bnr

Проектирование зданий и сооружений. Технологии информационного моделирования. От «нуля» к «результату»

Данная статья посвящена отзыву о прохождении профессиональной переподготовки по специальности «Проектирование зданий и сооружений. Технологии информационного моделирования»

Автор - Сергеева Татьяна, главный специалист отдела аналитики проектных решений Управления развития строительной отрасли ГБУ «Мосстройразвитие».

617201540d3177df6d78aa7e460bba04.png

Процесс внедрения технологий информационного моделирования затрагивает важнейшие отрасли экономики России, в том числе строительство и городскую инфраструктуру.

Анализируя современные тенденции в данной сфере, предположу, что данные в цифровом формате способны стать ключевым фактором производства и инновационной деятельности, обеспечив цифровую трансформацию всех действующих компаний России.

Необходимо отметить, что цифровая трансформация полностью охватывает изменения организационных структур как бизнеса, таки и органов государственного и муниципального управления, что способствует расширению высокого уровня будущих бизнес-моделей, формированию цифровой культуры.

Поэтому, подготовка профессиональных кадров в строительстве является важнейшей задачей в период модернизации российской экономики и перехода её на инновационный путь развития.

Считаю, что будущие специалисты «нового формата» смогут эффективно и быстро освоить новые технологии, кардинально повысить производительность труда и создать новый «комфортный» мир.

В целях формирования профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида рабочей деятельности в сфере информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве (BIM, или ТМ-технологии), мне представилась возможность освоить учебный курс по 288-часовой программе профессиональной переподготовки "Информационное моделирование в строительстве" в части «Проектирование зданий и сооружений. Технологии информационного моделирования» на базе Института управления и информационного моделирования Научно-исследовательского института строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» (НИИСФ РААСН) «Университет Минстроя».

c7351f34d525da23b967f48661cff385.png

Необходимо отметить, что Университет Минстроя является структурным подразделением НИИСФ РААСН и осуществляет дополнительное профессиональное образование управленческих кадров и специалистов строительной отрасли и жилищно-коммунального комплекса, а также повышение квалификации и переподготовку рабочих кадров.

Образовательный курс основывается на самостоятельном изучении слушателями учебного материала с применением дистанционных «цифровых» технологий.

Программа включала этапы: 

1. Ознакомление с перечнем вопросов, включенных в учебную программу и учебным планом по теме курса профессиональной переподготовки. Составление плана самостоятельного изучения материала.

2. Изучение теоретических материалов в части:

2.1 Основы архитектурно – строительного проектирования: концептуальные основы архитектурно-строительного проектирования, методика архитектурно-строительного проектирования, особенности проектирования жилых и общественных зданий и т.д.;

2.2 Элементы проектирования и расчет оснований и фундаментов зданий и сооружений;

2.3 Элементы проектирования и расчета железобетонных конструкций в части: основные физико-механические свойства бетона, арматурной стали и железобетона, напряжения и деформации железобетона, методы расчета прочности.

2.4 Элементы проектирования и расчет металлических конструкций

2.5 Проектирование инженерных систем: отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения и водоотведения зданий, электроснабжения зданий.

3. Выполнение практических заданий согласно учебно-тематическому плану.

4. Наличие временного доступа к записям состоявшихся вебинаров (нахожу их достаточно интересными) и дополнительным материалам (в том числе интересных историй и передаче опыта от автора многочисленных публикаций по теме AEC / BIM и трех монографий, "Основы BIM: введение в информационное моделирование зданий" и "Технология BIM: суть и особенности внедрения информационного моделирования зданий" Талапова Владимира Васильевича, плейлистов по тематикам Solibri Model, BIM 360, части курсов Высоцкого Александра и многое другое).

5. Бесплатное участие в онлайн-вебинарах от профессионалов и экспертов Института в соответствии с представленным расписанием на сайте (каждый пользователь сможет выбрать интересующую тематику и спланировать свое время для обучения).

Слушателю предоставляется для самостоятельного изучения большая библиотека дополнительной литературы, которая носит рекомендательный характер в отношении базового курса.

Материалы курса включают в себя: полный разбор актуальной нормативной документации сферы BIM, ответы на вопрос «с чего начать» для новобранцев-проектировщиков, профессионально ориентированные презентации для осознанного понимания «для чего» нужен BIM, а также основы международных BIM-стандартов для организации, управления и контроля работ по реализации инвестиционно-строительного проекта.

Основные выводы, которые я могу сделать по результатам «теоретической» части курса:

1.Заказчик является ключевой фигурой на всех этапах создания инвестиционного строительного проекта. В современных информационных условиях ему необходимо понимать и осознавать сложность реализации проектов нового строительства и модернизации существующих строений, которая возрастет за счет новых требований к объектам.

2.Применение технологий информационного моделирования на всех стадиях жизненного цикла объекта способно дать заказчику ряд преимуществ, которые, в свою очередь, требуют повышенного внимания к процессам проектирования, строительства и эксплуатации, включая специализированные соответствующие элементы и знания.

3.Необходимо повысить квалификацию служб заказчика в части применения технологий информационного моделирования, а именно сформулировать вопросы: какие преимущества принесет переход на BIM, каковы основные принципы изменений, как будет происходить развитие на разных этапах внедрения, каковы риски проекта.

Использование опыта внедрения BIM, описанного в представленных материалах курса, считаю полезным на начальном этапе, однако единого стандарта, который подошел бы любой организации, не существует. Для успешного внедрения BIM каждому заказчику нужна собственная стратегия, которая учитывает специфические особенности деятельности компании.

Мое обучение основам применения технологий информационного моделирования началось с получения базовых знаний по ряду строительных технологий, так как мое основное образование «Экономика и управление в строительстве». Основную часть времени приходилось уделять изучению технологии проектирования и строительства, «с инженерной точки зрения». Этот процесс я и называю «от нуля к результату». Благодаря предложенному курсу определенный багаж знаний был получен и применен при подготовке аттестационной работы.

Во второй части курса (практической) слушателю предлагаются видео-инструктажи и онлайн-уроки для самостоятельного исследования и изучения в разрезе интересов конструкторов, инженеров ОВ/ВК/ЭОМ, управляющих проектами, включая необходимые интернет-ссылки (база знаний Высоцкого Александра, полезный портал KiloNewton и другое), на которых полностью изложена последовательность создания информационных моделей.

Завершающим этапом обучения явилась подготовка и защита аттестационной работы. Мной была выбрана тема «Моделирование в Autodesk Revit объекта ИЖС (2-этажного жилого дома с эксплуатируемым подвалом) для проживания одной семьи» который будет располагаться в пределах СВАО города Москвы.

fb8a938c4716048cd10b3c244da53181.png

Проектируемый объект включает в себя:

  • Наземную часть – индивидуальный 2-х этажный коттедж с размещением разноплановых комнат, чердак.
  • Подземную часть – подвал, включая лестницу

Целью выполнения аттестационной работы являлось повышение квалификационных навыков и дальнейшего развития как будущего специалиста по внедрению и разработке ТИМ.

Ввиду широкой распространенности в России, каждый проектировщик, чертежник, архитектор и инженер должен быть знаком с программой для BIM- 2D- и 3D-проектирования «Autodesk Revit», которая способна создавать и представлять BIM-модели, подготавливать строительную документацию, исследовать проектные идеи, визуализировать концепции путем создания фотореалистичных изображений и моделировать динамику эксплуатации объектов и конструкций.

Идея проекта – запроектировать с использованием «Autodesk Revit» удобное для проживания и экономически обоснованный 2-этажный жилой дом, с эксплуатируемым подвалом, для одной семьи. Примерный уровень детализации и проработки технических решений в BIM-модели можно оценить, как LOD 250 – 300, что примерно соответствует стадии «Проектная документация».

Для моделирования объекта были использованы шаблоны:

1.«Revit_DAY_templ_1.0_2016» (обновление модели присутствует), детальное описание которого представлено в видеоматериалах курса и в исходных данных.

2. Для выполнения документации раздела ВК стадии П и РД «ADSK_RU_ШаблонПроекта_ВК_r2019_v1.2.rte», шаблон содержит настройки, необходимые для быстрого начала работы, и ориентирован на проектировщиков с начальным уровнем владения Revit.

С помощью шаблонов я смогла достаточно быстро создать исходные настройки BIM-модели, сократить «рутинные» операции и потратить время на конструктивные и архитектурные решения. В ходе работ выполнены:

  • Поэтажные планы систем водоснабжения и водоотведения
  • Схемы систем (с возможностью автоматической генерации видов по системам)
  • Спецификации материалов и оборудования
  • Создание осей и размеров 
  • Создание уровней

Моделирование объемной геометрии, BIM-модели коттеджа, было выполнено в составе элементов конструкции:

Фундамент.Наружные стены.Перекрытия.Внутренняя планировка. Добавление окон и дверей.Создание лестницы.Создание крыши, включая стропильную систему.Добавление помещений.

В сумме, для подготовки проекта и BIM-модели с одновременным обучением было затрачено 18 дней или около 100 часов. Аттестационная работа выполнена и успешно защищена.

Я благодарна авторам и создателям уникальной образовательной программы «Проектирование зданий и сооружений. Технологии информационного моделирования» и считаю ее полезной для обучения начинающих и «практикующих» специалистов в сфере технологий информационного моделирования.

3ce3ff68fb2a9320900cf0b438ac136c.jpg

Комментарии