Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Наличная история

На фото: наличники из Ярославской области и Удмуртии

Мы возвращаемся к теме смыслового наполнения здания символами и знаками, то, что может сделать его незабываемым и привлекательным объектом, полного зашифрованной и не очень тайной информации.

В русской архитектуре есть удивительное явление, которое выделяет его на фоне всего архитектурного наследия мира - деревянное зодчество и непременная часть его - наличники.

Теорий их происхождения много. Базовых можно выделить четыре.

a0024b78fc9c5c8bb1c0ae7c9bace0ef.jpg

Языческая
Суть теории: Традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак — обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение.

Наделяя чудодейственными магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их прежде всего в обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и осадков. Эта теория очень хорошо раскрыта в книгах советского археолога, историка, академика РАН Бориса Александровича Рыбакова — «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси».

Практически любой источник развивающий языческую теорию происхождения домовой резьбы, будет в той или иной степени повторять книги Рыбакова. В своих книгах Борис Александрович так описывает её: в Древней Руси домовая резьба прежде всего использовалась для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал.

Существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо.

Резной орнамент — набор наиболее устойчивых символов, знаков — так называемый «овеществлённый» миф.

Европейская

Вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне. Сторонники этой теории связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением победоносной армии из Франции после победы над Наполеоновской армией в начале XIX века. Множество солдат прошло через всю Европу и многие из них были в Париже и других крупных городах того времени.

Вернувшись, «русский мужик» решил воплотить увиденное на родине. Но поскольку камня на Руси как не было так и нет, то дома стали украшать деревянными резными наличниками, накладными балясинами и множеством других, действительно очень характерных для каменной архитектуры деталей. Сторонники этой теории указывают также на книги, содержащие большое число иллюстраций, в частности на библию Пискатора, которая появилась в Европе в XVII веке и оказала огромное влияние на всю русскую культуру — от резчиков по дереву до иконописцев.

Эта теория в частности упоминается в книге Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву», вышедшей в 1934-м году (и переизданной в 2000-м). Неудивительно, что эта мысль находит своих сторонников и по сей день. Вот например, если рассмотреть хорошо сохранившийся наличник Тюмени, образца XIX века, то можно заметить, что его детали и действительно больше характерны для каменной архитектуры, нежели для деревянной.

Да и полуколонны, волюты и многие подобные элементы встречаются в домовой резьбе настолько часто, что игнорировать их просто невозможно. Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас невозможно и догадаться, что наличники это не исконно русская традиция.

3b9b124f7be1e64db0cd190bcca8e86e.jpg

Корабельная

Эта теория предполагает, что вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Но с середины XIX века, когда на Волгу пришло промышленное судоходство и металлические корабли, а услуги мастеров перестали пользоваться популярностью — он расцвел с небывалой силой.

И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы. Здесь же и встречаются сказочные (и невиданные в других регионах) фантастические фараонки, берегини-русалки, сирины, львы и другие звери. И немудрено — ведь вся эта символика перекочевала на стены и наличники жилых домов непосредственно с кораблей.

И несла она кстати ту же функцию, что и на бортах кораблей — все эти волшебные существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире.

Церковная

Суть теории в том, что вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Эта теория упомянута в книге Александра Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Автор очень хорошо и в нескольких штрихах описывает эту теорию. «В этой (храмовой) резьбе, по существу заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы.

Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущи по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов.

Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ». Этой логике нельзя не удивиться. Тем более, что факты говорят сами за себя — когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот. Да и сами наличники — разве не похожи они на оклады для иконостаса?

401f3e9a240dbb594f9d00e1005524d7.jpg

В целом, отметим, что оконные наличники, очевидно, появились не одновременно на всей территории распространения.
Так известно, что например на Урале, наличники, как отдельно изготавливаемый элемент конструкции оконного обрамления, появились в убранстве крестьянских домов лишь в 50-е годы XIX века. При том, что например в Костромской области и в Иркутске они были известны еще в конце XVIII века

Функционально, первые наличники нужны были, чтобы обеспечить крепление ставни и прикрыть швы между оконной колодой и бревенчатой стеной.

Многие исследователи указывают, что первые наличники не имели осевой симметрии и украшались геометрическим орнаментом, зачастую имеющим ярусное построение, однако уже скоро (для Новгородской, Владимирской и например Костромской областей — еще в XVIII веке, а для Урала — к середине XVIII века) на лобовой доске наличника часто начинает появляться декоративный элемент в виде полусолнца.

В центральной же части страны уже тогда существовало разделение регионов по специализациям. Верхнее Поволжье, Владимирская область и село Якушево, (сейчас это район Вязников и Гороховца), село Аргуново и многие другие города и сёла уже имели свои традиции деревянного зодчества.

Тут уместно вспомнить, что на Урале и дальше на восток — в Сибири, так и не получила распространения пропильная резьба, всплеск интереса которой наблюдался в центральной части страны.

Дело в том, что вторая половина XIX века — это бурное развитие фабрик, и соответственно повышенный спрос на дерево. Сохранились документы рассказывающие, что «…текстильные фабриканты скупили весь дворянский лес повсюду, вплость до костромского берега Волги и подняли его цену за десять лет на 450%».

91410d081fbf5f96d45c75f31888e35b.jpg

Естественно, что такой дорогой материал себе уже могли позволить не все, и на отделочные работы, как правило, шел самый тонкий лес. При этом выполнять резьбу в ранее распространенной, рельефной технике резьбы было практически невозможно. Сам характер материала подсказывал подходящую технику его обработки — доска пропиливалась насквозь, что было просто и не требовало больших затрат труда.

Повсеместному переходу плотников к пропильной резьбе способствовало и дальнейшее совершенствование и внедрение в строительную практику широкого ассортимента ручных пил, которые становились достоянием большинства мастеров. Из вспомогательных они превращались в основной инструмент резчика.

За Уралом же, несмотря на приход новых инструментов, дефицита леса не было. Поэтому и скачкового перехода к пропильной резьбе так и не случилось, благодаря чему, зауральские наличники как бы остановились к этому моменту в своем развитии, и сохранили на себе печать той резьбы, которой в центральной России уже давно никто не видал.

Можно сказать, что если XIX век, век прорыва инструментов, подарил нам пропильную резьбу и возможность наслаждаться кружевом в дереве, век XX существенно удешевил эту технологию, то в веке XXI уже не важно как делается наличник – доступны все способы вплоть до лазерных плоттеров, зато теперь законодателями стали материалы покрытия — лаки и пропитки, позволяющие не скрывать, как раньше, дерево, а показать его во всей красе. Показать контраст разных пород дерева.

Причем соблазн сохранить природную красоту дерева настолько велик, что даже восстанавливая утраченные раньше наличники, резчики не красят его краской (зеленой, как было бы в случае полного восстановления наличника на последней фотографии), а против всех правил реконструкции сохраняют его деревянным.

Комментарии