Валентин Назаров. Пятая часть Петербурга.

Подпишитесь на канал

20 апреля ушел из жизни Валентин Назаров, автор трех генеральных планов Ленинграда-Санкт-Петербурга

Самый заслуженный питерский градостроитель, генеральный директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектного института градостроительного проектирования, был разработчиком трёх генеральных планов, которые определили развитие города на 60 лет. В 300-летней градостроительной истории Санкт-Петербурга это одна пятая её часть. 

732dc9eac5d1d71d19b4d6c225642b8e.jpg

Валентин Фёдорович Назаров, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук (академик), народный архитектор России, почетный член Союза архитекторов Колумбии, являлся участником разработки первого послевоенного Генерального плана Ленинграда, автор двух последующих Генеральных планов Северной столицы. Под его руководством были подготовлены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, разработана большая часть проектов планировки новых жилых и промышленных зон Ленинграда 1970—1980 годов и Плана пригородной зоны Ленинграда, реализовывающего идею создания городов-спутников, участник создания правовой основы регулирования строительной деятельности в России, автор зданий двух православных храмов, построенных в последние годы в Санкт-Петербурге по его проектам.

Назаров был награжден Золотой медалью РААСН за значительный вклад в формирование российской правовой системы градостроительного регулирования. В 2011 году на XXIV Всемирном конгрессе Международного союза архитекторов в Токио ему была присуждена Премия сэра Патрика Аберкромби за разработку Генплана Санкт-Петербурга 2005 года, который признан выдающимся достижением в мировом зодчестве. Стоит добавить, что до этого российские архитекторы удостаивались этой премии всего один раз: в 1970-е годы в номинации «Градостроительство» ее получил Иосиф Орлов за проектирование нового города Шевченко.

Карьера будущего градостроителя началась с отца. Фёдор Кузьмич Назаров, участник гражданской войны, был военным топографом. Топография — наука точная: ей сродни математика, география. Но топография и сродни искусству — в её основе и рисование, и художественная графика. Фёдор Кузьмич всемерно способствовал проявлению у сына интереса ко всем этим дисциплинам: в доме не переводились краски и карандаши. Это и предопределило судьбу Валентина Фёдоровича.

В 1950 году Валентин Назаров поступает в Академию художеств — на архитектурный факультет. Его отцу, полковнику Красной Армии, как участнику четырёх войн (считая гражданскую), наравне с другими офицерами, подпадающими под данный статус, специальным указом Сталина, выделяется земля и ссуда на строительство загородного дома.
Так Валентин Фёдорович становится токсовчанином, а новая улица, на которой начинается строительство, получает название Офицерской.

1956 год, год окончания Назаровым Академии художеств, совпал с хрущёвской «оттепелью», с развенчанием культа личности Сталина. С кино, литературы, живописи — со всех видов искусства снимаются препоны. Но архитектура как искусство признаётся излишеством. Началась эпоха панельных домов и городов. Архитекторы оказались не удел. С большим трудом Валентину Фёдоровичу посчастливилось устроиться в «Промстройпроект» — проектировать заводы и фабрики. Валентин Федорович понимал — он в тупиковой ситуации, из которой не было выхода. И вдруг подвернулось место в «Ленпроекте».

Здесь В. Назаров прошел петербургскую градостроительную школу, созданную в 20–30-е годы Л. А. Ильиным. В конце 80-х В. Назаров стал директором ЛенНИПИГенплана, а затем генеральным директором ЗАО «Петербургский НИПИград».

c4038ff35c007a601774fd79afd64574.jpg

Валентин Назаров: "– Я пришел в мастерскую № 1 Ленпроекта по приглашению своего друга. А в ней как раз делали генплан. Для меня, архитектора, которому давали в Академии знания об ордерах и пропорциях, было нелегко освоить принципы транспортного планирования, экологии, социологии градостроительства. Еще в рамках подготовки ТЭО Генерального плана Ленинграда 1958 года мне поручили разрабатывать раздел «Ландшафтная организация пригородной зоны». И я начал читать географическую литературу, познакомился с работами В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, книгами по ландшафту Л. С. Берга, учением В. В. Докучаева о почвах. Тема была связана с преобразованием биосферы в ноосферу, и мне предстояло стать переводчиком с научного языка на язык ландшафтного проектирования, пейзажей. Я стал изучать изменения географических ландшафтов в процессе урбанизации и почувствовал, что немного подхожу к истине.

Второй «опыт погружения» мне дал Георгий Щедровицкий с московским философским кружком. Они связали в моем сознании градостроительство с социологией, с проблемами общества, с групповыми потребностями людей. Я с тщательностью стал изучать социологию масс, личности, т. е. опять из биосферы «перешел» в ноосферу. В это же время в Ленпроекте сложилась мощная инженерная группа: Михаил Пиир, Алексей Жуковский и Наум Пальчиков – создатели моделей городских транспортных систем".

Разработка трёх генпланов развития Ленинграда с 1966 по 2004 год, разработка генплана спортивного заповедника «Токсово — Кавголово», генплан посёлка Кузьмоловский, городов Зеленогорска, Сестрорецка, города Пушкина, создание института генерального плана Ленинграда и Ленинградской области, претерпевание последствий его ликвидации и вторичное его воссоздание... 

Валентин Назаров: "Генплан - это документ общественного согласия в сфере градостроительства, имеющий статус закона. Я абсолютно уверен, что такое соглашение должно быть между жителями города, включая, конечно, и власти. Генплан - это своего рода законодательная гарантия, данная сообществом каждому своему члену.... Главное – правильно почувствовать предмет: гений места, людские потребности, философскую подоплеку. Градостроительство – в значительной степени деятельность интуитивная, далеко не только научная".

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!