Виртуальная реальность культурного наследия. Как реставраторы воссоздают утраченные архитектурные памятники

f6b07f899c39e05cc13483504f08e0c7.jpg

25-27 ноября состоялся IV Форум «Наследие», посвященный сохранению культурного наследия. Эксперты в области архитектуры, реставрации, урбанистики, истории и дизайна обсудили современные методы, которые помогают сберечь и сохранить знания об исторических ценностях, — лазерное сканирование, 3D-моделирование, фотограмметрию и многие другие. В рамках деловой программы форума Директор музея-панорамы «Бородинская битва» Владимир Преснов рассказал, как создавалась виртуальная копия исчезнувшего архитектурного памятника.

Цифровые технологии прочно вошли в современную жизнь. Интересно, какими инновационными решениями пользуются специалисты при проведении реставрационных и восстановительных работ.

Несмотря на определенную консервативность, свойственную музеям, цифровые технологии дополненной и виртуальной реальности, такие как AR, VR, фотограмметрия, то есть создание 3D моделей составляют большую часть нашей работы. Сначала с помощью мультимедийных инструментов мы создавали различные просветительские и рекламные материалы, накапливали опыт их использования. А впоследствии мы научились воссоздавать виртуальные копии архитектурных памятников.

Несколько дней назад на фестивале ICOM ваш музей завоевал 1 место с технологией AR на платформе «Артефакт» по цифровым технологиям. Расскажите об этом проекте.

2020 год стал для музея знаковым с точки зрения нашей работы с мультимедийными технологиями. Команда специалистов под руководством Александра Лаврова представила на платформе Артефакт само полотно панорамы в новом доступном формате. Сейчас более 70 экспонатов основной экспозиции музея можно увидеть в Артефакте. Но всё это работа с музейным предметом, а мы решили попробовать поработать с несохранившимся наследием. Сегодня немногие знают, что полотно «Бородинская битва» Франца Рубо первоначально экспонировалось в деревянном павильоне, который был специально построен на Чистых прудах в центре Москвы. Он был открыт 29 августа 1912 года, но до нашего времени, к сожалению, не сохранился. Фактически, мы можем сложить представление об этом здании из редких фотографий и описательных источников. Не удалось сохранить даже чертежи. А в 2012 году, когда музей-панорама «Бородинская битва» готовился к празднованию 200-летия бородинского сражения, был создан макет старого здания. В 2020 году на основе этого макета и архивных документов была создана его виртуальная модель.

Как вам удалось собрать необходимую информацию?

Макет внешнего вида здания павильона восстанавливался по старым фотографиям. Но, к сожалению, как он был устроен внутри, было неясно. Поэтому мы поставили цель воссоздать это здание в 3D и постараться реконструировать внутренний облик этого павильона, используя архивные документы и сохранившиеся чертежи подобных павильонов. И первым этапом этой работы было создание трехмерной копии существующего макета при помощи метода фотограмметрии. Этот метод заключается в том, что необходимый макет мы фотографируем с разных сторон, получая набор нескольких сотен фотографий.

На следующем этапе эти фотографии выравниваются в специальной фотограмметрической программе. Но сначала такая модель была далека от совершенства. На снимке можно увидеть словно слипшиеся друг с другом колонны, неправильные формы и другие огрехи. Эта модель стала неким прототипом, лекалом для дальнейшей более точной проработки деталей здания. Вся эта работа была выполнена в самом музее сотрудниками Сектора мультимедийных программ Нурланом и Амиром Ахтамзянами.

Поскольку информации о внутреннем устройстве панорамы на Чистых Прудах не сохранилось, мы решили обратиться к архиву, чтобы понять, как могла бы выглядеть аналогичная панорама. Для этого мы воспользовались архивными документами Центрального Государственного исторического архива Санкт-Петербурга и посмотрели, как была устроена панорама «Оборона Севастополя» на Марсовом поле, открытая в 1909 году. На основе этих материалов мы замоделировали предполагаемое внутреннее пространство: входную группу, смотровую площадку и рассеиватель.

Можно ли сейчас где-то увидеть получившиеся иллюстрации, перенестись в начало XX столетия и узнать, каким был первый павильон панорамы «Бородинская битва»?

Рендеры отрисовывались на платформе SketchUp. Здесь специально скошена часть купола, чтобы можно было увидеть и внутреннее устройство тоже. Также мы отобразили предметный план и саму картину панорамы.

К сожалению, качество моделей и текстур пришлось сильно снизить, чтобы модель быстро загружалась в интернете, её вес не превышает 100 Мб. Саму картину окружает довольно значительный предметный план. И мы также сделали трехмерную модель предметного плана реального музея из 1200 фотографий, снятых с совсем разных ракурсов, за счет чего получилась довольно высокая детализация. Учитывая, что сама картина 115 метров в длину и 15 в высоту, предметный план был масштабирован соответственно реальным размерам. Итоговая модель состоит из 438 частей и 683 миллионов треугольных полигонов. Поэтому, конечно, такую большую сцену было необходимо упростить.

При рассмотрении модели сверху можно увидеть наложение фотографий, с которых были сняты эти ракурсы. Хорошо просматриваются даже те ракурсы, которые посетитель в реальной жизни никогда не увидит. И на основе этого мы сейчас разрабатываем специальную VR-сцену, которая будет встроена в сайт, где можно будет «походить» по этому предметному плану. А еще мы добавили эту сцену на игровой движок UnrealEngine с эффектами огня, взрывов, дыма и небольшую анимацию с персонажем.

Сотрудники музея провели большую кропотливую работу. Какую область применения вы нашли для этого проекта?

С одной стороны, сначала мы хотели просто создать 3D-модель здания, чтобы использовать ее в различных роликах, образовательных программах, на выставках. Однако, помимо познавательной интерактивной функции у этой работы есть и вполне практическое применение. Когда в панораме начнется реставрация предметного плана, мы сможем опираться на его точную трехмерную модель.

Уже 2 года музей находится в процессе реализации такого серьезного проекта, который называется «Открытая реставрация». Планируется реставрация аварийного фрагмента полотна с дублировкой холста, не снимая само полотно, на весу, практически не разбирая предметный план – это уникальный опыт, обычно панораму снимают и переносят в горизонтальное положение. При этом музей все это время будет открыт. Вместе с реставраторами мы разрабатывали технологию этой реставрации. Новые технологии позволят провести цифровое сопровождение этого проекта. Большая часть реставрационных работ будет проходить за полотном панорамы, а с помощью мультимедийных технологий мы дадим возможность посетителям следить за ходом работ.

Этот мультимедийный проект смогут увидеть только посетители музея или он будет открыт на вашем сайте?

Сейчас мы разрабатываем именно концепцию цифрового сопровождения. Посетители смогут это увидеть в специальных рекреационных зонах, и, конечно же, это будет на специальном сайте, который будет сопровождать этот проект. Надеемся, что уже в следующем году проект будет доступен для широкого зрителя. Нам очень важно участие, поэтому мы делаем все возможное, чтобы привлечь внимание людей, мы хотим показать, какой это трудоемкий процесс и как важно бережно относиться к культурному наследию.

О форуме:

Форум «Наследие» — это образовательный проект Департамента культурного наследия города Москвы, организованный в партнерстве с ведущими вузами столицы. Форум направлен на распространение знаний в сфере сохранения культурного наследия и интеграцию исторических памятников в жизнь современных мегаполисов.

IV Молодежный форум «Наследие» проходил с 25 по 27 ноября 2021 г. в онлайн-формате и собрал более 30 000 участников со всей России. Студенческий конкурс объединил более 100 учащихся из 13 ведущих профильных вузов страны. В экспертный состав вошли более 50 специалистов в области урбанистики, реставрации, архитектуры, дизайна, социологии и экономики из России, Германии, Южной Кореи и Нидерландов.

Ключевыми темами обсуждения стали вопросы сохранения культурного наследия и включения исторических памятников в жизнь современных мегаполисов. Форум проводился в три этапа: деловая конференция, студенческий конкурс и фестивальный день.

Записи всех трансляций доступны на сайте форума и YouTube-канале столичного Департамента культурного наследия. 

Комментарии