Переход на ТИМ

Подпишитесь на канал

В рамках Российской строительной недели, Михаил Викторов, Председатель комиссии по цифровизации строительной отрасли общественного совета Минстроя России, в интервью федеральным и отраслевым СМИ рассказал о преимуществах перехода строительной отрасли к технологии информационного моделирования.

5241f74fa2e7e70f58cbc9fc8178f934.jpg

Руководством страны принята стратегическая установка на перевод стройки и ЖКХ в цифровую форму. Это означает, что в течение очень короткого срока мы должны не просто уйти от бумажных носителей информации, а перейти к формированию так называемой ТИМ – технологии информационного моделирования. Она позволяет проектировщику, заказчику, генподрядчику, субподрядчику использовать объемное изображение объекта с четко прописанной кодификацией всех элементов. При этом степень детализации может быть очень высокой, вплоть до болта, характеристик материала, технологии изготовления того или иного элемента, например, инженерного оборудования, срока его службы.

Этой же моделью будут пользоваться специалисты эксплуатирующей организации. ТИМ-модель нужна и потенциальному покупателю жилья. Он должен видеть не просто свою будущую квартиру с набором оборудования, но и отследить все заявленные застройщиком пункты спецификации. Мало того, владелец жилья может увидеть всю инженерную начинку дома – тепловые узлы, лебедки лифтов, оценить состав оборудования. 

Это очень важно, потому что системы жизнеобеспечения дома – существенная часть стоимости тех квадратных метров, за которые будет платить их владелец. В последующем через личный кабинет он может не просто получать информацию об учете воды, тепла, но и отслеживать все ситуации с гарантийными сроками и то, как управляющая компания их соблюдает. Вся эта информация будет доступна на смартфоне или на планшете.

Неоднократно отмечалось, что переход на ТИМ однозначно обеспечит сокращение сроков строительства объекта и его удешевление, уменьшит расходы на последующую эксплуатации. Однако следует отметить, что ТИМ-проектирование несколько более дороже традиционного. Сейчас государство вводит нормативы, которые определяют степень удорожания на 17–22%, и это нормально. 

Выигрыш в том, что детально проработанный цифровой двойник объекта позволяет генподрядчику, застройщику строить строго в соответствии с временным графиком, соблюдать все пункты утвержденной спецификации оборудования и исключать любые ошибки. В моей проектной практике были, к сожалению, многочисленные примеры, когда на ходу приходилось дорабатывать проект из стадии П в рабочую фазу. 

В ходе такой доработки выявлялись ошибки, их исправление приводило к удорожанию комплектации объекта, заказу дополнительного оборудования или к полной замене уже поставленного. Удорожание стройки в данном случае это, к сожалению, норма, а от практики заключения различных допсоглашений между заказчиком и генподрядчиком необходимо отходить. 

Опыт передовых стран, где ТИМ внедряется на обязательной основе, выявляет экономию до 30%. В Великобритании принято решение об обязательности применения ТИМ (в англоязычной версии – BIM), потому что реализация первых пилотных проектов показала значительную экономию средств.

Опыт общения с российским промышленным сегментом, с предприятиями газо- и нефтеперерабатывающего комплекса показал, что в течение двух лет эксплуатации одного завода цифровой двойник позволил сократить количество людей, задействованных в его обслуживании, избежать многочисленных ошибок, аварий, ремонтов, как плановых, так и внеплановых.

На сегодняшний день такой ТИМ-модели для эксплуатации жилых объектов пока нет. Но дома с применением ТИМ строятся и для жилищной сферы внедрение цифровых двойников в процесс эксплуатации – перспектива 2022–2023 гг. С 2022 года все заказчики по государственным контрактам должны перейти на ТИМ модель.

Необходимо отметить проблему нехватки кадров. Для Госэкспертизы, Стройнадзора и даже для заказчиков разного муниципального уровня, требуется несколько десятков тысяч специалистов в области ТИМ. Думаю, что рынок труда в данной сфере сформируется быстро. Для этого нужны соответствующие образовательные программы, как для повышения квалификации в экспресс-режиме, так и базовые. Они позволят готовить квалицированных бакалавров и магистров. Повторяю, темпы заданы очень высокие и тема информационного моделирования в российском стройкомплексе является одной из главных.

Что касается 2021 г., то предстоит решить ряд организационных задач. Нельзя допустить, чтобы Россия превратилась в некое раздробленное цифровое феодальное государство, в котором действует множество информационных баз, систем, классификаторов строительной информации. Это те средства, которые формируют ТИМ-модель и ведут к надзору, стройке и последующей эксплуатации. Следовательно, Россия должна сохранить цифровое равенство и единство. Это та задача, которую Минстрой России, Общественный совет, наша комиссия четко видят и готовятся к ее решению.

Мы активно участвуем в формировании пилотных проектов, пытаемся уже в этом году собрать пакет из не менее десятка объектов разного назначения, включая социальные – садики, школы, жилье, а также промышленного и транспортного назначения. Нужно «обкатать» классификатор Минстроя России в части применения к различным целевым моделям. Параллельно ведется большая координирующая работа. Ее результатом будет соединение на базе Общественного совета, Минстроя опыта разных передовых субъектов федерации – Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга. 

Сегодня мы очень плотно и эффективно взаимодействуем с Ханты-Мансийским округом с тем, чтобы появившиеся там наработки были приняты, учтены на федеральном уровне. Нужно добиться, чтобы в процессе подачи материалов на Госэкспертизу, продвижения в инспекцию Стройнадзора они не претерпели существенного изменения или ломки. Важно, чтобы то лучшее, что сделано субъектами федерации, было использовано и тиражировано во всех регионах России.

В заключение – о конкурсе «BIM- технологии». В прошлом году, несмотря на тяжелую ситуацию с пандемией, удивило огромное количество участников конкурса.

48fc9ba975def35aa2b9bd605e2b5c58.jpg

Самым отрадным для меня было то, что победителями стали авторы, проекты или реализованные объекты которых отличаются высоким качеством архитектуры. Есть ощущение, что в этом году наметился определенный прорыв в архитектуре. Если так пойдет дальше, то, надеюсь, слово «архитектура» в нашей стране зазвучит по-новому. Кроме того, отмечаю очень высокий уровень квалификации членов жюри – экспертиза отработала блестяще! 

Меня не покидает чувство, что конкурс имеет очень широкие перспективы и в этом году на суд Экспертного совета будут представлены еще более интересные и масштабные работы.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!