Новый стандарт обеспечит равный доступ к сервисам Росреестра

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) готовит стандарт взаимодействия с застройщиками и банками. На днях в ходе онлайн-эфира «ЕРЗ о главном» девелоперы и представитель ведомства обсудили задачи, которые должен решать данный документ, а также электронные сервисы Росреестра.

5266f2306e7970fb067b7fc83982d724.jpg

Обеспечить качество и скорость

Как заявил начальник Управления стратегического развития, цифровой трансформации ведомства Сергей Белокопытов, предпосылки создания нового стандарта лежат в плоскости цифровизации всей строительной отрасли. Росреестр, в первую очередь, стремится удовлетворить запрос общества на скорость прохождения различных операций.

«Мы понимаем, что без перевода в цифру внутренних и внешних процессов мы скорость не обеспечим, - рассказал чиновник. - Задача суперсложная, потому что нам нужно обеспечить быстроту оказания государственных услуг по регистрации прав кадастрового учёта, сохраняя стабильность на рынке недвижимости и не забывая, что основным приоритетом является гарантия прав собственников».

В отличие от многих других ведомств, где прием документов возможен только через ЕПГУ (портал Госуслуг) и собственные информационные системы, Росреестр пошел по пути включения в цепочку взаимодействия и частные информационные системы, такие как «Домклик», «Метр квадратный», «Сделка.РФ» и другие.

По словам Сергея Белокопытова, если для физического лица использование ЕПГУ, как единое окно, удобно, то для профессиональных участников рынка ни сайт Росреестра, ни Госуслуги самостоятельно не могут обеспечить бесшовную цифровизацию. Именно поэтому в 2012 году было принято решение использовать помимо собственного сайта дополнительные веб-сервисы, которые позволят профессиональным участникам рынка получать услуги в электронном виде, автоматизируя свои процессы.

Изначально Росреестр планировал разработать два стандарта: для застройщиков и для банков. Однако в процессе взаимодействия чиновники поняли, что большой процент сделок с недвижимостью проходит с включением кредитных средств. «Мы понимаем, что и банки, и застройщики - это партнёры, которые тоже взаимодействуют, - подчеркнул Белокопытов. - В результате было принято решение разрабатывать единый стандарт, обеспечивающий равные права всем участникам рынка».

По его словам, первая задача, которую будет преследовать стандарт, - обеспечить качество услуг, оказываемых клиентам, как на стороне кредитных организаций и застройщиков, так и на стороне Росреестра. Вторая задача – скорость проведения операций. Необходимо так отладить процесс, чтобы в нем не было «слепых зон и белых пятен», чтобы у каждого застройщика и банка при взаимодействии было чёткое понимание, что нужно сделать на каждом из этапов.

«Главная задачи - стандартизировать и унифицировать процесс взаимодействия Росреестра со всеми профучастниками, чтобы не возникало вопросов, где взять проект типового соглашения, инструкцию по подключению, какие шаги нужно сделать, и к кому обратиться, - заявил руководитель управления ведомства. - В этом стандарте все будет прописано, к нему будут приложены все типовые документы».

В идеале необходимо разработать технологию таким образом, чтобы клиент приходил в офис застройщика только один раз на подписание договора, при этом автоматически формировался пакет документов, XML-файлы поступали в Росреестр, ВГИС ЕГРН обрабатывала их в течение суток, и результат возвращался клиенту и застройщику. «Мы дорабатываем и внутреннюю систему ЕГРН внедрением различного рода сервисов, технологий искусственного интеллекта с тем, чтобы и у себя автоматизировать процесс. Мы свои трудозатраты тоже хотим сократить», - подчеркнул Сергей Белокопытов.

Вопросы и ответы

В целом застройщики поддержали необходимость введения стандарта взаимодействия. Генеральный директор Института развития строительной отрасли Кирилл Холопик отметил, что Росреестр является единственным ведомством, которое поощряет конкуренцию на рынке цифровых услуг. По его словам, последний опрос показал, что только 12% застройщиков при электронном взаимодействии пользуются сайтом Росреестра либо порталом государственных и муниципальных услуг. Все остальные используют частные сервисы.

«Застройщики готовы платить за коммерческие услуги, потому что такими сервисами пользоваться гораздо проще, быстрее и удобнее. Плюс они постоянно дорабатываются, - заявил Кирилл Холопик. - Поэтому в конкуренции бесплатных услуг от государства и платных в коммерческих сервисах выигрывают частники. В плане электронного взаимодействия Росреестр - абсолютно уникальная организация, и мы должны его поддержать».

Позицию застройщиков по отношению к инициативе ведомства изложил консультант по развитию платформы электронной регистрации ПИК Руслан Латыпов. По его мнению, стандарт взаимодействия должен быть единым, комплексным, нормативно-методическим документом, унифицирующим порядок взаимодействия с Росреестром при использовании застройщиком или кредитной организацией сервисов прямого доступа. Стандарт должен установить понятные правила взаимодействия застройщиков с кредитными организациями при электронной регистрации ипотечных сделок, общие правила внедрения и использования XML-стандарта договоров, исключить необходимость использования дублирующих сервисов электронной регистрации сделок, сократить время полного цикла их совершения и снизить издержки.

Латыпов считает, что стандарт должен регламентировать существенные условия кредитного договора в ДДУ, чтобы избежать дублирования с банковскими документами. Он вообще призвал Росреестр выделить интересы застройщиков в стандарте. «Не банк генерирует сделку с физическим лицом, а застройщик. Соответственно, хотелось бы, чтобы у него были все соответствующие для этого возможности, без каких-либо условий», - отметил он.

Представителя застройщика поддержал исполнительный директор «Клуба инвесторов Москвы» Владислав Преображенский. Он также считает, что застройщик должен иметь приоритетное право, используя сервисы прямого доступа, направлять документы «от себя».

«К сожалению, возникают вопросы в части ипотечного кредитования. В некоторых случаях банки пытаются навязать свои услуги, так как именно они предоставляют ипотечное кредитование, - заявил Владислав Преображенский. - И это, как правило, происходит за дополнительную плату. При этом застройщики для своих клиентов предоставляют услугу бесплатно».

Отвечая на это предложение, Сергей Белокопытов еще раз подчеркнул, что стандарт должен давать равные условия всем участникам рынка для подключения к сервисам Росреестра. «Мы говорим о договорах долевого участия, а не о продаже недвижимости в собственности физических лиц, - заявил он. - Поэтому здесь должны быть абсолютно равные условия и у кредитных организаций, и у застройщиков. Именно этот тезис мы декларируем в стандарте».

По его мнению, если у застройщиков возникают вопросы взаимодействия с банками, необходимо обсуждать их с Минфином, Минстроем и Центробанком. Но Росреестр в данном случае должен сохранить нейтралитет.

Представитель Группы «Эталон» Владимир Викторов тоже коснулся темы взаимодействия с банками. Он считает, что в стандарте необходимо закрепить норму, при которой, если в ДДУ указаны все существенные условия кредитного договора, то застройщику не нужно предоставлять в Росреестр сам договор.

В своем ответе Сергей Белокопытов заявил, что такие условия – не предмет стандарта, а норма закона. Как бы то ни было, пока унификация ДДУ далека от совершенства. «XML-документы позволят стандартизировать договоры так, чтобы не было необходимости требовать регистрации прав от кредитной организации, - говорит чиновник. - Когда технологическая карта будет прописана, тогда мы сможем перестать окончательно просить дополнительные документы. А пока в каких-то случаях нужно требовать кредитный договор, потому что часто при составлении ДДУ играет роль человеческий фактор».

Руководитель направления по электронной регистрации «Домклик» Родион Алексеенко предложил дисконтировать стоимость госпошлины при внесении документов в Росреестр с коэффициентом 0,7, как это сделано для физических лиц. «Не так просто застройщику обеспечить фронт-систему. Нужны разработчики, команда, которая это будет делать. Было бы неплохо подумать, как эти задачи распределить между ведомством и участниками рынка недвижимости», - считает он.

Сергей Белокопытов на это снова заявил, что данный вопрос – не область нормативно-правового регулирования Росреестра. По его мнению, если сообщество застройщиков через Минстрой обратится в Минфин, это предложение можно рассмотреть. Пока же такой дисконт существует только для физических лиц, потому что так звучит норма в налоговом кодексе.

Также застройщиков интересовал вопрос, станет ли в обозримой перспективе электронное взаимодействие с Росреестром обязательным для всех участников. Представитель ведомства заявил, что этот вопрос обсуждался, но эксперты пришли к выводу, что такое решение может вызвать социальную напряженность. В процессе заключения ДДУ могут участвовать физические лица, которые по тем или иным причинам не захотят или не смогут оформить электронную подпись.

По его мнению, людям необходимо показать, что электронные сервисы – удобные, быстрые и надежные. И тогда бумажный документооборот вытиснется эволюционным путем. Успех такого подхода подтверждает статистика. Если в начале 2020 года доля электронных ипотечных сделок составляла 9%, в конце года – 30%, то прошлый год закончился с показателем уже 80%. Кроме того, в 2021 году доля ДДУ, заключенных в электронном виде, составила 75%.

«Разработка стандарта – это первый подход к отладке нашего взаимодействия. Документ будет живой, мы не прекратим работу над его постоянным совершенствованием даже после утверждения, - подвел итоги обсуждения Сергей Белокопытов. - Мы идём по данному пути очень медленно и осторожно, потому что речь идёт о сделках с недвижимостью. Законодательство здесь настолько комплексное, что многие ситуации предусмотреть бывает сложно. Но даже если мы на 80% стандартизируем сделку, то будем иметь бесшовный клиентский путь».

Евгений Горчаков

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!