Ракова Нина, искусствовед
02 марта в Красном зале Московского архитектурного института состоялось второе мероприятие из цикла «Универсальный дизайн: проектирование и художественное решение безбарьерной среды», который проводят Высшая школа средового дизайна МАРХИ и национальный фонд «Город без барьеров» при поддержке секции «Архитектурный дизайн» Творческого союза художников России.
На этой встрече вице-президент и эксперт фонда Сергей Владимирович Чистый рассказал о международном опыте адаптации исторического центра городов Европы.
До сих пор возникает недопонимание сущности термина «универсальный дизайн» и его отличия от конкретного обеспечения доступности объектов для инвалидов. Родоначальником теоретической и практической разработки принципов универсального дизайна является Рон Мейс, американский архитектор, в результате ранения ставший инвалидом-колясочником и в последствии вплотную занявшийся вопросами создания среды, комфортной для всех без исключения. Он сформулировал понятие универсального дизайна так:«проект всех изделий и сред, который максимально пригоден к употреблению без предварительной потребности в адаптации или специализации». И первым пунктом принципов универсального дизайна Мейс назвал равенство в использовании людьми с различными физическими возможностями. Кстати, говоря об универсальном дизайне, наши европейские коллеги употребляют термин «дизайн для всех», который сразу раскрывает сущность явления. Мамы с колясками, пожилые и просто нездоровые люди, маленькие дети и молодые любители травмоопасных видов спорта, временно пребывающие в состоянии ограниченной мобильности - все нуждаются в среде, которая бы не требовала приложения дополнительной ловкости и физических сил для перемещения и доступа к необходимым объектам.
Проф. Губерт Фроен определил универсальный дизайн как средство формирования архитектуры свободы и достоинства, когда человеку не нужно прибегать к посторонней помощи для совершения необходимых ему действий. В то время как персональная помощь людям с ограниченными возможностями - это наивысшая степень зависимости человека от конкретных условий.
Сергей Владимирович Чистый рассказал об опросе пожилых людей, который провел его фонд. Вопросы были самые животрепещущие: падали ли вы на прогулке, боитесь ли упасть, ощущаете ли дискомфорт. Так вот, ВСЕГДА ощущают дискомфорт на прогулке 93% опрошенных! Поистине ужасающий результат, которому мы, молодые и еще не окончательно уставшие от преодоления препятствий люди, верим всей душой. Наиболее уверенно пожилые люди чувствуют себя в метро, но мы-то помним, что в московский метрополитен могут попасть только люди с НЕограниченными двигательными возможностями.
Если браться оценивать, какому проценту населения необходима доступная среда, то к 11% инвалидов прибавляем вышеперечисленные категории, начиная со слов «мамы с колясками» и получим около 35% именно необходимости. Хотя понятно, что остальным тоже нужно, чтобы было удобно и не травмоопасно.
Какие подходы возможны для адаптации городской среды? Эксклюзивный – когда создаются отдельные объекты, доступные для инвалидов. Инклюзивный – как раз случай универсального дизайна, когда все доступно для всех.
Что вероятнее реализовать? Что лучше и правильнее? Какой вариант мы должны проводить в жизнь? Как приучить все инстанции проектирования создавать заведомо безбарьерную среду, которую не нужно будет потом адаптировать за астрономические суммы денег? Что-то здесь очевидно, что-то вызывает дискуссии, что-то кажется почти невозможным. Но бесспорно одно: мы не имеем права бездействовать.
P.S. Семинары цикла «Универсальный дизайн: проектирование и художественное решение безбарьерной среды» проводятся бесплатно и открыты для всех желающих. Следите за информацией ВШСД МАРХИ:
в анонсах на портале «Строительный эксперт»,
на сайте http://www.design-marhi.ru
В контакте http://vk.com/designmarhi
Instagram http://instagram.com/design_marhi/
Комментарии (0)