Если в 2014 году инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры регионов достигли рекордных показателей – что-то порядка 2% от ВВП – то в нынешнем… регионы не получили от государства и аффилированных частных инвесторов пока ничего.
Дорожные фонды для любого региона формируются из нескольких источников. Значительная часть финансирования поступает от федерального центра. Это и собственно федеральные деньги, и средства, выделенные крупными инвесторами.
Меньшая часть пополнения фондов – приходит от субъектов федерации. Ключевую роль в наполнении фондов, средства из которых идут на строительство автомобильных дорог и их ремонт, играют деньги, вырученные с продажи бензина и прочих ГСМ.
Согласно разработанной ещё в 2014 году транспортной стратегии России, субсидирование дорожной сферы регионов и привлечение к финансированию крупных инвесторов было обязательным, независимо от того, насколько активно регион осваивает выделенные средства. И вот – закономерный итог.
Оказалось, что многие регионы не спешат тратить выделенные им на дороги деньги.
Финансы просто пополняют дорожные фонды – и лежат там мертвым грузом, обесцениваясь по мере нарастания инфляции. Кое-где регионы отговариваются тем, что проекты дорожного строительства слишком масштабны и сложны, чтобы для их реализации хватило одномоментно выплачиваемых из федерального бюджета средств.
Где-то, области и республики, будучи уверенными, что деньги будут в любом случае – не торопятся оформлять необходимые бумаги на выделение субсидий.
В любом случае – гарантированность выплат расслабила многих. Как результат – программа субсидирования дала сбой. И как следствие – деньги в текущем году не получил ни один регион: а ведь если в прошлом году множество строительных проектов вошло в завершающую стадию, то «доводить» их стало просто не на что.
Результат хорошо видно во многих регионах: для десятков километров хороших (по-настоящему хороших) дорог требуется развитая инфраструктура, благоустройство территории вокруг – но пока дело с мертвой точки не сдвинулось.
Совет Федерации, видя столь плачевное положение дел с субсидированием дорожно-строительной отрасли регионов, решил взять финансирование на особый контроль. Минтранс, в принципе, не возражает. Но – с усилением контроля выплат придет и усиление контроля использования федеральных денег регионами. И если регион не тратит субсидии или делает это не адресно, то риск лишения его дополнительного финансирования существенно возрастает.
Более того, тщательней будут рассматриваться заявки регионов на субсидии – неточности оформления документов, неясности с целями, на которые тратятся деньги и прочее: все это может привести, как минимум, к отъему субсидии или к отказу в дальнейшем финансировании.
Опыт прошлых лет свидетельствует: субсидировать дороги регионов – стоит. Только за прошлый год введено в строй несколько тысяч километров автомобильных дорог. И этот показатель, особо подчеркивается в стратегии развития, должен быть сохранен и увеличен вплоть до рекордных 10 тыс. километров в год: так что до 2020 года включительно страна должна будет получить порядка 40 тыс. километров новых автомобильных трасс.
Вот лишь некоторые цифры, которые демонстрируют успешность претворения стратегии в жизнь:
- Морской грузооборот увеличился до 623 млн. тонн;
- Авиационный – вырос на 10%;
- Грузооборот на авиационных внутренних линиях – на 18%;
- Общий грузооборот увеличился на 3%.
Что касается автомобильных дорог – цифры увеличения грузооборота здесь не слишком показательны. Куда важнее – интенсивность дорожного трафика и отсутствие негативных отзывов на региональные дороги. И прогресс в этом явно наблюдается.
Положительная динамика роста количества качественных дорог вполне пропорциональна тому, сколько вкладывается средств в региональные автодорожные предприятия. Так, в прошлом году суммарный объем инвестирования в региональные дороги составил порядка 623 млрд. рублей – столько регионы получили на строительство и ремонт дорог, благоустройство территорий и сопутствующие работы.
В течение 2015 году финансирование (в рублях) будет увеличено: ожидается, что фонды, на которые проводятся работы, закупается дорожная техника и прочее, пополнеют – по сравнению с прошлым годом – на 55 млрд. рублей. Ну а в 2016 году сумма вырастет, преодолев барьер в 700 млрд. Дело того, в любом случае стоит, считают и в Минтрансе, и в Совете Федерации.
Комментарии (0)