На фоне разговоров об импортозамещении подмосковные промышленники давно заняли уверенные позиции на региональных стройках России, и сегодня рассчитывают на большее.
Например, Евгений Войлов, вице-президент компании «Технониколь» отмечает, что компания работает с 1992 года и нее 40 заводов, 41 страна постоянного присутствия и 65 стран, куда поставляется продукция. К примеру, выборгский завод почти на 80% работает на экспорт, объем производства – более 30 млн кв. м битумных материалов в год. Ежегодный оборот компании – 68 млрд руб.
Один из крупнейших иностранных инвесторов в сегменте стройматериалов России – компания Knauf с начала 90-х построила 13 заводов в России, сумма инвестиций составила 1,4 млрд евро.
Инвестиции в производство компании «Сен-Гобен» в Егорьевске составили около 500 млн руб. Международная компания пришла в Россию в 1993 году и уже открыла здесь восемь заводов, производящих теплоизоляцию, сухие строительные смеси, гипсокартон.
Из иностранных компаний в разное время в Россию и Московскую область помимо французской «Сен-Гобен» пришли датские Danfoss и Rockwool, немецкие Rehau и Knauf и др.
В Московской области производители стройматериалов и сопутствующих изделий дают 23% всех налоговых поступлений в бюджет. «Объем рынка Московского региона (включая Москву) - 1 трлн руб.», – сказал Герман Елянюшкин, заместитель губернатора Подмосковья. Объем отгруженной продукции в прошлом году только по области составил 212 млрд руб.
В столице работает около 90 организаций, которые производят продукцию для стройки и рынка недвижимости (бетон, асфальт, трубы и профили, лифтовое оборудование, кабель, окна, резиновые изделия, плитку и т. д.). В области – более 1000 компаний, из них 209 организаций обеспечивают 85% всего выпуска стройматериалов в регионе.
В Москве объем инвестиций в
основной капитал в отрасль в 2013 г. составил 250 млн руб., в 2014 г. – 336,5
млн руб. В Подмосковье в прошлом году было построено и реконструировано 10
крупных предприятий с объемом инвестиций 10,3 млрд руб.
Компании Московского региона
совокупно производят 85% всех строительных материалов, потребляемых
девелоперами на этой же территории, отмечает Елянюшкин. В целом при возведении
недвижимости на 88% используются отечественные материалы, а доля импортных
составляет 12%, добавляет Александр Ручьев, президент ГК «Мортон».
Важный фактор импортозамещения - девальвация рубля, которая приводит к «автоматическому импортозамещению», как выразился президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин: «Раньше мы использовали китайскую плитку, которая была дешевле уральской. Сейчас отечественная стала дешевле, мы перешли на нее».
На юге России доля турецких поставщиков теплоизоляции доходила до 25%, сейчас их продукцию полностью заместили материалы российского производства, поделился Олег Дорин, директор бизнес-подразделения «Теплоизоляция» компании «Сен-Гобен».
По ряду позиций доля иностранных материалов приближается к нулю. Так, по рулонным материалам доля импорта – 0,2%, подсчитали в «Технониколь». В сегменте каменной ваты, композитной и гибкой черепицы и проч. – 1–3%.
В Россию продолжает импортироваться только незначительная доля высокотехнологичных продуктов, предназначенных для узких сегментов рынка, а также уникальные виды товаров, например, индустриальные и полимерные полы, высокотехнологичное стекло (электрохромное), различные виды пластиков и пленок.
Зарубежные компании, которые уже давно работают в России, позитивно оценивают перспективы своего бизнеса. Так, Knauf Insulation пока продает лишь материалы, но думает над производством и продажей готовых конструктивных элементов, так как потребление энергоэффективных материалов в пересчете на человека в России в 4 раза ниже, чем в Германии, Дании, Финляндии, поэтому у рынка теплоизоляции хорошие перспективы.
«Технониколь» строит в России шесть заводов в Ростове-на-Дону, Хабаровске, Челябинске, Санкт-Петербурге и Рязани. Общий объем вложений – около 7 млрд руб.
Застройщики и сами изыскивают средства экономии. «Мортон» еще в конце прошлого года ввел в строй ДСК «Град». Девелоперу удалось снизить себестоимость на 15%.
Компания «ГВСУ центр» провела модернизацию трех промпредприятий в Можайске, Балашихе и Серпухове, вложив более 2,3 млрд руб., в результате чего объем производства вырос в 2 раза, а производительность труда – в 6 раз. В ближайшие пять лет компания планирует вложить еще 3 млрд руб., чтобы выпускать любые серии домов «без существенных затрат» и «по очень конкурентным ценам».
Производители стройматериалов тоже работают над себестоимостью. Так, у «Технониколи» разница с западными аналогами (без учета декабрьской девальвации рубля) – 30–50%. У компании Danfoss – от 10% (на системы индивидуального учета потребления) до 30% (ПО для управления тепловыми пунктами).
У Серпуховского
лифтостроительного завода цена за лифт на 6000–9000 евро ниже европейских
аналогов. А с учетом девальвации стоимость российских материалов автоматически
стала в 2–2,5 раза меньше европейской. Это позволяет задуматься об экспорте.
Как хороший вариант развития
производители рассматривают выход на рынки Турции, Китая, Европы. Российское
подразделение Knauf Insulation уже имеет опыт экспорта - два года назад
компания была самым крупным поставщиком теплоизоляции в... Австралии.
Совместное предприятие ГК «Мортон» с Роснано – «Гален» производит композитные материалы, в первую очередь базальто-пластиковую арматуру, крепежные элементы. Более 50% продукции поставляется на экспорт. Нынешний небольшой оборот – около 450 млн руб. – планируют за год-полтора увеличить до 1 млрд руб. Есть планы по созданию в Индии передового ДСК.
У ЛСР экспорт кирпичей только за I квартал 2015 г. в 13 раз превысил объем за весь прошлый год. Причина – в проведении в Казахстане Expo-2017, где ведется активное строительство. По словам управляющего Айдара Акберова, завод «ЛСР. Стеновые-М» обеспечен казахстанскими заказами на два года вперед.
По материалам Светланы Даниловой
Комментарии (0)