Нужны ли знания по строительным материалам строителям с высшим профессиональным образованием?

В строительных вузах наблюдается систематическое уменьшение объема преподавания курса «Строительные материалы» в непрерывно оптимизируемых государственных образовательных стандартах, программах и учебных планах подготовки бакалавров и магистров по направлению 08.03.01 «Строительство». И это не позволяет убежденно положительно ответить на вопрос – считают ли составители этих программ и учебных планов, что строителям с высшим образованием нужны знания по строительным материалам.

adea29e0e7c167c806a2f02fe2174368.jpg

Учебные программы по подготовке инженеров-строителей 30-х и 40-х годов прошлого века включали преподавание курса «Строительные материалы» в течение 2-х лет по 8 часов в неделю.

В 1991-ом году один из сотрудников фирмы «Эппле» рассказывал, что и в 90-х годах прошлого века в Мюнхенском политехническом университете он изучал курс «Строительные материалы» в течение 2-х лет в таком же объеме, обучаясь по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Наверное, это правильно, ведь стоимость зданий и сооружений на 60 процентов и более состоит из стоимости строительных материалов.

А что в наших современных учебных планах, в частности, в примерном учебном плане подготовки бакалавров по направлению 270800.62 «Строительство», утвержденном Президиумом Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в строительстве в 2013 году?

Приведем примеры распределения объема преподавания только отдельных дисциплин, в часах: иностранный язык – 324, математика – 432, физика – 216, механика – 396, инженерные системы зданий и сооружений – 324, сопротивление материалов и строительная механика – 432, а строительные материалы – 144 .

При этом надо иметь в виду, что изучение математики, иностранного языка, истории и физики ведется в течение 5-6 лет в общеобразовательной школе. Что имеем в итоге? Подавляющее, а точнее абсолютное большинство выпускников вузов, работающих на производстве, не владеют иностранным языком, не используют в своей трудовой деятельности результаты углубленного изучения математики, физики и механики. На этом фоне составители государственных образовательных стандартов и учебных планов по подготовке строителей с высшим образованием, очевидно, считают необязательными знания и по строительным материалам.

Из этих 144 часов, предусмотренных для курса «Строительные материалы» по большинству профилей подготовки вузов часто урезаются с выделением на лекции 16-18 часов и столько же или меньше на лабораторные и практические занятия. В одном из вузов проектом учебного плана предусмотрено для всех профилей подготовки бакалавров 8 часов на лабораторные работы. Но ведь надо студентов научить своими руками определить общие свойства материалов, марки цемента и строительного гипса, сорта извести, свойства битумов, марку кирпича и раствора, марку и класс бетона, свойства лакокрасочных материалов. Может быть строителям с высшим образованием этого не нужно уметь и знать?

Ни в одном учебном плане по всем профилям подготовки не рассматриваются вопросы свойств долговечности, коррозионной, температурной стойкости материалов конструкции зданий и сооружений. При значительных объемах часов дисциплин по выбору студентов в вузах практически не включаются дисциплины, связанные с углубленным изучением на сегодня очень широкой номенклатуры строительных материалов и их эксплуатационных свойств.

Для большинства профилей подготовки, кроме технологов, не предусматриваются дисциплины по строительному материаловедению, посвященные: природным каменным материалам, материалам на основе минеральных расплавов, вяжущим, бетоноведению, минеральным и химическим добавкам в бетоны и растворы, сухим строительным смесям, гидроизоляционным, теплоизоляционным и акустическим материалам, материалам для химической защиты изделий и конструкций, стеновым и отделочным материалам.

Представляются, что для того, чтобы получить профессиональное образование не лишним было бы введение дисциплин для профилей: промышленное и гражданское строительство – бетоноведение, химические минеральные добавки в бетоны и растворы, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы, химическая защита строительных изделий и конструкций; гидротехнические строительство – бетоны для ГТС, гидроизоляционные материалы; городское строительство, и техническая эксплуатация объектов ЖКХ - гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы, материалы для химической и огневой защиты городских зданий и сооружений и объектов жилищно-коммунального хозяйства; теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и водоотведение – теплоизоляционные и гидроизоляционные материалы, материалы для химической защиты систем отопления, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и вентиляции; автомобильные дороги, аэродромы – бетоноведение, химические и минеральные добавки в асфальтовые и цементные бетоны; экспертиза и управление недвижимостью, проектирование зданий и сооружений – номенклатура, свойства и долговечность строительных материалов; производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций – стойкость строительных материалов при воздействии различных строительных материалов. 

Разумеется, что могут быть предложены и другие дисциплины из области строительного материаловедения.

Пренебрежение уровнем знаний по строительному материаловедению у строителей с высшим образованием привело к тому, что в отдельных вузах перестали существовать самостоятельные кафедры «Строительные материалы». В определенной мере это ведет к деградации высшего строительного образования. И это наблюдается даже при подготовке отдельных, скорее как исключительно редких специалистов высшей квалификации кандидатов и докторов наук строительных специальностей.

Например, соискатель, представивший кандидатскую диссертацию по специальности «Строительные материалы и изделия», не смог удовлетворительно ответить на вопросы: «Что является сырьем для производства цемента?», «Сколько весит один метр кубической древесины?», «Какова плотность стали?». Доктор наук по одной из строительных специальностей возмущенно задавал вопрос: «Почему Вы в цемент вводите молотый кирпич, ведь это же глина?». Не мешало бы знать, что керамика это уже не глина. Молотый кирпич добавляли к извести строители еще до нашей эры с целью повышения прочности и водостойкости материалов на ее основе.

В порядке выполнения требований государственных стандартов в части унификации знаний всех профилей подготовки специалистов по направлению 08.03.01 «Строительство» вводится в учебные планы все более расширяющийся перечень однотипных дисциплин. Например: для технологов наравне с другим и необходимым явилось изучение дисциплины «Механика грунтов», включенный в их учебный план. Разве это не является абсурдным.

Можно было бы понять, если бы для них была введена дисциплина «Грунтоведение» с изучением химического, минерального и гранулометрического состава грунтов и примесей солей и оксидов металлов в них с тем, чтобы изучать коррозионную и биологическую стойкость в них различных материалов.

За последние годы сменилось несколько поколений государственных образовательных стандартов, разработанных Минобрнауки РФ. Вузы не успевают перерабатывать учебные планы и программы дисциплин, выполняя постоянно меняющуюся их требования. Последний зарегистрирован в Минюсте России 7-го апреля 2015 года. Но это не последний. Недавно по программе центрального телевидения обсуждались планы разработки государственных образовательных стандартов на основе учета требований работодателей. Каких работодателей? Ну, конечно, руководства созданного во второй половине 2015 года Минстроя РФ. 

Но профессионализм этого руководства признается чрезвычайно низким в Открытом письме Президенту РФ В.В.Путину «Ассоциации Инженерные изыскания в строительстве», опубликованном 17-го июня сего года в газетах «Известия» и «КоммерсантЪ». Тогда может быть учесть рекомендации руководства региональных министерств архитектуры, строительства и ЖКХ. Но известно, что не так давно один из региональных министров заявил, что на третий год он начал отличать керамический кирпич от силикатного. И он даже не обязан этого знать, так как достаточно, если это знает один из его заместителей.

В Германии на упомянутой уже фирме, ее руководитель с сожалением говорил, что его сын наследует его фирму, может стать его хозяином, но по законам ФРГ он не имеет право руководить фирмой, так как не имеет базового образования. Так обеспечивается защита деятельности даже частных предприятий от непрофессиональных руководителей на государственном уровне. Конечно большинство наших руководителей государственного и частного управления строительной отраслью, предприятиями и организациями являются настоящими профессионалами и их рекомендации по формированию государственных образовательных стандартов и учебных планов, безусловно, необходимо учесть. 

Но наиболее правильным при разработке государственных образовательных стандартов и учебных планов по профилям подготовки строителей с высшим образованием был бы учесть при этом рекомендации и работников вузов и членов Российской академии архитектуры и строительных наук, и соответствующих учебных планов вузов других технически развитых стран. Но сделать это целесообразно с обсуждением подобных рекомендаций в центральной печати. В связи с этим целесообразно организация в печати широкой дискуссии по формированию государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ дисциплин по подготовке строителей с высшим строительным образованием.

Комментарии