BIM – здесь надо прежде всего думать!

Интервью с Владимиров Талаповым, ректором Университета ТИМ и президентом Сибирской БИМ-Академии, членом Экспертного совета Всероссийского BIM-конкурса.

1e3397ca9d6b21f609fee0550585b94d.png

В этом году главная тема обсуждений в строительной отрасли – Постановление Правительства РФ № 331 от 5 марта 2021 года «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства»

У нас вся страна опять переходит на BIM?

Да, опять. На моей памяти это уже четвёртая попытка перехода на BIM, причём такая же серьёзная, как и все предыдущие. Так что я к этому отношусь спокойно.

357925ca30e3970d5661e09ae1b486d5.png

Первая попытка внедрения BIM в России: приказ Минстроя от 29 декабря 2014 года. Даже есть фамилия ответственного.

К сожалению, неудачи прежних «переходов» никто не анализировал, поэтому продолжается наступление на те же грабли. Хотя мы уже много раз писали об основных ошибках, связанных с переходом на BIM (https://ardexpert.ru/article/6649 ), причем эти ошибки известны из мирового опыта. Однако, наши ответственные работники эти публикации не читают.

Одна из основных ошибок: «Нельзя переводить на BIM всех сразу, да ещё в приказном порядке!»

Но ведь в Великобритании именно по решению правительства все перешли на BIM?

Да, но есть одна маленькая деталь: правительство объявило об обязательном переходе госзаказов на BIM в 2011 году, но обозначило дату вступления в силу такого решения – 1 апреля 2016 года (https://ardexpert.ru/article/8850 ). То есть на сам переход было отведено пять лет. И эти пять лет были потрачены очень эффективно (https://ardexpert.ru/article/14604 ). У нас же традиционно утверждают, что такого времени в нашем распоряжении нет. Потому и BIM нет, хотя, если взять отсчет от первого приказа Минстроя, мы бы по британскому графику BIMв России уже внедрили.

d66d2a597ea531194a5a9b0d7694cb85.png

Нашумевшая в своё время история с Емелей и Щукой дала надежду многим, кто желает «быстрого» внедрения BIM с минимальными усилиями.

Госзаказы в строительной отрасли Великобритании занимают примерно 40%, а 60% - частные проекты, которых напрямую решение правительства не касалось. Однако сегодня, несмотря на пандемию и Brexit, уже 75% британских строительных проектов выполняется с помощью BIM. Но главное даже не это, а то, что Великобритания рассматривает использование BIM как главное средство повышения конкурентоспособности своей строительной отрасли на мировом рынке (http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=16555 ). За мировой строительный рынок идёт ожесточённая борьба, и один из главных игроков здесь – Китай, который давно уже по темпам внедрения BIM обогнал другие страны.

Для перехода на BIM надо чётко понимать цели и задачи. Хотя бы с этого начинать. Иначе будет, как у М.Е.Салтыкова-Щедрина.

c7f9b5d485cf246da59f60e803010252.png

Недавно я почти случайно наткнулся на собственную публикацию шестилетней давности про внедрение картофеля в России и мире (http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=17454 ). Тогда мы выборочно публиковали отдельные параграфы из моей готовившейся к изданию книги «Технология BIM: суть и особенности внедрения информационного моделирования». В публикации я в шутку предложил заменить везде «картофель» на «BIM» и посмотреть, что получится. И вот сейчас я посмотрел – совпадение почти полное! (Смеется)

Но на этот раз при внедрении BIM заговорили и об обучении.

Об этом и раньше упоминали, хотя толку не было. Но сейчас заговорили более громко – это уже хорошо.

Без обученных специалистов технологию BIM не внедрить. Но для этого надо время, средства и понимание, а также квалифицированные преподавательские кадры. О последних, кстати, вообще никто никогда не думал.

В явном виде столкнувшись с проблемой массового отсутствия обученных специалистов по BIM, компания BIMeister, разработчик программ для управления инженерными данными при информационном моделировании, проявила инициативу и создала частное учебное заведение - Университет ТИМ. И пригласила меня на работу.

Вы являетесь ректором Университета ТИМ. Это большая административная нагрузка. Находите на неё время?

На административную работу времени нет, к тому же на стадии становления время вообще ценится как золото. Но в нашем университете принято мудрое решение – у нас есть директор и есть ректор. Помните, у Стругацких в НИИЧАВО был двуликий Янус, руководитель института, который вынужденно раздваивался на функции учёного и администратора. Так вот мы эту проблему решили на корню – у нас директор занимается административно-финансовыми делами, а ректор – учебными. Конечно, бывают ситуации, когда мы вместе принимаем решения, или советуемся. Но в целом функции разделены, и это очень разумно и удобно.

86d424f2b811d4e600c1b0a4fe6f3ef8.png

В названии университета используется слово ТИМ. Аббревиатуры ТИМ и BIM: есть ли у них какие-то отличия?

ТИМ (Технология информационного моделирования) – это почти перевод от BIM (Building Information Modeling). Практически это одно и то же. Если правильно понимать. Вот так я думал раньше.

Однако в последнее время на чиновничьем уровне стали появляться тревожные высказывания: «ТИМ – это то, что мы будем внедрять в нашей стране, а BIM – это то, что делают они». И даже более конкретно: «Нам нужен BIM, но пока без 3D». Это не просто заблуждения, это опасно, поскольку приведёт еще к одному витку бестолковых усилий и расходов, к тому же порочащих идею BIM.

Ведь BIM внедряется во всем мире потому, что приносит серьезный экономический эффект. Но его получают только те, кто внедряет полноценный BIM, и внедряет правильно. Этому и учиться надо правильно, и мы этому учим. Мы учим, как работать правильно, не разделяя технологию на ТИМ и BIM. А использование нами аббревиатур ТИМ и BIM должно укрепить у людей мысль, что главное – не название, а сущность.

Кстати, постоянно повторяю, что информационная модель – это база данных, а 3D – это одна из форм визуализации этих данных, и не более того. Поэтому те, кто хочет «BIM без 3D», просто элементарно не обучены основам BIM.

Что значит учиться правильно?

Прежде всего – освоить теоретический курс «Основы BIM». Задача этого курса – не вложить в голову слушателя «занудную» теорию, а доходчиво показать, в чем главный смысл технологии информационного моделирования. Фактически мы учим человека мыслить категориями BIM, мы учим думать. Последнее включает в себя и правильную постановку задач, и пути нахождения верных решений, и видение перспективы, и просто знание, что можно с помощью BIM делать.

Особое внимание в нашем основном курсе уделяется изучению наиболее интересных примеров из мирового и российского опыта, анализу типичных ошибок и путей их устранения. Ведь экономическая эффективность от BIM появляется именно тогда, когда вы всё делаете правильно, один неправильный шаг может всё перечеркнуть. И этому, к сожалению, есть немало примеров.

Получается, что вы даёте некоторую инструкцию, как правильно внедрять BIM?

Это «сказочный» вариант, о котором мечтают многие руководители, но должен разочаровать - такой инструкции не существует. Нигде в мире не существует. Есть некоторые рекомендации, которыми мы охотно делимся со слушателями, есть чёткое понимание, чего не надо делать. И всё это выстрадано опытом. Информационное моделирование – технология живая и развивающаяся, уже через несколько лет опробованные подходы могут заменяться новыми и более эффективными. Поэтому главная наша цель – научить человека думать, тогда он сам сможет правильно ориентироваться среди новых проблем и находить решения.

Как же вы этому учите?

Учить думать – это самое сложное в образовании, но и самое востребованное. Наше обучение – многоплановое и многоступенчатое, комплексное. В самом начале – теоретический курс основ BIM. Это записанные в студии лекционные модули на разные темы, из которых формируется курс для каждого конкретного слушателя. Часть модулей выбирается на основе пожеланий обучающегося с учетом специфики его деятельности или уже имеющейся подготовки, другая часть нами даётся как обязательная. Лекционные модули можно просматривать неограниченное количество раз, причем в удобное для обучающегося время, поэтому усвоение знаний происходит весьма эффективно.

Когда-то у меня был студент, который на лекциях всегда садился на первую парту и сразу засыпал. Однажды я у него поинтересовался, почему он не хочет спать на заднем ряду, и он ответил, что во сне меня слушает, а с заднего ряда слышно хуже. Дальнейшее общение на экзамене показало, что у этого студента действительно появились устойчивые знания по предмету. Но были и случаи, когда подобная методика приводила к полному провалу. Каждый должен сам понимать, что для него лучше. Но в любом случае многократный просмотр лекций, да ещё в удобное время даёт лучший результат.

Ещё один несомненный плюс – мы можем учить людей во всех регионах России, причем без каких-либо временных или количественных ограничений.

e13b8c7c1ef8d927cd069e7bbf550b79.pngЗаставка лекции об организации BIM на всём инвестиционно-строительном проекте из курса «Основы BIM».

И прослушав такие лекции, человек научится правильно думать, причем категориями информационного моделирования?

Кто-то – да. Но таких людей обычно не очень много. Обучение – это длительный процесс. Поэтому теоретический курс в дистанционном режиме мы завершаем серией очно-заочных дискуссионных семинаров по пройденному материалу. Зачётная работа – разработка обучающимся дорожной карты внедрения BIM для своей организации. А затем – многолетняя консультационная подписка. Вот тогда будет гарантированный эффект!

А если у человека нет такой организации? У студента, например.

Тогда мы ему подберём такую организацию. И я вполне допускаю, что именно нашего обучающегося организация потом захочет взять к себе на работу.

Думать – это хорошо. Но ведь надо еще и с программами уметь работать.

Конечно. Но BIM начинается с головы, а не с программ. И вот когда голова правильно сориентирована, можно и программами заняться. Прежде всего это правильный подбор программ и их освоение.

Вы будете учить работать с BIM-программами? С какими именно?

С любыми. Подбор программ для своих целей – это задача наших слушателей. Но мы этому учим и консультируем. А затем помогаем освоить программы, привлекая в качестве основных учителей наших партнеров из учебных центров соответствующих вендоров. Но подключать к обучению будем только те центры, в которых мы абсолютно уверены. Иногда будем учить сами, например – нашим программам.

Мы уже договорились с некоторыми известными компаниями и учебными центрами, и этот процесс продолжается. Нас интересует обучение по всей стране, и даже за её пределами, так что мы открыты к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми, кому это интересно.

Но ведь внедрение BIM – это не только освоение новых программ?

Конечно. Известно, что успех внедрения BIM от программ зависит только на 20%, остальные 80% обеспечиваются правильной организацией работы. Поэтому продолжение нашего обучения на следующей стадии принимает форму консалтинга, опять же с широким привлечением наших партнеров, имеющих хорошую практику внедрения и опыт собственной работы. Пилотные проекты мы будем брать из тематики организаций, у которых внедряем BIM. Для индивидуальных слушателей мы обеспечим стажировку в таких организациях. Возможно, это в дальнейшем решит вопрос и их более правильного трудоустройства.

Хочу уточнить, что наш университет даёт не основное, а дополнительное образование, то есть повышение квалификации или переподготовку, причём со всеми атрибутами в виде соответствующих документов. Но могут и студенты вузов учиться тоже.

Кстати, сейчас мы начинаем с вузами работу по совместному обучению, интерес уже есть. С МГСУ даже участвуем в совместном проекте – Школе заказчика. Первое обучение уже прошло.

Звучит заманчиво. Но остаётся вопрос – кто будет всему этому учить?

Подбор преподавателей и консультантов для нашего Университета ТИМ – это самый главный и самый трудный вопрос. Но у нас первоначальная команда уже есть, и она постепенно растёт. В нашей стране довольно много умных людей, которые сами успешно используют BIMи готовы поделиться имеющимися знаниями с другими. Некоторые просто записывают 1-2 лекции. Другие используют эти лекции как вводные для своего авторского курса, который затем мы включаем в программу обучения университета. Это может быть не только BIM, но и близкие темы, например AWP или IPD. Вообще мы готовы сотрудничать со всеми, кто разделяет наши взгляды и хочет присоединиться к образовательной деятельности Университета ТИМ.

Ваше обучение – платное?

Да. Ведь мы – коммерческая организация. Но наша технология работы позволяет устанавливать небольшую стоимость обучения. Эту информацию, а также программы самих курсов обучения мы постоянно обновляем на нашем сайте www.u-tim.ru.

Есть ли в Университете ТИМ курсы для руководителей организаций?

Есть. Здесь вообще другой подход реализуем – очное VIP-обучение для руководящего состава. Обычно оно занимает от двух до пяти дней, с утра до обеда, для узкой группы лиц, с любыми вопросами и темами. Высшим руководителям не надо знать деталей, им не надо работать в программах, но их очень интересуют эффективность BIM, расходы на внедрение, импортозамещение, вопросы общей организации и т.п. То есть здесь совершенно другой перечень обсуждаемых вопросов. И обсуждается всё в узком, доверительном кругу.

Если начинать с такого VIP-обучения, то внедрение BIM просто обязано пойти правильно. Мы уже начали так работать с несколькими очень крупными компаниями, результат есть. Хочу лишь указать ещё на одну особенность VIP-обучения: оно в идеале проходит в три захода. Первые два – это то, о чём я говорил, но дублировано, поскольку всех руководителей вместе на длительное время собрать просто невозможно. Третий заход – продолжение дискуссии после периода осмысления информации, полученной в первых двух заходах.

А конкуренция в обучении BIM у нас в стране есть?

Нет, к сожалению. Хотя конкуренция очень нужна - заставляет всех работать лучше. Но мы для себя установили высокую планку, чтобы ни перед кем не краснеть. Сейчас чаще всего в учебных центрах под видом BIM знакомят с работой в конкретных программах. Мы же, как я говорил выше, учим думать. Причем всех участников инвестиционно-строительных проектов: заказчиков, строителей, проектировщиков, а также эксплуатантов. Для всех этих категорий у нас разработаны специальные программы обучения. Такого у нас в стране я ещё не видел. Я вообще не слышал, чтобы у нас где-то учили информационному моделированию строителей, заказчиков, эксплуатационщиков, да и с проектировщиками много вопросов.

А вот в мире видел. Это Bentley Crossrail BIM Academy. Видел и внимательно изучал их опыт. Конечно, мы их не копируем, поскольку упомянутая академия – фактически ведомственный учебный центр для конкретного проекта Crossrail. Но их целеустремлённость и понимание задач на меня произвели большое впечатление. А результат подтверждает правильность их подхода.

Мой прежний опыт преподавания дал очень хорошие результаты, сейчас такой итог уже можно подводить. Многие мои ученики теперь уже стали очень известными в российском и даже международном BIM-специалистами, некоторые - моими коллегами.

73638aa71ca9ba6b928861617ad6f0f5.pngМы на Форуме 100+ в Екатеринбурге: ректор Университета ТИМ владимир Талапов, директор Николай Бурлуцкий и директор ООО «SynergySystems» Илья Беленький.

https://www.facebook.com/ryzhkov/videos/2924068031192586

А что можете рассказать про «Сибирскую БИМ-Академию»?

Это некоммерческая ассоциация профессионалов в области BIM, созданная для комплексного решения вопросов внедрения и использования BIM. Академия - один из партнеров Университета ТИМ. При этом слово «сибирская» - не обозначение региона, а своеобразный знак качества. Мы приглашаем членов со всей страны.

Сейчас начинаем в Новосибирске несколько пилотных проектов по полному циклу использования BIM, начиная со службы технического заказчика. Кстати, это будут и площадки для опробования и технологии работы, и различного ПО, и методик обучения, и материал для будущих курсов Университета ТИМ. Больше пока ничего говорить не буду – чуть позже мы будем активно всех информировать о нашей работе.

И последний вопрос, личного характера: непривычно видеть Владимира Талапова в рубашке и галстуке. Давно ли у Вас это началось?

(Смеется). Давно, ещё когда я был пионером – мы все носили красные галстуки. Вообще же я сторонник удобной и практичной одежды. При постоянных перелётах и переездах с конференции на конференцию пиджаки сильно мнутся. Но как только ситуация с перемещениями стабилизируется, что особенно наблюдается в последние два года, я с удовольствием надеваю пиджак и галстук. 

Комментарии