Имя архитектора Алексея Викторовича ЩУСЕВА в советском и постсоветском пространстве неразрывно связано с культовым сооружением Страны Советов – мавзолеем В.И. ЛЕНИНА. Однако культовых зданий в творческой судьбе российского и советского архитектора было куда больше: от православных церквей Российской Империи до здания НКВД на Лубянке Советской Империи. Размах его работ, масштаб творческих усилий, способность чувствовать и понимать стилистику эпохи, сильный и волевой характер, великое служение Родине и Архитектуре его самого сделали в отечественном зодчестве культовой фигурой.
Родился Алексей Викторович ЩУСЕВ в Кишинёве 26 сентября (по новому стилю 8 октября) 1873 года, в семье смотрителя богоугодных заведений.
Свою импозантную внешность и страсть к кипучей деятельности Алексей ЩУСЕВ унаследовал от отца, мать же воспитывала в мальчике, который довольно быстро проявил талант к рисованию, тягу к творчеству и знаниям.
Свою профессиональную подготовку ЩУСЕВ получил в Петербургской академии художеств, под руководством, в том числе, академика Л. Н. БЕНУА и художника И. Е. РЕПИНА. Дипломный проект «Барская усадьба» получил Большую Золотую медаль, а сам автор – право на командировку за границу. Таким образом, Алексей Викторович побывал в Средней Азии, Тунисе, Италии, Австрии, Англии, Франции, Бельгии. После возвращения в Россию, ЩУСЕВ поселяется в Санкт-Петербурге и выполняет разовые поручения именитых зодчих. Стать «негром» у БЕНУА, МЕЛЬЦЕРА или КОТОВА обещало приличное содержание, но грозило утерей индивидуальности. ЩУСЕВ жаждал самостоятельной работы, творческого полёта. Профессор Г.И. КОТОВ начал переадресовывать ЩУСЕВУ заказы, приниматься за которые сам не решался, а на сто процентов отвергать считал аполитичным. Это были церковные заказы.
Со временем ЩУСЕВ энергично занялся общественной деятельностью, приобрёл связи и опыт. Молодой зодчий заинтересовал графа ОЛСУФЬЕВА, который предложил архитектору перелицевать и надстроить свой фамильный особняк на Фонтанке. Граф был в восторге от итога – щусевские фасады явились тогда последним писком архитектурной моды.
Кстати, граф был председателем комитета по увековечению Куликовской битвы. Утвердив щусевский план собственного дома на Фонтанке, он всецело уверовал в дар зодчего и предложил заняться храмом-памятником битвы.
Cвоим эскизом ЩУСЕВ шокировал членов комитета. Западный фасад храма предстал на нём двумя мощными башнями и стеной между ними. На стену посажена звонничка, дальше возвышался куб самой церкви. Возникала иллюзия древнерусского городка. Архитектору подметили, что башни эти в храме не к месту. Но Алексей Викторович был умён, чтобы не полемизировать с начальством и демонстрировать превосходство своей эрудиции. Он мог удивлять, не возмущая, и предпочитал одаривать объяснения, подкупающие простотой. И объяснил, что башни символизируют двух иноков-богатырей Пересвета и Ослябю, так отличившихся в битве. Довод стал неоспоримым.
В архитектуре т.н. «пвсевдорусского стиля» ЩУСЕВ становится лидером: собор Почаевской лавры, лиричный комплекс Марфо-Мариинской обители, патетичный мемориал на Куликовом поле – это не полный перечень шедевров.
Однако наиболее масштабными считаются гражданские постройки ЩУСЕВА. Алексей Викторович в 1911 году стал академиком архитектуры и был назначен главным архитектором при строительстве нового здания Казанского вокзала в Москве. Для наиболее оптимального планирования строений он тщательно занимается изучением непростого рельефа Каланчёвской площади. В итоге архитектор решает поместить башню, которая должна быть доминантой всего ансамбля, в самом низком месте – путём нарушения симметрии можно было изменить восприятие объекта с разных точек обзора. Архитектор применил в качестве декоративных элементов мотивы древнерусского зодчества Рязани и Нижнего Новгорода, башня же перекликается с подобной постройкой в Казанском кремле.
Новая Империя
Октябрьская революция 1917 года вреда карьере ЩУСЕВА не причинила. Скорее наоборот, он вдохновлён новым временем, силой кардинальных преобразований. Совместно с архитектором И.В. ЖОЛТОВСКИМ с 1918-го по 1925 год будущий заслуженный архитектор СССР, академик архитектуры, академик АН СССР, лауреат четырёх Сталинских премий, председатель Московского архитектурного общества, директор Третьяковской галереи, основатель «Моспроекта-2» ЩУСЕВ разрабатывал проект реконструкции города «Новая Москва». Чувствуете, времена меняются, а тема все та же!
Как истинный художник и творец, А. В. ЩУСЕВ пробовал свои силы в разных архитектурных стилях: модерне, конструктивизме, неоклассике. Во второй половине 1920-х годов он осуществил целый ряд стилистически безупречных построек в формах конструктивизма: Институт марксизма-ленинизма на Советской площади, здание Наркомзема и т. д.
Основная отличительная черта всех проектов, созданных под руководством ЩУСЕВА, – формирование не отдельного здания, а единого архитектурного ансамбля. Здесь можно выделить реконструкцию Красной площади, перепланировку Ленинградского шоссе, реконструкцию площади Тверской заставы, реконструкцию Охотного ряда, планировку участков берега Москвы-реки, проект застройки жилыми домами Смоленской и Ростовской набережных, дом Академии СССР и множество других проектов.
Еще одной знаменитой работой Щусева является здание НКВД на Лубянской площади.
Неожиданный ракурс
В проекте Наркомзема (ныне - Минсельхоз РФ) ЩУСЕВ проявил талант истинно масштабного архитектора, способного чувствовать любой стиль, и работать в нем с полной отдачей. Таким примером стало здание Наркозема, скорее исключение в творчестве ЩУСЕВА, но, тем не менее, вошедшее в энциклопедии советского и мирового конструктивизма. Это здание, как некий вызов: "Да, я делаю нарядные и политически грамотные здания, но общий дух эпохи мне также понятен и доступен".
"Москва"
В 1933-1935 годах построили самую первую советскую гостиницу «Москва». Первоначально архитекторами был выполнен вариант в манере конструктивизма, что не вписывалось в историческую застройку. Тогда в соавторы пригласили академика ЩУСЕВА для исправления имеющегося проекта. Зодчий предложил добавить декора зданию, надстроить восьмиколонный портик на шесть этажей, в центре добавить аркады, а по углам – башенки. Благодаря этим изменениям строение получило более классический вид и на фоне старых городских кварталов уже не выглядело чужеродным.
Одним из самых ярких произведений ЩУСЕВА послевоенных лет стала станция метро «Комсомольская-кольцевая». В те же годы зодчий стал организатором и первым директором Государственного научно-исследовательского музея русской архитектуры.
Неукротимое сердце архитектора остановилось 24 мая 1949 года. Его именем в 1949 году назвали московскую улицу (в 1992 году ей было возвращено историческое название – Гранатный переулок). Хотя решение о возвращении кажется сомнительным, учитывая концентрацию "архитектуры" на одной улице (здание Союза архитекторов России, Дом архитекторов), Музей архитектуры в Москве назван именем ЩУСЕВА.
Мавзолей В.И. ЛЕНИНА
Первый мавзолей, выполненный из дерева, был построен под руководством ЩУСЕВА практически в течение суток к дню похорон В. И. ЛЕНИНА. По силуэту деревянное строение было классическим зиккуратом. Позднее выяснилось, что тело ЛЕНИНА может быть сохранено на очень длительный срок. Был объявлен конкурс среди архитекторов, который выиграл А.В. ЩУСЕВ. Новый Мавзолей сдали в октябре 1930 года. Он был построен из железобетона, облицован гранитными плитами, а отделку выполнили из мрамора и лабрадорита. В форме сооружения органично сочетается конструктивизм и элементы, характерные для древних усыпальниц Египта и Месопотамии.
ЩУСЕВ об архитектуре
«Мы создаём новый стиль – великий стиль нашей замечательной современности. Стиль этот не может получить развития в капиталистических государствах, где всё строительство зависит от прихоти предпринимателя и частного владельца участка. У нас же государство предоставляет все возможности для рациональной планировки объекта. Все зависит от нас, и мы должны подтянуться и глубоко осознать, что являемся гражданами великой страны».
(Из выступления к докладу К. С. Алабяна. // Материалы XII пленума правления Союза советских архитекторов СССР. М., 1948. С.47)
«На улице советской архитектуры – праздник, нам придётся освоить грандиозное строительство. Мы должны быть к этому подготовлены. Что нам нужно для этого сделать? Нам для этого необходимо использовать художественные богатства, накопленные в Академии художеств, величайшие замечательные творения Камерона, Томона, Кваренги и др. Как перед боем, мы должны подсчитать силы и включить в работу и старых мастеров, и молодые кадры. Новую архитектуру нельзя создать путём декретирования готовых рецептов. Не гоняться за готовыми рецептами надо, а философски подходить к глубокому изучению классики для того, чтобы на этой базе создать творческий облик современной архитектуры. Огромное значение имеет также синтез архитектуры с пластическими искусствами. Архитектура сама по себе – искусство малодоступное для понимания, она даёт лаконичный образ. Чтобы сделать его понятным массам, обязательно происходит привлечение живописцев и скульпторов... ».
Цитаты из: "За первое место в мире". Архитектурная газета. 1935 г., 3 июня)
Комментарии (0)