Итоги года от НОСТРОЙ. Озвучены основные показатели работы Национального объединения строителей

Результаты работы прошедшего года, основные тенденции в сегменте гражданского строительства и перспективы на ближайший период стали темой выступления президента НОСТРОЙ Антона Глушкова на пресс-завтраке «Строительство: цены, кадры, цифровизация».

aaa3f57b5a40b2c0e98b7a1dab2a645c.jpg

Деньги и контрактация

Прошедший год оказался насыщенным для НОСТРОЙ – одного из крупнейших отраслевых объединений страны (в его состав входят 224 строительных СРО, которые объединяют 97,1 тыс. строителей̆). «В это непростое время своей основной задачей мы по-прежнему видим осуществление тех функций, которые прописаны законом, – отметил в своей презентации Антон Глушков. – В первую очередь, это предоставление услуг по информационным суперсервисам, которые помогают участникам строительного рынка в их деятельности». В 2020 году было поддержано предложение НОСТРОЙ о возможности финансовой поддержки отрасли за счет системы займов из средств компенсационных фондов СРО. В результате в прошлом году 51 СРО выдала своим членам 313 займов на общую сумму 5,9 млрд руб. (на февраль 2022 года возвращено 2,4 млрд руб.). 2,55 млрд руб. были направлены на выплату заработной̆ платы более чем 50 тыс. строителей. Общая сумма госконтрактов, поддержанных выдачей̆ займов, составила порядка 39 млрд руб.

Динамика заключенных государственных контрактов в денежном выражении была позитивной. Если в 2019 году были заключены 219304 контракта на сумму 3,4 трлн руб., в 2020 году – 195342 контракта на 3,5 трлн руб., то в 2021 году – 193073 контракта на 3,8 трлн руб. Но одновременно увеличивалось число расторгнутых госконтрактов в рамках 44-ФЗ: в 2019 году – 33,6 тыс. (15,3%); в 2020 году – 35 тыс. (17,9%); в 2021 году – 38,4 тыс. (19,8%). «Основная причина – цена строительства не соответствует рынку, – прокомментировал Антон Глушков. – Из года в год цифра возрастает в процентном и денежном выражениях. Это говорит о том, что все, что связано с ценообразованием, с госзаказом, приемкой документов и проектной документацией требует донастройки и корректировки».

Галопирующий рост стоимости строительных материалов стал одной из главных проблем 2021 года. В среднем за год бетон подорожал на 15,4%; кирпич – 37,7%; доска обрезная – 42,2%; битум – 42,9%, а металл вообще на 100%. Эксперты НОСТРОЙ проанализировали, как изменение цены материалов влияет на увеличение конечной стоимости строительства на разных территориях. Для примера взяли возведение детского сада на 99 мест в Белгороде. Выяснилось, что Новосибирске тот же объект обойдется на 12% дороже с учетом роста стоимости материалов. При этом сметная прибыль в составе проекта заложена в размере 7%. Фактически строительство этого соцобъекта становится убыточным для подрядчика. Неудивительно, что число желающих участвовать в госзаказе падает.

Помощь государства

Эта ситуация не могла остаться незамеченной регулятором. Поэтому изменение стоимости контрактов в части строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов, заключенных по 44-ФЗ, стало предметом ряда законодательных актов. В частности, согласно Постановлению Правительства РФ №1315, заказчики могут изменить существенные условия контракта в случае, если контракт заключен до 1 января 2022 года и обязательства по нему не исполнены; физические объемы работ и другие решения, предусмотренные проектной документацией, не изменяются; изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и не приводит к увеличению цены контракта более чем на 30%. 

Для проверки «пригодности» новых правил игры на практике специалисты НОСТРОЙ проанализировали несколько крупных проектов. Один из них – строительство комплекса зданий КФ МГТУ им.Н.Э.Баумана. По факту увеличение лимитов из федерального бюджета по нему составило 2,2 млрд руб. (30%). Другой пример – культурно-досуговый̆ центр «Маяк» в Челябинской области, для строительства которого было подписано допсоглашение к контракту, предусматривающее увеличение цены контракта на 12 млн руб. (24%).

Что касается капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, то оно регулируется Постановлением Правительства РФ №1667. В нем предусмотрено увеличение цены договора до 25%, при этом договоры должны быть заключены до 1 января 2023 года, условием также является заключение о достоверности определения сметной̆ стоимости. Как правило, в капитальном ремонте участвуют субъекты малого предпринимательства. Проблемой остается, что объект редко финансируется из одного бюджетного источника, чаще – из двух-трех. Как правило, все эти межбюджетные отношения невозможно оперативно оформить, даже несмотря на наличие средств. В результате за 11 месяцев 2021 года освоение плана капитального ремонта МКД составило около 65%. То есть при плане 245,6 млрд руб. освоено 158,1 млрд руб. При этом 30 регионов освоили программу менее чем наполовину.

«Это говорит о том, что механизм ценообразования, привлекательность этих объектов для подрядчиков остается крайне невысокой. Не все субъекты РФ выполняют Постановление Правительства, поскольку это требует дополнительных средств в бюджете. Пока регулятор не предложил универсальной методики в случае с капитальным ремонтом. Однако НОСТРОЙ взял эту инициативу на себя, разработав такой документ. В настоящий момент он обсуждается в профессиональном сообществе. Апробировать методику будут в Новосибирской области», – анонсировал президент национального объединения.

Ценообразование

Одним из важных событий отрасли Антон Глушков назвал изменение методики определения уровня заработной платы сотрудников строительной сферы. «Средний рост утвержденной заработной платы для рабочего 1 разряда с 2020 по 2021 годы составил 10,42%, – отметил он. – Цифра неплохая, по крайней мере, она выше уровня инфляции в стране. Регионы, воспользовавшиеся методикой в пилотном режиме, в 2021 г. показали рост утвержденной зарплаты: Кемеровская область – на 13%, Новосибирская область – 15%. Еще 10 регионов принимают участие в этом проекте в 2022 году». Считается, что увеличение заработной платы приводит к увеличению затрат бюджетов на строительство, однако аналитика НОСТРОЙ не подтверждает это.

В прошлом году были сделаны существенные шаги для перехода строительной отрасли на ресурсно-индексный метод. Новая федеральная сметно-нормативная база – ФСНБ-2022 вступит в силу с III квартала 2022 года. Она включает в себя 118 сборников, 51 601 сметную норму, 24 871 сметную цену по материалам, 1 568 сметных цен на машины и механизмы и в целом существенно отличается от предыдущей ФСНБ. «Основная логика в том, что мы меняем стоимость ресурсов, строительных материалов, ведем мониторинг в режиме онлайн по каждому субъекту РФ, и на основании этого мониторинга у нас всегда есть объективная цена ресурсов с учетом транспортной составляющей, доступности этого ресурса в конкретном субъекте РФ, – продолжает президент НОСТРОЙ. – Идея благая, но ее реализация сталкивается с рядом проблем».

Основная из них – нежелание поставщиков и подрядчиков предоставлять необходимую информацию для наполнения ФГИС ЦС. Так, в IVквартале 2021 года в ЮФО только 54% участников рынка разместили необходимые данные, в остальных – еще меньше. «Антирекорд» принадлежит СКФО (16,01%). По количеству позиций сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов цифры еще более смехотворны и составляют от 1,94% в ДФО до 4,5% в ПФО. Чтобы стимулировать участников рынка, разработан проект постановления правительства, который предусматривает введение административной ответственности за непредоставление данных. Также предлагается разрешить использовать при проектировании и строительстве только те материалы, информация о которых содержится во ФГИС ЦС.

МКД и ИЖС

Важным индикатором состояния строительного рынка является норматив стоимости 1 кв.м общей̆ площади жилого помещения. В 2021 году он возрос в среднем на 26,7%. Раньше методика Минстроя России позволяла год к году изменять нормативы только на 10%, что существенно ограничивало возможности и привлекательность государственных программ и выплат. Большая часть субъектов РФ вынуждена была предусматривать выделение дополнительных средств из своего бюджета, а иначе с поставленными задачами справиться было невозможно. Теперь методика подсчетов поменялась, но проблема расхождения в стоимости норматива стоимости квадратного метра и рыночной стоимости в административных центрах субъектов Российской Федерации остается – за счет усреднения по регионам эта цифра по-прежнему отстает от рыночной стоимости. 

НОСТРОЙ разбил все регионы на три категории: те, где рекомендуемый норматив и реальный рынок плюс-минус соответствуют друг другу; те, где рынок выше норматива на 5-15%; и те, где превышение составляет более 15%. По оценкам Нацобъединения, к первой, благополучной, категории относятся лишь 14 регионов страны: Рязанская, Архангельская, Мурманская, Ульяновская, Свердловская, Амурская, Магаданская области, республики Крым, Ингушетия, Саха (Якутия), Чувашия, Ханты-Мансийский АО, Еврейская АО и Забайкальский край. Во всех остальных разрыв от 5% до 15%, а в ряде случаев – и более 15%.

Позитивным трендом специалисты НОСТРОЙ считают объем выданных ипотечных кредитов. Так, за 11 месяцев 2021 года ипотечных кредитов выдано на сумму более 6,7 трлн руб., что на 51% больше, чем за весь 2020 год. Средневзвешенная ставка составила 7,6% (6,29% – на первичном рынке и 8,4% – на вторичном). Сейчас ключевая ставка растет, а акцент смещается с первичного рынка на вторичный. При этом 75% жилищного строительства ведется в рамках проектного финансирования с использованием счетов эскроу. Проблемой остаются низкомаржинальные проекты, которые неинтересны девелоперам. Так, по данным НОСТРОЙ, в 793 российских городах с населением до 50 тыс. жителей только в 67 ведется строительство, в 43 – строится по одному дому, в остальных городах – не строится вообще ничего. Для таких низкомаржинальных проектов разработана программа субсидирования (по которой ставка кредитования составляет 4,34%). По данным на декабрь 2021 года, по ней реализуются уже 42 проекта в 15 регионах РФ.

Еще одна тенденция – увеличение объемов индивидуального жилого строительства: за 11 месяцев 2021 года ввод ИЖС вырос на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Связано это с тем, что пандемия изменила предпочтения граждан, – комментирует Антон Глушков. – К тому же рынок ИЖС становится более организован: если раньше на нем царил хаос, то сейчас ипотека начала распространяться на ИЖС, а объекты строятся профессиональными строительными компаниями». 

Еще более упорядоченному градостроительству будет способствовать механизм комплексного развития территорий (КРТ), который предусматривает Федеральный закон №494-ФЗ. В настоящее время продолжается разработка необходимых нормативно-правовых актов для запуска механизма КРТ в регионах. Полностью такие акты приняли 58 субъектов РФ, завершают принятие – 17, продолжают разработку – 7, не приступили к этой работе – два. Также для повышения градостроительного потенциала на местах необходимо решить еще одну проблему – пересмотреть, разработать и утвердить обоснованные границы подзон приаэродромной территории.

Цифровые технологии

Важной вехой 2022 года стало обязательное применение технологий информационного моделирования на объектах государственного заказа. НОСТРОЙ принимает активное участие в части совершенствования нормативно-технической документации в области ТИМ. Так, совместно с Союзом строительных компаний Урала и Сибири был разработан национальный стандарт ГОСТ-Р «Документация исполнительная. Оформление и ведение исполнительной̆ документации в электронном виде». Специалисты провели сравнительный̆ анализ двух подходов на примере проекта реконструкции аэропорта Ульяновск-Восточный̆. В итоге выяснилось, что время подготовки исполнительной̆ документации и журналов общих и специальных работ с применением ТИМ сократилось минимум вдвое – с полугода до трех месяцев.

Впрочем, чтобы рынок распробовал и оценил все выгоды от применения ТИМ, предстоит проделать еще большую работу. Так, по данным на 2021 год, лишь около 20% организаций в России применяют в своей деятельности ТИМ, 15% – на стадии внедрения, а 65% – не применяют вообще. По данным НОСТРОЙ, только 11% контрактов, заключенных после 1 января 2022 года, предполагают использование ТИМ по букве закона; в 7% контактах заказчик не определяет четкие требования к информационной модели (оставляя это на откуп подрядчика), а в 82% контактов ТИМ вообще не предполагается. Чтобы способствовать более широкому внедрению цифры, НОСТРОЙ совместно с НИИ МГСУ разработали программу повышения квалификации специалистов «Школа заказчика объектов капитального строительства», где один из модулей так и называется – «Технологии информационного моделирования на всех стадиях жизненного цикла объекта». Цель – сформировать единый подход к управлению инвестиционно-строительными проектами с применением ТИМ.

Кадры

Цифровые технологии все прочнее входят в жизнь и затрагивают практически все сферы, в том числе – кадры. В настоящее время дефицит строительных специальностей достиг острой фазы: на все российские стройки в совокупности требуется минимум полтора миллиона человек. Отрасль по-прежнему считается в числе опасных, причем 70% несчастных случаев связаны с несоответствием квалификации персонала требуемому уровню. НОСТРОЙ предлагает наращивание и повышение качества подготовки отечественных специалистов, а доступ в отрасль трудовых мигрантов разрешить только с подтвержденной квалификацией, соответствующей̆ российским требованиям.

Пока число строящихся объектов увеличивается, а число выпускников строительных колледжей и вузов падает: если в 2019 году выпущены 21678 специалистов, то в 2021 году – 20072. При этом только 41% из них остаются работать в отрасли. «Мы выступаем с предложением привлекать в отрасль подрастающее поколение через популяризацию строительных профессий, сблизить строительные колледжи и работодателей̆, создать консорциум колледжей̆, – подчеркивает Антон Глушков. – При этом надо понимать, что без иностранной рабочей силы пока нам не обойтись. Здесь мы также делаем ставку на цифровизацию. В настоящее время в НОСТРОЙ разрабатывается автоматизированная информационная система «Строительный кадровый̆ ресурс», одной из функций которой станет создание единого реестра иностранных специалистов и подтверждение квалификации привлекаемой в строительную отрасль иностранной̆ рабочей̆ силы».

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!