Рынок интерьерных решений: импортозамещение есть, нет связи производителей и дизайнеров

Дизайнеры и производители интерьерных решений обсудили на выставке «Арх Москва» ситуацию, сложившуюся в их сегменте рынка, в ходе круглого стола «Санкции, рынок и прогнозы от экспертов в сфере дизайна и архитектуры».

3e144a43e462a3a0cd643313ba5497f0.jpeg

В ходе дискуссии планировалось обсудить, как дизайнеры выходят из ситуации, связанной с уходом с рынка западных производителей, как корректируется бюджет проектов, есть ли стагнация рынка, все ли позиции можно перенести по программе импортозамещения. Однако спикеры лишь коснулись этих вопросов, основной разговор пошел о том, как вообще сегодня выглядит рынок интерьерных решений после того, как с него ушли «недружественные» производители.

«Ни у кого работа не остановилось. Все ориентируются на людей, до которых можно дотянуться рукой, – считает основатель Архитектурного бюро Александра Иванюшина Александр Иванюшин. – Очень важно иметь возможность общаться с партнерами и отработать поступающие рекламации».

В сложившейся ситуации архитектор видит плюсы, так как с западными производителями было сложно договориться исправить какие-то недочеты. «Когда производитель рядом, ты с ним легко вступаешь в коммуникацию, - продолжает Александр Иванюшин. – Можно вместе что-то подправить, доработать. В итоге все остаются довольны. Поэтому импортозамещение у нас идет семимильными шагами».

По словам основателя дизайн студии Domos design Алены Чекалиной, для ее компании нынешняя ситуация также не стала сюрпризом. «Мы на протяжении последних трех лет интуитивно старались заменить иностранных производителей российскими, - говорит она. – И нам удалось это сделать в сегменте корпусной и мягкой мебели. Эти ниши можно полностью закрыть отечественным продуктом очень высокого уровня».

Также не особенно беспокоят дизайнеров и производителей перебои с поставками материалов. По мнению Александра Иванюшина, если производителю понадобится какой-то особенный материал, он либо изменит логистику, либо начнет рассматривать других поставщиков.

«Сейчас на рынок выходят производители, которые до сегодняшнего момента нам были не интересны, потому что производство было налажено под западных партнёров, - уверен эксперт. - Теперь, когда встает вопрос, где достать необходимые комплектующие, мы начинаем внимательно смотреть на тех, кто производит эти материалы рядом».

В ситуации с поставками сырья и комплектующих помог и предыдущий «ковидный» кризис, который заставил искать новые варианты и запасаться материалами заблаговременно. «Когда начался ковид, я купил в Китае электронику, которая позволила мне нормально прожить год, - рассказал производитель светового оборудования, основатель компании Кing David Давид Марков. - Дальше перемасштабировался, купил больше, и, таким образом, мы в этом сегменте обеспечены полностью».

d7fcb7c9a0ae850903ead5eb580f435d.jpeg

Производитель паркета, со-основатель FiNEX Handcrafted Floors Марина Мелихова тоже считает, что успех в данном вопросе сопутствует тем, кто начал решать его заблаговременно. «Восемь месяцев назад мы взяли новую производственную площадку в Краснодарском крае и к ней участок леса, - говорит она. - И сейчас производим запас нового сырья, которое приедет на наше основное производство, и мы сможем выполнять заказы с прежними сроками».

Однако, как оказалось, экспертов беспокоит не столько изменившаяся логистика и отсутствие необходимых комплектующих, сколько тот факт, что российский рынок интерьеров оказался не готов к данной ситуации с точки зрения дизайнерских решений. По словам главного редактора электронного журнала «Interiors the Best» Татьяны Фофоновой, проблема отечественных производителей заключается в том, что почти 90% из них делают предметы интерьера с дизайном 90-х годов или списанным дизайном.

«Я прихожу на производство и вижу, что у производителя хорошие итальянские или немецкие станки, хорошие помещения и рабочие, - говорит эксперт. – Но потом я выхожу в шоурум и рыдаю, потому что вижу замшелые 90-е годы, и это говорит о нежелании и неумении работать с отечественными дизайнерами».

Алена Чекалина подтвердила, что многие предприятия, имеющие очень хорошее производство, не могут нарисовать элементарную тумбочку. «Мы сначала делаем маленький заказ, чтобы понять, есть ли у производителя рабочая схема, - рассказывает дизайнер. - Некоторые ломаются прямо на начальной стадии. Задают вопросы, как скрепить эту тумбочку? Но ведь у них должен быть технолог-дизайнер, который разрабатывает такие технические решения. Потому что мы, как дизайнеры интерьера, это не всегда можем сделать».

Даниил Марков считает, что корни данной проблемы лежат в том, что российский рынок интерьерных решений пока очень молодой, а на выстраивание правильных связей требуется время. «Если смотреть на итальянцев, то у них в одной деревне делают одну деталь, в другой – другую, у нас здесь этого нет, – рассуждает он. – Ты должен найти смежников, проверить их, получить все проблемы, и только таким образом реализуешься. И это, бесспорно, долгий и трудный путь».

Ситуация усугубляется и отсутствием общей культуры взаимоотношений дизайнеров и производителей. По словам Алены Чекалиной, часто производители просто «кидают» своих дизайнеров, которые в результате несут незапланированные расходы.

«Такое может произойти даже после четвертого заказа, и это настоящий удар в спину. Ты с человеком дружишь, вместе справляешь праздники, а потом у него ситуация в какой-то момент меняется, и тебя просто кидают, – делится своими переживаниями эксперт. – Это такой менталитет: в какой-то момент у производителя что-то перещёлкивает. И, казалось бы, удачное сотрудничество заканчивается. Я не говорю, что это происходит со всеми, но с большинством. Из раза в раз».

По мнению модератора дискуссии, основателя портала designchat.com Евгении Микулиной, к нынешней ситуации оказались не готовы не только производители, но и сами дизайнеры. По ее мнению, те же итальянцы делают дизайн мебели сотни лет, потому что обладают исторической уверенностью в том, что имеют полное право этим заниматься. А у российского дизайн-сообщества до сих пор существует низкопоклонство перед Западом. «Величайшая мечта любого русского дизайнера сделать что-нибудь для итальянской фабрики. А ты пойди и сделай что-нибудь в России, – рассуждает журналист. – Принеси свои высочайшие стандарты на Родину».

f0147eadedf238e662fc96d80bbf8293.jpeg

Как бы то ни было, российские дизайнеры и производители обладают хорошим потенциалом, считает она. «Любая итальянская кухня, которая приходит к потребителю, требует «подпила на месте», потому что никогда не попадает в размеры, - говорит эксперт. – И с русским человеком, который в Мытищах пилит на месте, ты имеешь шанс сократить и сроки, и стоимость. Более того, я достоверно знаю, что многие поставщики элитной мебели в ситуации, когда им нужно быстро изготовить дополнительный предмет, делают его под Москвой с качеством, который ничем не уступает оригиналу».

Подводя итоги мероприятия, Евгения Микулина подчеркнула, что импортозамещение в дизайне интерьеров началось еще в 2014 году, когда без какой бы то ни было идеологии, отечественные дизайнеры стали смотреть на отечественных производителей, потому что покупать материалы и решения за границей стало слишком дорого. И этот процесс развивается уже восемь лет.

«Я постоянно публикую у себя новые проекты. Там сегодня почти нет западных брендов, везде написано: «сделано на заказ по эскизам архитектора», - резюмировала Евгения Микулина. - Это значит, что российские производители вполне могут быстро, на месте и контролируемо эти проекты реализовывать».

Евгений Горчаков

Комментарии