btop

Moscow Urban Forum 2013. «Мегаполисы: развитие за пределами центра»

Окраины должны стать новыми центрами развития мегаполисов

Столица России сегодня привлекает внимание профессиональной общественности не только как интенсивно развивающийся мировой финансовый центр, но и как территория стремительных преобразований в области урбанистики. Именно поэтому Москва вот уже в третий раз становится местом проведения урбанистического форума, где обсуждаются наиболее актуальные проблемы, характерные не только для градостроительства и экономики России, но и всем мировых центров. На этот раз его тема звучала так: «Мегаполисы: развитие за пределами центра». Участниками III Московского урбанистического форума в этом году стали представители власти, ведущие экономисты, эксперты-урбанисты из крупнейших городов мира.

0cf30de1a5d28ca93bd1030a59925a8a.jpg   0ce334123544da57df90b1dc95349dd5.jpg

Индентификация Москвы

«Центрами будущего» назвал мегаполисы министр по вопросам городского развития большого Парижа Морис Леруа. По его данным, к 2050 году около 65% населения Земли будет жить в агломерациях типа Москвы, Токио, Лондона, Нью-Йорка и т.д. Однако все эти урбанистические мегацентры сейчас испытывают одинаковые проблемы: ухудшающаяся экология, дисбалансы в развитии транспортных систем, падение качества жизни, поляризацию общества. Согласно междисциплинарному исследованию «Археология периферии», уже к 2030 году около 2 млрд. человек будет жить в трущобах на окраинах городов, что может привести к тому, что хорошо спланированные города накроет стихийным массовым застройкам. Мегаполисы должны адаптироваться к новым условиям и искать источники роста на периферии, иначе они рискуют быть просто разрушенными, полагает руководитель аппарата мэра Лондона Эдвард Листер.

Согласно исследованию, проведенному компанией PriceWaterhouseCoopers, российская столица пока неплохо себя чувствует в ряду других шести крупнейших мегаполисов – Сан-Паулу, Пекина, Мумбаи, Мехико, Стамбула и Джакарты. Выбор городов авторы исследования объясняют тем, что центр притяжения во всем мире перемещается с Запада на Восток, поэтому выбраны семь мегаполисов, расположенные в различных климатических зонах, но при этом динамично развивающиеся.

Города сравнивались по десяткам показателей, в том числе интеллектуальному капиталу и инновациям, уровню технологической готовности, развитию здравоохранения, транспортной инфраструктуре, окружающей среде, демографическим показателям, экономическому влиянию, легкости ведения бизнеса и стоимости жизни. В общем рейтинге Москва заняла второе место после Пекина, а в некоторых категориях, например, по уровню образования, российская столица опережает остальные города. Так же Москва занимает второе место по уровню развития технологий, по инвестиционному климату и уровню занятости населения.

Тем не менее все мировые мегаполисы стоят сегодня перед одной и той же проблемой – найти собственные пути дальнейшего развития, контуры самоидентификации, а самое главное – движущие силы перемен. Эксперт по оценке развития городов для межправительственных организаций Грэг Кларк назвал основные факторы, которые запускают активные процессы развития городов. Это – каталитические проекты, меняющие город (к примеру, так случилось после переноса аэропорта в Гонконге); сильное руководство, способное объединить разные планы по развитию (пример – Сингапур); новые институты инфраструктуры (Нью-Йорк); новые формы финансирования и привлечения инвестиций под крупные проекты (Олимпиада в Лондоне).

Что касается Москвы, то руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян основными для Москвы считает пять вызовов: угроза стихийного развития, утрата контроля над земельным ресурсом, транспортная «запертость» некоторых районов, угроза деградации среды и падение качества жизни как средства экономических дисбалансов, а также угроза утраты московской идентичности.

8c89c9f7cd4c22d809061fb1ec2383b6.jpg   57a36cfc1c9addb661771f61ba891096.jpg

Полицентричность как необходимость

Одной из универсальных черт мегаполисов эксперты называют полицентричность, когда центром притяжения становится не центр, а новые, часто окраинные территории. Для многих мегаполисов это уже пройденный этап, но Москва пока тяготеет скорее, к моноцентричной структуре, хотя и старается ее преодолеть. Так, в рамках одной из сессий первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы Сергей Кузнецов заявил, что в 2015 году Москва получит новый генеральный план застройки города, в котором уже будет отражен переход от моноцентрической модели к полицентрической.

«Точками роста» в российской столице Сергей Кузнецов назвал проект Международного финансового центра в Рублево-Архангельском, застройку территории в Молжанинове, районе у аэропорта Шереметьево. По мнению главного архитектора столицы, необходимо увеличить транспортную доступность и избавиться от разделяющих город зон, которые мешают гармоничному развитию, увеличению проницаемости территорий и созданию новых логистических центров.

Более подробно о необходимости политики полицентричности остановился в своем докладе заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы но вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. По его словам, Москва в последние годы развивалась непропорционально, сильно отставая в создании транспортной инфраструктуры. Серьезными проблемами для столицы он назвал именно моноцентризм города, а также дисбаланс мест проживания населения: по данным статистики, ежедневная трудовая миграция из Московской области в Москву составляет 1,3-1,5 миллионов человек в день, что создает перегрузку общественного транспорта и улично-дорожной сети.

Одной из мер по переходу к полицентричности стало присоединение к Москве новой территории, где постепенно будут создаваться новые центры деловой активности, которые должны оттянуть на себя часть маятниковой миграции населения. Предполагается, что на новой территории организуется более 1 млн. новых рабочих мест и до 1,5 млн. человек постоянно проживающего населения, отметил Марат Хуснуллин. Точками притяжения, как надеются власти города, станут Международный финансовый центр, логистические парки (рядом с аэропортами Внуково и Домодедово), инновационный центр Сколково, Деловой центр, медицинский и научно-образовательный кластеры, технопарки, агрокластеры, логистические центры.

«Уже практически завершена работа по территориальным схемам присоединенных территорий, сформировано четкое понимание транспортного каркаса и инженерной сети, – комментирует Марат Хуснуллин. – В программы строительства, подкрепленные финансированием, заложены продление на территорию существующих линий метро, реконструкция двух вылетных магистралей, развитие радиальных направлений железной дороги, предусмотрено формирование дополнительных поперечных дорожных связок между магистралями, а также дорога, соединяющая аэропорты Внуково – Остафьево – Домодедово».

1a72e7d5558e17ce2bbe43bee557afa7.jpg   5ce3f9639e265e225757bab1b7628883.jpg

Москва: пути развития

Второй день форума был полностью посвящен опыту Москвы в решении основных вызовов. Согласно прогнозам, численность населения Московского региона к 2035 году вырастет на 4 млн и достигнет 22,8 млн человек. При этом пассажиропоток из Новой Москвы увеличится вдвое до 2020 года при том, что пропускная способность текущей инфраструктуры уже исчерпана. И. о. директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» Карима Нигматулина, выступая на сессии «Координация движения: мировые стандарты планирования транспортной инфраструктуры для Москвы», представила несколько вариантов развития полицентрической системы расселения: формирование компактных территориальных центров, создание транспортно-планировочных коридоров, применение оптимальных показателей транспортной доступности и планировка единого социально-экономического пространства.

Ключевым событием форума стала пленарная сессия «Реформы Москвы: опыт реализации, оценка результатов и значение для развития за пределами центра», где основными спикером выступил мэр Москвы Сергей Собянин. Он подробно рассказал, как развивалась Москва в последний год. По его данным, общий объём инвестиций в экономику города по итогам 2013 года составит, по прогнозам, порядка 35 млрд долларов, планируется ввести более 8 млн кв. м. недвижимости, что превышает объем инвестиций докризисного уровня. При этом завершена ревизия большинства инвестиционных и градостроительных решений в Москве, в результате чего было отменено строительство около 25 млн кв. м недвижимости.

430c71bffec322fddabfb9f3d61a105c.jpg   91065dacabf642b6702377601bc59c3d.jpg

«Конечно, это было крайне непростое решение с точки зрения общения с инвесторами и для экономики города в целом, поскольку это серьезный объём привлеченных инвестиций, который равняется десяткам, если не сотням миллиардов долларов», – отметил Сергей Собянин. Тем не менее, от коммерческой недвижимости отказались в пользу улучшения городской среды.

«Выработать адекватную градостроительную политику для периферии, конечно, непросто, – признался мэр. – И ещё сложнее её реализовать на практике». Прежде всего, потому что на периферии города застройка очень неоднородна и давно сложилась. С одной стороны, там сконцентрированы большие площади спальных районов, но мало рабочих мест. С другой стороны, там же по соседству сохраняются промышленные зоны, которые находятся в неприглядном состоянии, но при этом принадлежат частным инвесторам, учесть интересы которых в едином проекте реновации этих территорий очень сложно.

Выравнивая уровень жизни

Чтобы максимально «приблизить» периферию к центру по качеству жизни, столичные власти работают сразу по нескольким направлениям. Например, правительство Москвы запустило одну из крупнейших в мире программ по развитию общественного транспорта. «В настоящее время многие микрорайоны практически отрезаны от нормального транспортного сообщения, либо там отсутствует пешеходная доступность до метрополитена, других транспортных узлов, где работает эффективно общественный транспорт», – констатировал мэр. Но уже в 2013 году запущено в эксплуатацию 12,5 км метрополитена, построено 72 км новых дорог, реконструировано пять вылетных магистралей. В стадии строительства находится ещё порядка 30 станций метрополитена, которые позволят качественно улучшить транспортную доступность юго-западных, юго-восточных и северных районов Москвы. Хордовые магистрали свяжут периферийные районы.

Кроме того, строится вторая кольцевая линия метрополитена для более удобной прямой связи между периферийными районами, запущен проект реконструкции Московской кольцевой железной дороги, которая будет интегрирована с системой метрополитена и станет ещё одним дополнительным пересадочным контуром. Реализация этих проектов призвана разгрузить центральную часть города, метро и сделать возможным перемещение по хордовым периферийным сообщениям. «Повышая транспортную мобильность людей и комфорт ежедневных поездок по городу, мы тем самым выравниваем и социальную привлекательность различных районов и не допускаем появления замкнутых и оторванных от города анклавов»,– пояснил мэр. Он также перечислил ряд балансирующих периферию и центр проектов в социально важных сферах – образовании и медицины. Также в ближайшей перспективе Москва планирует благоустроить 147 транспортно-пересадочных узлов, будет развивать сеть крупных логистических центров, которые заменят устаревшие продовольственные базы.

Также большой резерв для нового строительства представляют собой промзоны, в которые необходимо вдохнуть новую жизнь. «Помимо 14 зон, по которым уже принято решение, в 2014 году будет запущен основной проект – реконструкция территорий завода ЗИЛ, – анонсировал событие мэр Москвы. – Здесь будет сохранен баланс между рабочими местами и жильем: на территории будут жить 35 000 человек и создано 45 000 рабочих мест. Инвестиции в проект реновации ЗИЛа, который рассчитан на 10-15 лет, составят 10-12 млрд долларов».

425b9384902197e3a4d6b122d8d56163.jpg     89c74388e8e8d83fb4f14b8898c32719.jpg

В целом форум стал полезной экспертной площадкой для обмена практическим опытом. При этом форум показал, что урбанистика перестает быть просто наукой о развитии городских центров, а становится гораздо более мощным механизмом экономики, в том числе мировой. Как завили сами организаторы форума в своем манифесте, «политически периферия Москвы – это 7 миллионов избирателей, а экономически периферия Москвы – это примерно 200 млн. квадратных метров недвижимости, триллион долларов». Сейчас, по сути, стоит задача создания национальной модели постсоветского жилья для среднего класса, подразумевающей уход от безликой стандартизации, наличие соответствующей инфраструктуры и сервисов, а также мотивацию со стороны бизнеса создавать такое жилье. Решение этой задачи откроет новые перспективы развития периферии и перед российскими, и перед мировыми городами, надеются организаторы форума.

Источник: Журнал «Технологии Строительства» 6-7/2013

Комментарии