может вырасти с 12,5 млрд рублей в 2020 году до 20,6 млрд рублей в 2023 году, прогнозируют исследователи.

Продажи устройств для «умных» домов также увеличиваются. Согласно статистике ритейлеров «М.Видео», «Эльдорадо», «Яндекс.Маркет» и Ozon в 2019 году рост составил в 4 раза. В 2020 году компании «Связной» и «Ситилинк» прогнозируют его в 8 раз. Основные драйверы для этой категории товаров — стремление потребителей к ресурсоэффективности, экономии и безопасности.

Большинство проектов находятся в пилотной стадии. Среди барьеров для развития рынка «умных» домов и относящихся к нему технологий авторы выделяют дороговизну и сложность внедрения решений при текущих стандартах инфраструктуры домов, уязвимость для кибератак, отсутствие единых стандартов самих устройств и их совместимости друг с другом и с сервисами для управления. Но есть и движения в сторону преодоления этих барьеров, в частности проект «Умный город», особенно его часть, посвященная ЖКХ.

Повсеместная интеграция интернета вещей в ЖКХ будет происходить через 3–5 лет и позволит перейти к внедрению элементов или целых решений на базе искусственного интеллекта. Это значительно повысит уровень автоматизации отрасли и поможет эффективнее управлять городским хозяйством в целом.

Комментарии