РАСК подготовил результаты Индекса конкурентоспособности строительной отрасли

74b4feb460d3c6854fab04d8b1c44b46.jpg

Москва, 02 марта 2015 года – «Рейтинговое агентство строительного комплекса» (РАСК) подготовило очередной выпуск Индекса конкурентоспособности строительной отрасли (ИКСО) за IV квартал 2014 года. Результаты ИКСО показывают динамику развития отрасли по субъектам и федерльным округам Российской Федерации.

Динамика по РФ в целом

Процессы, происходящие в данный период, отразились общим спадом на строительной отрасли страны, что показало снижение значения ИКСО по России в целом на 33 пункта.

Данное снижение обусловлено в первую очередь с экономической нестабильностью, как в целом в экономике России, так и в строительной отрасли в частности. Опросы экспертного сообщества показали, что в данный период у большинства компаний наблюдались проблемы с платежеспособностью заказчиков по текущим проектам, увеличение издержек связанных с исполнением контрактов и негативные прогнозы по числу контрактов в предстоящем периоде.

Динамика по Федеральным округам РФ.

Снижение ИКСО произошло также почти по всем федеральным округам. Самое большое падение ИКСО (на 11%) было зафиксировано в Северо-западном федеральном округе, самое незначительное – на 1% в Приволжском федеральном округе. Единственным федеральным округом, по которому значение индекса показало положительную динамику, является Северо-Кавказский федеральный округ – увеличение на 5% с 361 до 378 пунктов.

Падение в Северо-Западном федеральном округе, по мнению аналитиков РАСК, связано в первую очередь cо снижением объема выполненных работ по строительству в таких регионах как Архангельская область, Республика Карелия и Санкт-Петербурге. Так же необходимо отметить, что среди опрошенных представителей компаний наибольшее число отрицательных ожиданий было именно в г. Санкт-Петербурге, что так же значительно повлияло на снижение ИКСО как в Северо-Западном федеральном округе, так и в северной столице.

Увеличение значение ИКСО в Северо-Кавказском федеральном округе охарактеризовано увеличением объемов строительных работ по большинству регионов входящих в федеральный округ в среднем на 10%.

Все значения ИКСО по федеральным округам и их изменения относительно предыдущего периода представлены в таблице 1.

Таблица 1. Значение и динамика ИКСО по федеральным округам и в целом по России за период со 2-го по 4-й квартал 2014 года.

2 квартал 3 квартал 4 квартал Изменения относительно 3 квартала
Российская Федерация 461 457 425 -7%
Центральный федеральный округ 469 444 411 -7%
Северо-Западный федеральный округ 515 520 464 -11%
Южный федеральный округ 396 424 409 -4%
Северо-Кавказский федеральный округ 342 361 378 5%
Приволжский федеральный округ 435 431 426 -1%
Уральский федеральный округ 471 466 428 -8%
Сибирский федеральный округ 432 432 415 -4%
Дальневосточный федеральный округ 506 491 466 -5%

По всем федеральным округам значения ИКСО соответствуют удовлетворительному уровню конкурентоспособности – данная ситуация наблюдалась и в предыдущих периодах. Данный уровень говорит о том, что инвестиционно-предпринимательский климат в отрасли находится не на должном уровне. Данную ситуацию подтверждают общая стагнация в конце 2014 года, как по показателям социально-экономического развития регионов, так и представители компаний, работающих в отрасли. В ближайшее время ожидается значительное усиление конкуренции, которое связано со снижением заказов и увеличением издержек ведения бизнеса.

Динамика по субъектам РФ

По большему числу субъектов (а именно по 49) значение ИКСО по итогам 4 квартала также показало снижение. Лидерами падения в абсолютных значениях индекса стали: Ленинградская область, снижение на 207 пунктов (относительно 3 квартала на 34%), Мурманская область на 154 пункта (относительно 3 квартала на 23%) и Республика Алтай на 149 пункта (относительно 3 квартала на 26%). Такие рекордные сокращения связаны с понижением всех трех переменных, влияющих на итоговое значение Индекса: отрицательная динамика объема строительства, негативные ожидания компаний работающих в регионе, а также снижение дистанционных рейтинговых оценок. Результаты рейтинговых оценок можно посмотреть на сайте РАСК - http://rask.ru/rejting/reyting-stroiteley-distantsionnyy/

Если посмотреть на относительные показатели, то к вышеупомянутым субъектам можно добавить Орловскую область, где снижение составило 25% относительно предыдущего квартала (с 437 пунктов до 328). По 27 субъектам снижение значения ИКСО относительно 3 квартала составило более 10%. Снижение Индекса в данных субъектах обусловлено главным образом снижением социально-экономических показателей развития регионов, а так же негативными ожиданиями профессионалов отрасли, принявших участие в опросе.

Наибольшее значение ИКСО у Москвы – 642 пункта (хороший уровень конкурентоспособности), наименьшее у Чеченской республики – 289 пункта (низкий уровень конкурентоспособности). Низкий показатель ИКСО Чеченской республики связан в первую очередь с низким уровнем информационной открытости у компаний, осуществляющих строительную деятельность на данных территориях.

Все значения ИКСО по субъектам представлены в таблице 2 (в приложении 1).

Расчет ИКСО

ИКСО рассчитывается ежеквартально на основе дистанционного рейтинга компаний строительного комплекса, качественной оценки, полученной на основе опроса компаний и экспертов строительного комплекса, касающегося состояния отрасли и анализа конъюнктуры рынка. Индекс предполагает детализацию по регионам, федеральным округам и стране в целом. В результате расчета ИКСО регионы, получившие оценку более 600 пунктов, относятся к категории «Хорошая конкурентоспособность», 400-599 – «Удовлетворительная конкурентоспособность», 0-399 – «Низкая конкурентоспособность».

Примечание: результаты анализа, включая рейтинги и утверждения, представляют собой мнение Агентства на указанную дату и не являются констатацией факта или рекомендацией покупать, держать или продавать какие-либо ценные бумаги, либо принимать какие-либо другие бизнес решения.

«Рейтинговое агентство строительного комплекса» (РАСК) – профессиональный источник информации об участниках строительного комплекса России и сопутствующих видов деятельности. РАСК консолидирует методологию и результаты деятельности игроков рынка на основе принципов независимости, профессионализма и сопоставимости. Главной задачей продуктов РАСК является повышение открытости отрасли, развитие общественного контроля, а также усиление ответственности участников рынка за качество своей деятельности и, как следствие, повышения безопасности жизненной среды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 2. Значение и динамика ИКСО по субъектам России со 2-го по 4-й квартал 2014 года.

Субъект 2 квартал 3 квартал 4 квартал Изменения
Белгородская область 450 487 417 -70
Брянская область 376 394 364 -30
Владимирская область 402 403 391 -12
Воронежская область 470 461 395 -66
Ивановская область 435 423 424 1
Калужская область 531 578 464 -114
Костромская область 419 338 340 2
Курская область 474 419 381 -38
Липецкая область 470 451 454 2
Московская область 501 465 433 -32
Орловская область 568 437 328 -109
Рязанская область 320 306 390 85
Смоленская область 460 447 444 -3
Тамбовская область 397 388 379 -9
Тверская область 411 346 359 13
Тульская область 416 421 366 -55
Ярославская область 581 516 427 -89
г,Москва 758 707 642 -64
Республика Карелия 515 406 343 -63
Республика Коми 624 447 463 15
Архангельская область (в том числе Ненецкий авт,округ) 357 370 344 -26
Вологодская область 484 528 475 -53
Калининградская область 556 554 555 1
Ленинградская область 553 607 400 -207
Мурманская область 525 664 510 -154
Новгородская область 444 571 585 14
Псковская область 443 406 439 33
г,Санкт-Петербург 650 647 540 -108
Республика Адыгея 395 474 366 -109
Республика Калмыкия 498 526 429 -97
Краснодарский край 435 447 412 -35
Астраханская область 332 321 433 112
Волгоградская область 317 375 428 53
Ростовская область 449 460 385 -75
Республика Дагестан 299 301 333 33
Республика Ингушетия 261 219 416 197
Кабардино-Балкарская Республика 459 472 404 -68
Карачаево-Черкесская Республика 358 362 388 26
Республика Северная Осетия - Алания 370 388 377 -12
Чеченская Республика 242 328 289 -40
Ставропольский край 401 458 439 -19
Республика Башкортостан 436 424 419 -4
Республика Марий Эл 408 398 400 1
Республика Мордовия 442 421 441 20
Республика Татарстан 440 493 447 -46
Удмуртская Республика 414 410 370 -39
Чувашская Республика 446 359 378 19
Пермский край 525 504 524 21
Кировская область 387 378 368 -9
Нижегородская область 478 462 437 -25
Оренбургская область 460 444 453 9
Пензенская область 394 394 399 5
Самарская область 453 459 498 38
Саратовская область 395 431 444 13
Ульяновская область 417 451 389 -62
Курганская область 395 374 292 -82
Свердловская область 480 471 475 3
Тюменская область (в том числе: Ханты-Мансийский АО 
и Ямало-Ненецкий АО)
623 636 597 -39
Челябинская область 388 383 347 -37
Республика Алтай 546 582 433 -149
Республика Бурятия 342 392 311 -81
Республика Тыва 482 391 397 6
Республика Хакасия 368 385 482 97
Алтайский край 395 388 315 -73
Забайкальский край 333 353 377 24
Красноярский край 472 485 459 -26
Иркутская область 455 417 350 -67
Кемеровская область 367 436 446 11
Новосибирская область 485 462 452 -10
Омская область 408 383 436 53
Томская область 531 512 522 11
Республика Саха (Якутия) 644 605 566 -39
Камчатский край 510 462 401 -61
Приморский край 399 389 368 -20
Хабаровский край 497 486 482 -5
Амурская область 519 508 435 -73
Магаданская область 538 528 437 -91
Сахалинская область 586 642 609 -34
Еврейская авт,область 289 295 307 12
Чукотский авт,округ 573 500 589 89

Комментарии