В 20 веке страны наперегонки тянули на себя одеяло по проведению международных спортивных соревнований: олимпиад, чемпионатов и прочих универсиад. Это престижно, статусно и демонстративно дорого - для внешней репутации, и подтягивает территории на более высокий градостроительный уровень - для внутреннего потребления.
Но общественность стран, традиционно ориентированных на мега-мероприятия, начинает задавать вопросы, как налогоплательщик - построили, провели, отгуляли, порадовались - что дальше?
Как отметил вице-президент arenaCom Томас Шрадер: "... В последнее время для крупнейших спортивных мероприятий в мире реконструировано или построено более 80 стадионов в 23 странах мира. Средняя стоимость подобных проектов — 8235,5 млн.
Но большинство из этих объектов не стали коммерчески успешными, 56 из них перешли в категорию так называемых «белых слонов», став финансовым бременем для своих муниципалитетов. В итоге последние опросы показали, что 70% немцев не хотят проведения у себя Олимпиады в силу огромных затрат, с ней связанных". Эксперт предупреждает - спортивные арены строятся в основном на бюджетные деньги, средства налогоплательщиков, и страны не могут позволить себе плодить «белых слонов».
Сегодня в России, помимо тех стадионов, которые уже работают, планируется построить еще семь арен, бюджет проекта составляет более 152 млрд рублей. Как минимум.
Из них четыре стадиона, в лучшем случае, рискуют стать «белыми слонами». Это касается городов, где нет клубов высшей лиги: в Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Калининграде. Экспертное сообщество начинает задумываться - что будет с сооружениями на 30-40 тысяч человек вместимости, как привлечь сюда людей и нечто, что позволит хоть немного снизить операционные затраты и уведет их содержание в ноль. О прибылях муниципалитетам говорить не приходится.
Сейчас проекты к футбольному чемпионату претерпевают мучительные перемены. Не от заботы об их будущем, а общей экономической ситуации и нестабильности валютного курса.
Девальвация рубля привела к удорожанию смет на строительство стадионов почти на четверть, в связи с чем Правительство РФ рассматривает возможность оптимизации затрат и упрощения сложных технических процессов. Например, уменьшено количество тренировочных площадок - с 48 до 37. Вместимость стадионов в Калининграде и Екатеринбурге сокращена с 45 до 35 тыс. мест.
Но самые серьезные перемены ожидают ростовский стадион «Левбердон-Арена». Его проект уже прошел все этапы экспертизы, но из-за роста курса валют (значительная доля оборудования для строительства стадиона является импортной) федеральные власти вынуждены оптимизировать затраты почти на 3 млрд рублей.
Власти Ростовской области уже согласовали с генподрядчиком ростовского стадиона ЗАО «Крокус интернешнл» предложения по удешевлению стоимости строительства. Так, кровля стадиона может быть сделана не в виде двух сходящихся бумерангов, а стать простой и замкнутой. Также монтируемые кресла (их число сократится на 5 тыс., останется всего 10 вместо 15 тысяч) могут быть установлены на дорогой металлической основе, а постоянные — на более дешевой бетонной.
После ЧМ два верхних ряда кресел можно будет снять, а остальные расположить шире. Вход на стадион будет располагаться не под насыпью, а по специальным лестницам и террасам.
Томас Шрадер: ".... Часто приходиться слышать о необходимости реконструкции стадионов после чемпионатов, снижении количества посадочных мест... Но практика показывает, что это будет стоить около 50-70 млн евро. Кто все оплатит? За время своей работы я не видел ни одной арены, где это бы произошло" - отмечает эксперт.
В вопросе рентабельности, кроме того, крайне важно учитывать и момент ценообразования. Томас Шрадер обращает внимание на следующий порядок цифр: в Германии на обычный матч Бундеслиги за стоячие места вы заплатите порядка 15 евро, за обычные места на трибуне — 40-50 евро, за VIP — 350 евро. В России цены гораздо ниже — 200-300 рублей за обычное место на трибуне, 800 — за VIP. С этой стороны совершенно нереально ожидать прибыль (учитывая, что на матчи немецкой Бундеслиги в среднем приходит 45 тыс. зрителей, а в России средняя посещаемость — 13 тыс. человек). Поэтому для всех стадионов РФ жизненно важно найти солидного якорного арендатора и разработать жизнеспособную концепцию коммерческой эксплуатации стадиона.
Представитель международной компании NAI Global Давид Годшо, как, впрочем и ведущий специалист Федерации хоккея Финляндии Юкка Тенхунен, единодушно ссылаются на свой опыт - спортивные состязания не окупают затраты, ни в Европе, ни в России. Хорошим подспорьем чаще всего оказываются торговые точки в арене, но здесь есть российское препятствие - нормативная база требует широких проходов в холле - вроде удобно и перспективно. Но застройка их торговыми точками будет являться нарушением противопожарного законодательства.
В идеале стадион, чтобы хоть как-то оправдать затраты на содержание, должен работать семь дней в неделю, и не только, как футбольная арена. Желательно, как многофункциональная площадка для разных видов спорта.
В Калининграде уже задумываются о "жизни после футбола". Предполагается, что оператор создаст здесь дополнительные службы и сервисы. Например, была идея сделать гостиницу (их в Калининграде не хватает) или медицинский центр. Для этих целей есть свободные 15-20 тыс. кв. м.
В Волгограде есть возможность переоборудовать трибуны со стороны Волги под
отель: там прекрасный вид, а в городе всего одна трехзвездочная
гостиница.
Муниципалитеты часто пытаются снять с себя ответственность за дальнейшую судьбу
арены и нанимают «частника» для управления. Но в России пока нет достаточного
опыта и сильных игроков на этом специфическом рынке. И угроза, что Россия опять
станет родиной "слонов", только уже в новом контексте, вполне
реальна.
Печальная "черепаха" Канады
Монреаль известен всему миру благодаря своей необычной архитектуре. Одна из визитных карточек Монреаля – Олимпийский стадион (Le Stade Olympique, The Olympic Stadium), получивший в народе название «Big O». Эта «гигантская черепаха» с ее 175-метровой наклонной башней магнитом притягивает к себе толпы туристов. Но большинство монреальцев не пребывают в большом восторге от этого здания и все потому, что за несколько десятков лет его ремонт и обслуживание «съело» огромную сумму денег с местного бюджета. И хотя в 1970 году мэр Монреаля – Жан Драпо, принявшийся готовиться к предстоящим XXI Олимпийским играм и одобривший проект нового стадиона, утверждал, что «Олимпиада не может оказаться убыточной», на деле же оказалось совсем наоборот.
Идея создания уникальной спортивной арены в Монреале принадлежала французскому архитектору Roger Taillibert, который предложил построить громадный стадион-трансформер с управляемой крышей, которую при необходимости можно было открывать и закрывать. А наклонная башня выполняла роль опоры для многочисленных тросов, удерживающих свод стадиона. Такой невиданный доселе проект не мог не заинтересовать и к его реализации приступили с энтузиазмом, но по каким-то причинам строительство затянулось и Олимпийские игры в 1976 году стадион встречал без раздвижной крыши и башни, а расходы на возведение к тому времени уже превысили изначальную смету в два раза.
Достроить башню, которая сегодня считается самым наклонным сооружением в мире
(она расположена под углом в 45 градусов, для сравнения, знаменитая Пизанская
башня имеет угол наклона всего в 5 градусов) удалось лишь в конце 80-х.
Олимпийский стадион приобрел свой теперешний вид, но установленная крыша
оказалась слишком низкой, слишком тяжелой и слишком непрочной. Но переделывать
ее никто не планировал до того времени, пока случайно не обрушилась 55-тонная
бетонная плита, чудом не ставшая причиной трагедии.
Новые проекты реставрации крыши уже не предвидели раздвижной режим управления
сводом – лишь бы накрыт стадион был, но и это не убавило проблем: новая
пластиковая крыша не выдерживала монреальской непогоды и продолжала время от
времени осыпаться и даже падать.
Сегодня смонтирована третья по счету, уже металлическая крыша. Квебекское
правительство потратило на реализацию этого проекта 300 млн. долларов.
Комментарии (0)