Жизнь с маркировкой «ЭКО».​ Инновации, способные защитить планету

На Западе экологические стандарты в строительстве и архитектуре используются достаточно давно. В Европе «зеленый» тренд зародился еще в 80-х годах, а сегодня он охватывает практически все сферы экономики и социальной жизни: инфраструктуру, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Экологическая тематика прочно обосновалась на мировой политической арене.

beee7e0065c729c7bdfa0506be25c8d9.jpg

В России же экологический тренд - относительно молодое направление. В современном виде общественное экологическое движение возникло в 90-х годах, и сегодня оно находится еще на этапе становления и развития. В настоящий момент в России уже существует ряд некоммерческих организаций и объединений, занимающихся вопросами защиты окружающей среды. Тем не менее, они еще не обрели повсеместной популярности и не укрепили собственные позиции в повестке дня.

Что касается бизнес-среды, то ей во многом еще предстоит перенять успешный опыт западных коллег в области энергосбережения и экологической безопасности производства, а также развивать собственные экотехнологии.

Экотехнологии на практике

Многие западные технологии постепенно адаптируются и к условиям российского рынка. Так, например, компания «профайн РУС» уже более 10 лет использует в производстве «зеленую» рецептуру greenline, отказавшись от токсических соединений свинца, заменив их на экологически безопасные стабилизаторы на основе кальция и цинка. Подобные соединения используются и при производстве пищевого пластика, что свидетельствует в пользу их безопасности. Таким образом, оконные профили, изготовленные по рецептуре greenline, соответствуют высоким экологическим стандартам и не наносят вред окружающей среде как в процессе производства, так и при утилизации.

Появление экологических стандартов в сфере производства – тоже относительно новое явление для российского бизнеса. Первой и пока единственной системой экологической сертификацией в России стала программа «Листок жизни», признанная также и международным экспертным сообществом. Основанная в 2001 году некоммерческим партнерством «Экологический союз», экомаркировка «Листок жизни» - первая и единственная в России система добровольной экологической сертификации I типа международного уровня – член Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN).

Компания «профайн РУС» стала первым производителем ПВХ - профилей, который успешно прошел сертификацию и получил сертификат «Листок жизни». В рамках сертификации были проведены лабораторные исследования профильных систем KBE и TROCAL и изучены производственные процессы на заводе «профайн РУС» в Воскресенске. Помимо этого, представители Экосоюза оценивали рациональность использования природных ресурсов и технологии очистки выбросов загрязняющих веществ в воздух.

По итогам экологического аудита, Экосоюз выдал разрешение на использование экомаркировки «Листок жизни». Она гарантирует, что производство и продукция «профайн РУС» являются безопасными для здоровья человека и окружающей среды. Экологический сертификат выдается на три года, и в течение всего этого времени производитель обязан совершенствовать все этапы производства, чтобы соответствовать требованиям стандарта.

Разумеется, внедрение такого рода инноваций в производство – весомые затраты для компаний. Но в итоге, вложения оправдывают себя и позволяют бизнесу более уверенно чувствовать себя в конкурентной среде.

c9ed7ce8106b3b3376c4d38dc76578fe.jpg

«Зеленым» технологиям – зеленый свет?

В Европе основной драйвер экостроительства и «зеленых» технологий – правительство, отвечающее за соответствующие законопроекты, государственные стандарты и нормативы в области экологии и энергосбережения. Что касается России, то сейчас базовыми регламентами в области экологии и экостроительствапринято считать Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости».

С одной стороны, подобные стандарты устанавливают достаточно высокую планку требований для промышленных компаний. С другой - принятых мер все еще недостаточно для того, чтобы экотехнологии использовались повсеместно. Возможно, свою роль играет неосведомленность большинства игроков строительного рынка об инновационных технологиях в области экологии и энергосбережения. Кроме того, современные экологические нормативы носят рекомендательный характер, что, в свою очередь, тормозит развитие сферы экологической безопасности в России.

Популяризации «зеленого» тренды способствуют и различные некоммерческие организации, например, Совет по Экологическому строительству или Экологический союз. Они отвечают не только за разработку экологических инициатив, но и выполняют просветительскую функцию, демонстрируя обычным людям важность сохранения экологии для будущих поколений.

Экобезопасность в повседневной жизни

За последние несколько лет экологическая безопасность продукции стала одним из ключевых факторов выбора для потребителей. Ответственность за будущее планеты, забота об окружающей среде и собственном здоровье со стороны потребителей объясняют возрастающий интерес к «зеленым» технологиям. На полках магазинов все чаще встречаются товары с маркировкой «эко» или «био», а биоразлагаемые пакеты и упаковки продукции используются практически повсеместно.

Очевидно, что для покупателей важна не только экологическая безопасность продукции, но и ее ценовая политика. Себестоимость экотоваров несколько выше: в первую очередь, за счет затрат на внедрения новых технологий в производство. Тем не менее, сегмент потребителей, ориентированных на экологическую продукцию, готов переплачивать 10-20% процентов от стоимости товара за его экологическую составляющую.

Особенное значение вопрос цены имеет для строительной сферы, где большинство «зеленых» проектов принадлежат премиальному сектору. Экостроительство включает в себя жесткие стандарты энергоэффективности, использование высокотехнологичных материалов, что и предусматривает, в конечном счете, высокую цену на такого рода здания.

Тем не менее, частично экотехнологии проникают и в сегмент доступного жилья. Так, например, партнеры «профайн РУС» используют экологичность и энергоэффекивность продукции компании, позиционируя их в качестве значительного конкурентного преимущества. Кроме того, ценовая политика компании осталась неизменной даже после получения сертификата «Листок жизни»: это позволяет покупателям выбирать экологически безопасную продукцию, при этом не выходя за рамки запланированного бюджета.

Возможно ли повсеместное использование «зеленых» технологий на российском рынке? Скорее всего, с увеличением количества игроков на экостроительном рынке и ростом конкуренции стоимость таких проектов будет постепенно снижаться, способствуя и росту спроса на экожилье. Тем не менее, чтобы экобезопасность стала стандартом качества, необходимы серьезные преобразования. В первую очередь,бизнес должен стать более ответственным, внедряя на практике мировые экологические инициативы и побуждая государственные структуры решать насущные природоохранные проблемы.

9a56d30708ec58ab8f143cd81d78c9bf.jpg

Комментарии