Случай в мировой практике уникальный. Да, муж с женой, да, два брата, да отец и сын. Но чтобы три родных брата подвязались на близкой по духу творческой ниве - это уже кульминация.
Братья Веснины прожили насыщенную, но разную жизнь: Леонид Александрович (1880—1933), Виктор Александрович (1882—1950), Александр Александрович (1883—1959) — младший из них пережил не только конструктивизм и сталинский ампир, но и застал указ об архитектурных излишествах.
Леонид Веснин, Виктор Веснин, Александр Веснин
Родились братья в Юрьевце, небольшом городке на Волге, где и прошло их детство. Родители с раннего детства развивали в сыновьях интерес к художественному искусству, живописи, архитектуре. Среднее образование все братья получили в Московской практической академии коммерческих наук, закончив который Леонид поступил на архитектурный факультет Петербургской академии художеств, а Александр и Виктор - в Петербургский институт гражданских инженеров.
В то время было распространенной практикой прерывать учёбу на некоторое время для получения опыта практической работы, так поступили Александр и Виктор Веснины, в 1904 году прервав своё обучение в институте и занявшись архитектурной работой: они работают помощниками у архитекторов, участвуют в архитектурных конкурсах и занимаются в частных художественных студиях.
По отношению к дореволюционному творчеству Весниных трудно говорить о каком-то едином почерке братьев. Как авторы проектов они выступают и по одному, и вдвоем, и все трое вместе. Причем не все их работы этого периода равноценны по своему художественному качеству. С большим мастерством выполнены те проекты и постройки, где использованы традиции русского классицизма (дом Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913—1916 гг.); с меньшим успехом работали Веснины в других «стилях». Ряд предреволюционных работ Весниных носил определенные черты так называемой «рациональной архитектуры» — новая пространственно-функциональная структура и современные конструкции (каркас, большие остекленные поверхности) все более явно просвечивали сквозь традиционные формы, особенно в проектах и постройках конторских, торговых и промышленных зданий (банк на Кузнецком мосту — 1913 г., универмаг акционерного общества «Динамо» в Москве — 1917 г. и др.).
В первые годы Советской власти братья чаще выступали раздельно. Причем их творческая судьба в этот период сложилась так, что они работали в тех областях архитектуры, на стыке которых и зарождались в 20-е годы новые творческие принципы советской архитектуры: массовое жилье, промышленные сооружения, художественные поиски.
Они прекрасно сработались и дополняли друг друга: Александр Веснин был художником и его эксперименты с формой как художественным средством были основой стиля как «бригады Весниных», так и всего конструктивизма. У Виктора Веснина был большой опыт промышленного строительства, и проработка проектов с точки зрения функциональности была его заслугой. Леонид Веснин также имел большой опыт в архитектуре, он много проектировал жилые комплексы, также стоит отметить, что будучи частью творческой группы, определившей лицо конструктивизма, сам Леонид Веснин не входил ни в какие объединения, то есть официально к советскому авангарду не принадлежал.
В архитектурном творчестве братьев был резкий переход от неоклассицизма к конструктивизму, практически без промежуточных этапов, и это связано именно с творческими поисками Александра Веснина, его художественной деятельностью вне архитектуры в ранние послереволюционные годы.
Одной из первых значительных работ А. Веснина как художника было праздничное оформление вместе с В. Весниным Красной площади и Кремля к 1 Мая 1918 года. Была сооружена деревянная трибуна, обшитая красной материей, она состояла из трех параллелепипедов различных по высоте: самого нижнего, служившего собственно трибуной, низкого среднего и высокого, у подножия трибуны была еще одна невысокая - для гостей. Это было первое сооружение, использовавшее находки Веснина в художественном формообразовании.
Также в этот период А. Веснин создал свои выдающиеся работы как театральный художник. Сначала он работал в Малом театре, попытался применить приемы кубизма при разработке декораций, но не был понят там, поэтому в 1920 году Веснин переходит в Камерный театр, где творческая группа была по взглядам очень близка ему, режиссер А.Таиров стремился максимально полно и новаторски использовать в своих постановках сценическое пространство, призывал вернуться от живописной декорации к макету, дающему возможность вертикального построения спектакля. В Камерном театре Веснин создал свои выдающиеся декорации и костюмы к спектаклям «Благовещение», «Федра», «Человек, который был Четвергом», в них заметно как доскональное знание эстетики классической архитектуры, так и влияние кубизма, видны первые ростки того подхода, который составит позднее основу стилистики конструктивизма. В частности, в оформлении спектакля «Человек, который был Четвергом» А. Веснин использовал конструктивистскую установку, они получили распространение в московских театрах в 1922-1923 годах и представляли собой отдельное от сцены сооружение, в котором и развивалось действие спектакля. Веснин же создал не просто некое сценическое сооружение, а сложную пространственную архитектурную композицию, ставшую новым словом в развитии советского авангарда, а для самого Александра Веснина – мостиком от авангардной живописи обратно к архитектуре, куда он вернулся уже убежденным конструктивистом.
В 1922 – 1923 годах братья Веснины создают свой знаменитый проект Дворца труда, решенный полностью в стиле конструктивизма и, даже не победив на конкурсе, стал важной вехой в истории архитектуры, поскольку положил начало периоду расцвета авангардизма в архитектуре.
В 1924 году Веснинский проект «Ленинградской правды» приковал к себе всеобщее внимание и был признан одним из самых артистичных проектов архитектуры 20 века. Это было небольшое здание рекламной конторы газеты «Ленинградская правда» в Москве на Страстной площади, под застройку был выделен участок 36 кв.м., на котором архитекторы смогли уместить шестиэтажное здание, включавшее в себя газетный киоск, вестибюль, читальный зал, конторские и редакционные помещения. Одна из характерных черт проекта – синтез архитектуры с техническими элементами городского благоустройства и текстовыми элементами – стала отличительной чертой всего раннего конструктивизма.
Разработанный в 1924 году конкурсный проект ангара для самолета был ярким примером того, как функциональность строения определяет его форму, то есть один из главных принципов конструктивисткого подхода. Ангар представлял собой 10-тонную сборно-разборную конструкцию, состоящую из четырех вертикальных металлических стоек и ряда малых наклонных стоек, растянутых тросами; на этом каркасе крепились брезентовые перекрытия, стены, раздвижные занавесы. В ангаре могли разместиться 3 самолёта.
Ещё один конкурсный проект братьев Весниных 1924 года получил первую премию – проект московской конторы акционерного общества «Аркос». Здание располагалось на угловом участке, состояло из шести этажей, подземного гаража, ресторана с двухэтажной надстройкой на плоской крыше. Композиция строения была лаконичной, с ярко выраженным железобетонным каркасом и большой площадью остекления. Проект сразу же стал предметом подражания среди московских архитекторов, во многом определив стилистику построек того периода.
В 1925 году Веснины участвовали в конкурсе на проект здания телеграфа. Четырехэтажное здание с железобетонным каркасом, остеклением, выделяющимся кубом с часами, раскрывающейся установкой для световых сообщений на фасаде и мачтой антенны с проводами вобрало в себя те приемы и находки, которые определили веснинский стиль. При этом общий облик зданий, спроектированных братьями в начале 1920-х годов , эволюционировал в сторону большей лаконичности, более уверенного использования железобетонной каркасной конструкции, динамичности и согласованности с окружающей городской средой. Эти тенденции стали общими для всего архитектурного конструктивизма, творческими лидерами которого стали братья Веснины. А. Веснин стал председателем ОСА (Объединения современных архитекторов) - творческой организации конструктивистов, созданной в конце 1925 года, его заместители – В.Веснин и М. Гинзбург. Также А. Веснин – редактор журнала «Современная архитектура».
Конструктивизм развивался, привлекая в свои ряды всё больше последователей, фактически он стал лидирующим направлением в архитектуре, начал восприниматься даже как «модное течение». Веснины чувствовали свою ответственность за такое развитие событий и, не желая, чтобы конструктивизм стал закостенелым набором правил, меняли и развивали свои композиционные приемы. Так, особое внимание во второй половине 1920-х годов они уделяли рациональной организации функций здания, композиция здания становилась всё больше подчинена тому, какие функции будет нести то или иное строение. А так как одно здание зачастую включает в себя помещения с различными функциями, Веснины всё чаще обращались к павильонному типу здания – из нескольких отдельных элементов складывается целое, сложное по форме, но логичное и удобное по внутренней организации.
Один из примеров такого строения - Физический институт в Ташкенте, спроектированный Весниными в 1927 году. Из нескольких связанных между собой различных по высоте корпусов и внутреннего дворика получилась общая сложная композиция, определенная именно функциональностью внутреннего пространства здания. Также принцип павильонного строения использовался архитекторами для проектов, многие из которых были построены в 1928-1932 годах: рабочих клубов в Баку и пригородных поселков нефтяников, гостиницы и санатория в Мацесте, гостиницы в Кисловодске, конкурсных проектов Дома промышленности в Свердловске, зданий Центросоюза и библиотеки имени В. И. Ленина в Москве.
Универсальный магазин "Мосторг" в Москве, архитекторы Веснины, конструктивизм в фасаде зданий, остекление фасада, принципы конструктивизма в архитектуреВозведенное в 1929 году здание Мосторга в Москве, напротив, отличалось целостной общей композицией, без дополнительных членений и деталей, оно вплотную подошло к идеалу конструктивисткого здания – выразительного, лаконичного и функционального.
Виктор Веснин в 1923—1932 годах также создавал проекты отдельно от братьев, среди них Институт минерального сырья в Москве (1925), Сельскохозяйственный банк в Иваново-Вознесенске (1926), Днепрогэс (1929) в соавторстве с Н. Я. Колли, Г. М. Орловым и С. Г. Андриевским.
В 1930 году проект братьев Весниных получил первый приз конкурса на строительство Театра массового музыкального действа в Харькове. В театре предполагалось проводить массовые мероприятия, и размещаться в овальном зрительном зале там должно было от четырех до шести тысяч человек, зрительные места располагались амфитеатром.
В 1931 году началось строительство Дворца культуры Пролетарского района в Москве (ДК ЗИЛ) – одного из самых значительных проектов братьев Весниных. Достроен дворец был в 1937 году, проект осуществлен лишь частично - запланированный большой зрительный зал не был построен, была реализована только Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. В этом проекте было найдено удачное сочетание удобства внутреннего пространства, состоящего из помещений с разным предназначением (буфет, помещения кружков, репетиционный и зрительный залы, зимний сад, обсерватория и другие помещения), и композиционных приемов конструктивизма (объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов, использованы опоры-столбы, удлинённые окна, плоская крыша).
В 1930-е годы в советской архитектуре усилилось влияние представителей неоклассического стиля. Лидеры конструктивизма, в том числе и Веснины, участвовали в дискуссиях по поводу того, насколько наследие классического стиля должно влиять на развитие архитектуры: они не отрицали важность принципов, открытых архитектурой прошедших эпох, но утверждали, что использовать нужно только закономерности создания художественных форм, а не заимствовать сами формы. Противостоящие им неоклассики же использовали весь арсенал классицизма, непосредственно перенося элементы классической архитектуры в свои постройки. Получилось так, что в творческой борьбе победа оказалась на стороне неоклассиков: их принципы более соответствовали тому, чего добивались властители того времени – демонстрации советской роскоши. Работы конструктивистов стали подвергаться критике, многие архитекторы-конструктивисты примкнули к неоклассицистам.
Из-за изменившихся условий Веснины не были столь же востребованы, как раньше, однако и в 1930-1940-х годах они создавали интересные работы, среди которых проекты театра им. Вл. И. Немировича-Данченко (1933) и Наркомтяжпрома (1934), эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934) и нереализованный из-за войны второго дома Совнаркома в Зарядье (1940).
После войны Веснины отошли от практической работы.
Теоретическое наследие Весниных невелико. Среди них можно отметить следующие:
- Выступление на дискуссии в Союзе советских архитекторов на тему «Творческие задачи советской архитектуры и проблема архитектурного наследства»
- Проблема интерьера
- Современность и наследство
- Здание социализма
- О формах архитектуры
- О современной итальянской архитектуре
- От конструктивизма к социалистическому реализму
- Мысли о воспитании архитектора
- О воспитании молодых архитекторов
- Массовое строительство и задачи архитектора
Комментарии (0)