"Квадратный метр счастья" или "Тяга к маленьким домам"

Подпишитесь на канал

"Шура, сколько вам нужно для счастья?"
И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»

1c98c7045e3c647894c773c2225bf4eb.jpg

Когда есть приличный по размерам участок земли, деньги и хороший архитектор – создать большой дом на полноценную семью или для себя одного (одной) – задача достаточно понятная и даже в чем-то обыкновенная. Есть, где развернуться. И разворачиваются. Легко, просторно, по-модному, или наоборот – монументально и тяжеловесно. Главное, чтобы дух захватывало.

Но здесь есть философский вопрос – что считать истинным: возможность: «я смог и я крут!» или потребность – а так ли много надо для счастья, и, главное удобства, в том числе удобства коммуникаций между людьми. По большому счету нужно ответить на вопрос: сколько в реальности надо места, что разместить бар, сколько надо места для занятия любовью, сколько надо места для рабочего стола с компьютером, ванны и кухни.

Проект маленького и очень маленького дома становится похож на хокку – всё восхищение жизни в трех строчках. Предпроектное и проектное размышление о маленьком доме ставит авторов: архитектора и конструктора - в непосредственную близость к человеку и его жизни. Эргономика в маленьком доме превалирует над логистикой больших поместий. Поэтому проекты небольших, но продуманных домов продолжают не только умилять, но и восхищать. До такой степени, что в 2011 году даже вышел уникальный сборник миниатюрных решений — Nano House.

47d0970f028febf2fc94f59bf9de8496.jpg

Тяга к маленьким домам объясняется даже генетически — они, как утроба матери, уютные, всё рядом, обволакивают, как стенки гнезда.

Впрочем сами архитекторы способны в своих личных домах до маниакальности минимизировать затраты пространства и материалов. Прецедент в истории архитектуры известен: «Ле Корбюзье создал принципиально новую концепцию «машины для жилья», спроектировал десятки фантастических частных домов, поставил грандиозный эксперимент в Марселе и Бразилии, а для самого себя построил крохотную бревенчатую хижину в Кап Мартен», — пишет Евгений Асс. Площадь хижины великого зодчего составляла 12 кв. м. Спать в ней приходилось рядом с биде.

Повторение пройденного материала

Братья Веснины, Леонид, Виктор и Александр действительно были славой советской архитектуры мирового уровня: их считают классиками конструктивизма, и авторами проектов рабочих городков малоэтажного типа. В частности, Коломенского посёлка в Подмосковье. Первоначально он застраивался двухэтажными шестиквартирными домами с фасадами в стиле «неоклассицизма» в весьма скромном, провинциальном варианте. Дома украшали балконы и эркеры. Комнатки были крохотными, основные удобства присутствовали, но в урезанном варианте - без ванны. Ванная комната заменялась умывальной. Характерная особенность, квартиры нижних этажей имели, кроме дверей на лестничную клетку, выходы в крохотные приусадебные участки. Планировка домов была квартальной, они составляли уютные дворики с обильными древонасаждениями.

daf53f4643efee33eef34613f5ea34af.jpg

Второй аналог - город Юбилейный в Башкирии для башкирских нефтяников. И, опять же дня нефтяников, в начале 50-х под руководством Александра Веснина проектной мастерской Министерства нефтяной промышленности в Омске реализован масштабный проект «Городок Нефтяников» при строящемся нефтезаводе. Принципы те же: двух-трех-этажные дома с эркерами на 5-10 квартир, в квартальной застройке и развитий инфраструктурой. 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!