​Крупнейшее здание Сибири отмечает 70-летие

Крупнейшее здание Сибири 12 мая отмечает 70-летие

В 30-е годы прошлого века Новосибирск, как столица Сибирского округа, стал парадной витриной достижений первых пятилеток советского социализма. Именно здесь перед войной были начаты и в целом реализованы мега-проекты общественных зданий, которые до сих пор поражают своим размахом, цельностью архитектурного облика и смелостью инженерной мысли: железнодорожный вокзал "Новосибирск - главный" и Оперный театр.

Так получилось, что почти день в день с Великой Победой, в мае 1945 года распахнуло свои двери самое крупное и роскошное здание Сибири и Дальнего Востока - Государственный академический театр оперы и балета. Оно навсегда стало центром всего города, и в чем-то задало мощный градостроительный тон всему мегаполису. Путь к тому, что получилось, был очень непростым.

56bb839da407c13b8959964b8fb0db08.jpg

Идея сооружения сомасштабного сибирскому размаху здания возникла ещё в 1925 г. В 1929 г., было решено, что театр будет входить в комплекс Дома науки и культуры (ДНК), состоящий из нескольких зданий, «объединённых единством архитектурного замысла». Начались поиски проекта театра, который «должен был быть свободным от влияния старых форм зодчества», но не должен был быть «каменным ящиком».

В конце 1929 г. московский архитектор А. 3. Гринберг предложил эскизный проект ДНК с театральным залом на 2800 человек, концертным залом на 1135 человек, библиотекой на 400 тыс. томов, радиостудией, радиоцентром, картинной галереей, музеем и рядом НИИ. В августе 1930 г. было окончательно решено строить «совершенно новый» театр по системе «тео-масс», предложенный художником-конструктором Большого театра СССР профессором М. И. Курилко и архитектором Т. Я. Бардтом.

674121b675f9e634544b7ffc6aa71ec2.jpg

Предлагаемый театр должен был удовлетворять следующим условиям: «зритель должен быть окружён товарищами, может их всех видеть и переживать видимое вместе с ними». Зрительный зал должен представлять собой только амфитеатр, без партера, лож и т. п. Он должен иметь «общность с площадкой для действия», без традиционной портальной рампы или тому подобных устройств, потому что зритель должен находиться среди «оформления или действия». Сцена театра должна иметь свободный доступ для зрителя, а также для «массовых действий».

Вместе с тем театр предполагался в проекте и как некий синтез техники и искусства. Были предложены все новейшие электромеханические усовершенствования, известные в то время. Действие могло происходить без антрактов. Это обеспечивалось конвейерной и револьверной зарядкой транспортирующих установок для сце-нического оборудования.

51be8b254f7b19ad1f7a6fb6402cd5e0.jpg

М. И. Курилко предлагал синтетический «сверхмеханизированный» театр планетарного типа, обращаемый по желанию в цирк, для чего партер зрительного зала мог перемещаться на сцену, а на месте партера оставалась цирковая арена, которая, в свою очередь, могла быть трансформирована в бассейн для водных пантомим. Имелась также и глубинная колосниковая сцена, организованная по кольцу и объединённая с круглым зрительным залом большим порталом.

По периметру круглого зрительного зала должно было вращаться кольцо просцениума, уходящее под ряды амфитеатра и выходящее из него перед передними рядами партера. На акустическо-оптической поверхности, подвешенной к куполу зрительного зала, как на экране, предполагалось с помощью кинопроектора Минервина проецировать киноленты в дополнение к сценическому действию. Аппарат Минервина давал проекцию на 360° с новым видом зрелища: движение вперёд, назад, движение, идущее мимо зрителя.

bfcb6166a47c5dcc2dac4236d8e0b0b3.jpg

В итоге А.3. Гринберг осуществил архитектурно-строительную часть проекта по эскизам М. Курилко и Т. Бардта. По этому проекту зал театра имел около трёх тысяч мест и на сцене размещалась тысяча мест. Освещение зрительного зала предполагалось сделать отражающимся от купола, без плафонов, люстр, бра и т. п. 

Помещение под амфитеатром использовалось под устройство двух рядов движущихся круговых платформ (фурок). Поэтому перед зрителем могли появляться «с улицы» автомобили или экипажи, проходящие со «своей» скоростью или при помощи самих фурок с той же скоростью идущих назад.

Сцена театра представляла собой поворотный круг радиусом в 12 м и также заряжалась при помощи фурок. Здание было огромным: объём его составлял 220 тыс. м3, высота в высшей точке достигала 40 м.

6600ea71268fabc8a1132d3f418c3396.jpg

Сложные монолитные железобетонные конструкции здания, его купол диаметром в 55 м поручили разрабатывать Московскому институту «Гипрооргстрой», где группу инженеров-конструкторов возглавил профессор П. Л. Пастернак. В группу вошли профессор В. К. Дмоховский (расчёт фундаментов) и инженер Б. Ф. Матери.

П.Л. Пастернак разработал для театра оригинальную конструкцию монолитного железобетонного гладкого купола, свободно лежащего на опорном железобетонном кольце, опирающемся на стоящие по кругу колонны.

28 августа 1930 г. был отведён участок для строительства театра на центральной площади города с условием обратить главный фасад театра на Красный проспект. Возведение театра было начато 22 мая 1931 г. с заявленной стоимостью строительства в 5-6 млн. рублей.

812eb39a407469ad07fe57e303ffe8fe.jpg

За 3 года были возведены каркас и стены всего сооружения, основные перекрытия и купол над зрительным залом, частично выполнены работы по устройству крыш. Но в ходе проектирования и строительства возникла необходимость в разрешении сложнейших проблем акустики и оптики в театре и одновременно выявилась большая стоимость здания и его оборудования, превышающая 20 млн. рублей. С 1935 г. стали изыскивать пути снижения стоимости строительства и пришли к решению строить театр обычного типа, с выделением левого крыла сцены для радиостудии, а верхних этажей над вестибюлем под музей или картинную галерею.

Одновременно с инженерно-технической и технологической реконструкцией театра начинаются поиски и новой архитектурной выразительности здания (пока внешней). Проект А.3. Гринберга был характерным для архитектуры конструктивизма конца 20-х годов. Несколько механическим было сопоставление чётко выявленных объёмов вестибюльной части, зрительного зала и сце-нической коробки по продольной оси композиции. 

0230188e27257192b3066d532e64817f.jpg

В целом всё же господствовал хорошо выделенный объём зрительной части, перекрытый большим куполом. Никаких декоративных элементов, только гладкие плоскости стен, ленточные окна и балконы, большие стёкла в лестничных клетках, лёгкие портики-козырьки над входами, обнажённая и ясная структура конструкции.

Но такая архитектура уже не могла быть созвучной с новыми понятиями архитектурной эстетики, нарождающимися с начала 30-х годов. И последующее декоративное обогащение архитектуры театра обернулось эклектическим заимствованием или прямым копированием декоративных форм классицистической или античной архитектуры.

6e30db9e48dc624543c8b0fcc88e31c2.jpg

В 1933 году был объявлен конкурс на архитектурное оформление фасада. Требовалось учесть, что это «театр преимущественно историко-героического репертуара... и эта героика, насыщенность пафосом прошлых боев и будущих окончательных побед и завершения стройки социализма должны быть отражены мощностью и мажорностью... Здание из аскетического бедного по своей обработке должно превратиться в центр архитектурного внимания в Новосибирске».

Жюри присудило первую премию проекту Г. П. Гольца, М. П. Парусникова и И. Н. Соболева. В дальнейшем при проектировании здания, которое уже трансформировалось в здание театра традиционной сценической технологии, были приняты некоторые предложения из проекта, когда также предложенного А.Д. Крячковым - мэтром сибирской архитектуры. Например, превращение коридоров фурок в главное фойе; применение ордера во внешней архитектурной композиции здания, который охватил вестибюльную часть и объём зрительного зала, придав зданию иную монументальность и некоторую целостность внешнего вида.

f4fefca7492fd84eb4c517aff41c6b3d.jpg

В результате, проект реконструкции здания театра оперы и балета в Новосибирске разрабатывался в Москве архитектором Б. А. Гордеевым и В. С. Биркенбергом, по которому и было завершено строительство.

После двух конкурсов на «архитектурное оформление» театра (июль и ноябрь 1933 г.) в основу декоративного обогащения архитектуры театра был принят вариант архитектора Б. А. Гордеева. В 1934 г. Б.А. Гордеев уехал в Москву, где работал во 2-й мастерской Моссовета под руководством архитектора В. С. Биркенберга над окончательным проектом театра. Много труда в разработку отдельных элементов здания во время его завершения вложили новосибирские архитекторы – Н. И. Болотин, Б. Д. Дмитриев и др.

035cb39748dbd4b586ee4b50374f3422.jpg

Технический проект реконструкции театра был утверждён в 1936 г. Его зал имел 2200 мест при общей кубатуре в 216 тыс. м3. Этот проект был завершён во 2-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета, руководимой А.В. Щусевым.

По проекту реконструкции к железобетонному своду-оболочке был подвешен на металлических тросах лёгкий деревянный щит-потолок, наращены колонны наружного кольца лестниц амфитеатра и прежней круглой форме зала было придано подковообразное очертание. Коридор фурок под амфитеатром превратился в фойе, а наружные кольца-кулуары отдавались под административно-хозяйственные помещения, буфеты, классы. За счёт освободившихся помещений, ранее предназначенных для сложной механизации театра, устраивались студии радиоцентра. В объёме бывшего «бассейна» расположился зал репетиций.

На всём внешнем и внутреннем оформлении театра лежит «печать» архитектуры 2-й мастерской Моссовета, уже апробированной на столичных зданиях. Квалифицированная в то время как «неоренессансная», эклектическая, архитектура театра была на самом деле далека от этого стиля. Она ближе по духу и формам к симбиозу антично-римского и барочного плана. Некоторая тяжеловесность, преобладание массы и пластики в его декоративном оформлении создают впечатление замкнутости. Остались неосуществленными пандусы на флангах зрительной части театра, а на входном портике так и не были установлены 16 скульптур, венчающих каждую его колонну.

83486cbadc40ed1ce3de8fe7f3fc4fe3.jpg

Архитектурная культура и высокие инженерные достоинства здания сделали его известным в стране. Знаменит и его купол (гладкая оболочка вращения) диаметром 55,5 м, имеющий толщину в среднем всего лишь 8 см. Купол с опорным кольцом у своего основания лежит свободно на круговой балке, которая, в свою очередь, покоится на опорах и связывает между собой внутренние железобетонные стойки радиально расположенных рам кулуаров, окружающих зрительный зал театра.

Между опорным кольцом купола и круговой балкой проложено два слоя оцинкованной стали, смазанной тавотом. Но, к сожалению, красоту самой конструкции увидеть нельзя – она скрыта с внешней стороны металлической «фигурной» кровлей; внутри устроен подвесной плоский потолок с декоративной живописью по холсту, выполненной новосибирскими художниками И. И. Яниным, А. Н. Фокиным, А. М. Ивановым, Н. Г. Якубовским, А. А. Бертиком, О. А. Шереметинской. Лепные работы и скульптуру в театре выполнила скульптор В. Ф. Штейн.
Основные конструкции здания возводились под техническим руководством инженера С. А. Полыгалина.

8149b60dcf9a6da5754c8d005369854d.jpg

Строительство театра – героическая страница труда сибирских строителей. Такие сложнейшие железобетонные конструкции, как купол зрительного зала, выполнялись впервые в Сибири, в суровых климатических условиях, при отсутствии механизации, квалифицированной рабочей силы, при остром дефиците необходимых строительных материалов. Все работы велись вручную, основным транспортом был конный.

В самые тяжелые дни войны, осенью 1942 года, правительство решает завершить сооружение театра. К началу войны не была окончена постройка сценической части, левое крыло было выложено только в кирпиче. Предстояло установить опоры для пола сцены, изготовить и смонтировать все энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но новосибирцы преодолели все трудности. В 1943 г. были завершены основные строительные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г. правительственная комиссия приняла главные помещения театра. Осталось неоконченным левое крыло театра, не была завершена отделка некоторых помещений, однако это не влияло на деятельность театрального коллектива.

da2d41c6b86a78609ad8aa7786ec32fc.jpg

Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным залом-ротондой, имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером знаменитую римскую античную ротонду – Пантеон, диаметр которой равнялся 43 м), с числом кресел в зале 2200. Игровая сцена театра достигала ширины 32 м и высоты до колосников 28 м. Живопись плафона, большая люстра, сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный бархат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые античные скульптуры, производили большое впечатление и создавали праздничное, приподнятое настроение.

Здание не имело дорогой отделки, сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мрамора и другой богатой облицовки, какие можно найти в столичных и европейских театрах, но профессиональный вкус, строгость и простота архитектурных форм, присущих его интерьеру, просторы многих фойе, лестниц, вестибюлей придают ему своеобразие и яркую индивидуальность.

bf8ffca4e1bb5e8385a485d9dd224c54.jpg

По материалам С. Н. и В. С. Баландиных (Новосибирск)

Комментарии