К счастью, представители Фонда Притцкера успели посетить Фрая Отто в его доме-мастерской близ Штутгарта и сообщить о присуждении ему юбилейной 40-й премии, на что он ответил, что «никогда не делал ничего, чтобы получить эту премию… в оставшееся мне время я продолжу заниматься тем, что делал всегда – помощью человечеству».
Сделать людей более счастливыми и свободными - он всегда говорил об этом применительно к своему творчеству.
Символично, что имя «Фрай» переводится с немецкого как «свободный», и именно абсолютная свобода творчества и эксперимента вписала Отто в историю современной архитектуры. Он всегда искал новые пути, чтобы с помощью минимальных средств достичь возможного максимума целей: отсюда его увлеченность облегченными конструкциями, которые и принесли ему славу. Он стал достойным продолжателем дела великого русского инженера Владимира Шухова.
Экспериментировать с ограниченными ресурсами он начал еще в лагере для немецких военнопленных близ Шартра, где ему было поручено проектировать хозяйственные постройки (на фронт 19-летнего Отто отправили в конце 1944 года, и вскоре он попал в плен) и продолжал всю жизнь, сотрудничая со специалистами самых разных профессий, включая историков и философов, обращаясь к готике и биомиметике, компьютерному проектированию в конце 1960-х и к принципам «устойчивости» до того, как это понятие вообще появилось.
Проекты Отто отражали характерные для модернистов очарованность прогрессом и веру в способность архитектуры помочь человеку. Его творчество стало своего рода ответом послевоенной Германии на свою собственную историю тяжеловесной и монументальной архитектуры Третьего Рейха, и предвестником бионической архитектуры.
Наиболее известные постройки архитектора - это: стадион в Мюнхене и павильон Германии в Монреале на "Экспо-67". Они в полной мере отражают его стиль и общие подходы. Однако немецкому павильону досталось от критики. Якобы он напоминал очертания довоенной Германии и в целом сооружения напоминает зенитные батареи Вермахта. Отто в ответ лишь снисходительно пожал плечами... С дуру ещё не такое может привидеться.
Из интервью порталу архи.ру.
"... меня очень интересует – материалы и их развитие. Я бы хотел сделать людей счастливее. Было бы здорово изучить отношение между кожей человека и оболочкой здания, между одеждой человека и зданием. К примеру, в зонах, где слишком жарко, одежда человеку не очень нужна и он, как правило, одет «минимально». Мне хотелось бы исследовать это соотношение обнаженного и одетого и разработать на его основе принципы, применимые в архитектуре. Тогда, как мне кажется, архитектура стала бы по-настоящему близка к человеку и обрела бы свой истинный смысл.
.... Я никогда не мечтал о том, что буду создавать огромные проекты. Я абсолютно удовлетворен всем, что я достиг в жизни, и я счастлив тем, как люди, коллеги со всего мира относятся ко мне. Так что я могу сказать, что очень доволен своей жизнью.
.... Архитектура будет существовать вечно. Но хорошей она будет, или нет – определят будущие архитекторы. А мое время прошло. И я очень счастлив, что у меня было такое прекрасное прошлое и много возможностей проектировать. Я никогда не охотился за гонорарами или за крупными проектами. У меня просто было прекрасное, по настоящему прекрасное время в профессии".
Комментарии (0)