«Хотим, чтобы наш рынок оставался высокотехнологичным»

Генеральный директор компании «профайн РУС» Ян-Герд Фос рассказал корреспонденту «Денег» Анатолию Логинову о причинах спада на рынке пластиковых окон


Что представляет собой российский рынок переработки поливинилхлорида (ПВХ), и какое место на нем занимает ваша компания?
— Крупнейший сегмент и в России, и на мировом рынке — профильно-погонажные изделия: оконные ПВХ-профили и сайдинг. В России на них приходится более 50% общего объема потребления пластмасс. Первое окно из ПВХ было произведено и запатентовано еще в начале 1950-х годов в Германии, на одном из заводов, основанных Альфредом Нобелем. В России первые пластиковые окна появились в 1970 году — тогда ими была остеклена гостиница «Россия» в Москве. Первый наш российский завод мы открыли в 2000 году в Воскресенске. Он сразу стал крупнейшим в стране, в настоящее время завод выпускает 90 тыс.тонн профиля в год.

Как развивался рынок после 2000 года?
— До кризиса в 2008 году рост составлял 25-30% в год. Потом спрос резко упал. Многим участникам отрасли, в том числе лидерам, пришлось сокращать планы продаж, а значит, и производства, искать новые рынки сбыта и разрабатывать продукты для низкого ценового сегмента. Все это, конечно, значительно сказалось на качестве...
Сейчас мы являемся крупнейшим игроком с марками KBE и TROCAL. Рыночная доля первой, например, составляет 15% — это самая популярная марка в России. Мы и в Европе являемся ведущим производителем — с 15% рынка. Годовой оборот концерна в 2012 году составил около €700 млн. У нас есть заводы в Германии, Франции, Италии, Испании, России, на Украине, в США и Китае. Весной этого года был открыт завод в Индии. Всего в России более 60 компаний-производителей. Больше половины из них — в Москве и Санкт-Петербурге. В лидерах — немецкие производители. Это наша компания, а также российские подразделения Deceuninck, Rehau и Veka.

Что происходит в вашей сфере в последние годы?
— В оценках мы исходим из данных отраслевого агентства «О.К.Н.А. Маркетинг». К концу 2012 года рынок показал рост на 4,5%, объем производства составил 60 млн кв.м профиля. Однако уже к концу первого полугодия 2013 года рынок сократился на 5% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как вы объясняете падение?
— Есть ряд проблем. Постепенное насыщение рынка и снижение экономических показателей в стране и в мире сказываются на спросе. Все это, конечно, усиливает конкуренцию. И у производителей ПВХ-профиля, и у оконщиков наблюдается избыток мощностей. Маржинальность бизнеса падает по всей цепочке. Компании стараются всеми силами увеличить продажи, чтобы загрузить производство. Например, если раньше разные акции проводились только в «низкий» сезон, то теперь — в течение всего года. Компаниям, занимающимся сборкой и установкой окон, приходится пересматривать отношение к ведению бизнеса, сокращать издержки, оптимизировать расходы на производство. Компании стараются провести унификацию по всем системам и комплектующим, чтобы максимально сократить складские запасы. Раньше клиенты-оконщики набирали несколько разных систем, а сейчас стараются унифицировать продуктовые линейки. То же с производственными процессами. Например, клиенты теперь покупают у нас готовые профили с уплотнителем, а раньше устанавливали его самостоятельно.

Вы упомянули, что кризис 2008 года сказался на качестве продукции. Как именно?
— Речь о расширении низкого ценового сегмента. Многие компании, которые традиционно работали в низком и низко-среднем сегменте, начинают выпускать еще более облегченные экономичные профильные системы, чтобы заполнить нишу экономкласса, которая развивается сейчас наиболее динамично. Нас это очень сильно беспокоит. Мы хотим, чтобы наш рынок оставался высокотехнологичным, чтобы он следовал по европейскому пути, а не по китайскому.

Каким вы видите будущее отрасли?
— Рынок продолжит проседать до 2015 года, это связано с его насыщением. Мы не ожидаем каких-либо структурных изменений, которые могли бы привести к росту частного сегмента или сегмента нового строительства. Внешний фон также остается весьма напряженным, а российский рынок достаточно сильно зависит от европейской и мировой экономики. Но в будущем рынок обязательно отыграет спад. Важно продолжать работать, чтобы быть готовыми к новому росту. Мы не отказываемся от развития новых производственных площадок. Общий объем инвестиций концерна до 2015 года составляет около €120 млн, и часть этой суммы планируется выделить на расширение российских мощностей. Ну а главная задача — это, конечно, повышение удовлетворенности клиентов. Клиенты — наш главный актив.

6d0cff088ee9661efc5bf4a7bcae1edc.jpg

Комментарии