Проведение госзакупок через открытые аукционы, а затем и через систему электронных торгов стало, безусловно, большим шагом в сторону прозрачности и честной конкуренции. Но практика таких аукционов выявила и тревожную тенденцию - на что обратил внимание президент Совета НП СРО «Первая гильдия строителей» Владислав МАЦЕЛЕВИЧ.
— Есть очень много случаев, когда по итогам аукциона заказчику приходилось заключать контракт с малоизвестным подрядчиком, — размышляет Владислав Мацелевич. — Зачастую в качестве такого подрядчика выступала только что организованная фирма, не имеющая ни опыта работы в данной сфере, ни соответствующей квалификации, ни необходимого оборудования. Но это, к сожалению, выяснялось уже потом, когда контракт был заключен.
Особые проблемы в связи с этим возникли в системе электронных закупок, поскольку там победителя аукциона в большинстве случаев определяет наиболее низкое ценовое предложение. Но ведь понятно, что, если фирма демпингует, намеренно занижая цену услуг, это говорит лишь о ее достаточно низкой квалификации и невысоком статусе.
— Все это привело к тому, что добросовестным участникам аукциона стало очень трудно «в честном бою» выиграть такой аукцион, — продолжает наш собеседник. — Если уважающая себя фирма не шла на снижение цены за свои услуги, придерживаясь разумной и обоснованной ценовой политики, она, как правило, проигрывала такие торги. А побеждали в результате фирмы-однодневки, не имеющие ни достаточных оборотных средств, ни квалифицированных рабочих рук. В итоге, чтобы все-таки получить госзаказ, многим приходилось идти на поклон к мелким фирмам, соглашаться на «откаты» сомнительному победителю и т.д.
Либо нужно было изначально «договариваться» с остальными участниками аукциона. Получение отступных на тендере стало целой мошеннической индустрией: «откатчикам» раздавалось от 5 до 10% от стоимости контракта. Почуяв легкую прибыль, на аукционы заявлялись десятки мелких фирм и фирмочек с одной лишь целью — вымогать деньги у других участников.
В конце концов даже властям стало понятно, что система госзакупок, открытых торгов и электронных аукционов нуждается в преобразованиях.
— Для исправления ситуации предлагалось несколько вариантов: возврат к заключению прямых договоров, предквалификация строительных компаний в структуре СРО. Был высказан и еще ряд предложений, но все они лишь создавали новые проблемы, — отмечает Владислав Мацелевич. — Неожиданным решением проблемы стала банковская гарантия. По вновь принятому закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение строительного контракта обеспечивается банковской гарантией, подлинность которой подтверждает Единый реестр.
При получении такой гарантии банк проверяет клиента самым тщательным образом. Здесь учитывается наличие у компании своего офиса, оборудования, производственных площадей, официально трудоустроенных сотрудников, стабильных финансовых показателей, опыта работы по данному профилю.
Такие требования к подрядчику теперь предъявляют все финансовые институты, получившие право выдавать банковскую гарантию. В итоге фирмам-однодневкам стало невыгодно участвовать в аукционах. Ведь даже в случае выигрыша отныне придется проходить процедуру проверки, а ее исход может быть самым неблагоприятным для такой «серой» компании. В придачу ко всему будут потеряны и деньги, потраченные на оплату аукционной заявки.
Получается, что банковская гарантия стала удобным механизмом предквалификации участников госзакупок. У добросовестных строительных фирм появилась возможность заключать государственные и муниципальные контракты «без откатов». Наконец-то преференции появились у абсолютно легальных компаний, аккуратно выплачивающих налоги, имеющих штат сотрудников.
— Но не успели порадоваться коллеги-строители, как стало известно о новой напасти, — рассказывает Владислав Мацелевич. — Сегодня на рассмотрении в Правительстве находится проект постановления, дающего заказчику право не требовать банковского обеспечения контракта.
Появление этого документа, как считается, мотивировано экономией государственных средств. Но, думается, в данном случае эффект будет обратным: часть бюджетных средств, как и прежде, будет раздаваться в виде «отступных», контракты начнут вновь заключаться с фирмами, не выплачивающими налоги, а качество работ начнет снижаться от недостатка квалификации работников фирм-однодневок.
— Одна надежда: на то, что даже при вступлении этого постановления в силу заказчики будут отдавать предпочтение формату банковской гарантии как эффективному инструменту предквалификации участников госзакупок, — аргументирует наш собеседник и резюмирует: — На мой взгляд, только так можно отобрать на тендере добросовестного подрядчика.
По материалам Елены Шаталиной
Комментарии (0)