Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Страсти № 214-ФЗ

Нет пределов совершенству. А в законодательстве это перманентный процесс. Для политически важного закона о долевом строительстве № 214-ФЗ – стремление к идеалу вообще аксиома.

dd064172c8548553f60b3c12fb293181.jpg

Итак, чем может аукнуться новая модернизация закона? Напомним, в 214-ФЗ предлагается ввести такую схему: между покупателем, банком и застройщиком заключается трехсторонний договор, по которому средства дольщиков направляются на специальный счет в банке, а оттуда – на конкретный объект. 

Следить за тем, чтобы деньги тратились исключительно на эту стройку, будет сам банк. На него же и лягут соответствующие риски: в случае банкротства девелопера деньги дольщикам будет возвращать кредитная организация. Вопрос возникает сразу – во что придется превратиться банкам, чтобы квалифицированно отслеживать траты на строительном объекте, который всегда являлся аналогом черной дыры. И какой штат экспертов необходим банкам для исполнения новых для себя функций? Эдак недолго, и банки высосут со строек весь толковый ИТР под новые нужды. А кто останется управлять самой стройкой?

На тему возможным преобразований высказалась первый заместитель генерального директора компании «НДВ-Недвижимость» Яна Сосорева. По ее мнению, даже умеренная модернизация 214-ФЗ может привести к встряске рынка: его участникам придется пережидать переходный период и отладку процессов, что чревато финансовыми и иными потерями.

«При этом отметим, что пока еще не до конца ясно, какой именно будет процедура сделки, как будет осуществляться контроль, смогут ли застройщики привлекать всю сумму денег, отчисляемых на специальный счет? — рассуждает Яна Сосорева. — Власти обсуждали вариант с предоплатой, а в этом случае застройщики смогут привлекать только часть денег от дольщиков на ранних стадиях и будут нуждаться в дополнительных источниках финансирования. Вместе с этим проектное финансирование дорого, и только некоторые компании могут строить на свои деньги. Как результат, за этим последует снижение объемов предложения, передел рынка и повышение цен. Покупатели могут быть лишены инвестиционно выгодных цен, которые бывают на начальных стадиях строительства. Добавим к этому и стоимость банковских услуг, которая ляжет на плечи застройщиков и, соответственно, самих покупателей».

Также, по мнению эксперта, не исключено, что на рынке будут практиковаться иные схемы реализации жилья, в результате которых в вопросе появления обманутых дольщиков не будет поставлена точка. Тонкое замечание, потому что любопытно – а о каком количестве застройщиков в стране идет речь, которые придерживаются норм 214-ФЗ?

Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) приводит следующую статистику. На данный момент в стране работает 3486 компаний-застройщиков. Из них 17% - полностью информационно закрыты, то есть, в открытых источниках об этих компаниях нет никакой информации. Еще 5% компаний агентства, являются частично закрытыми. И только 28,4% застройщиков полностью информационно открыты, раскрывая о себе всю информацию, согласно закону 214-ФЗ.

Дальше – глубже. РАСК проанализировал «открытых» застройщиков, распределив их открытость по категориям. Высшую оценку (категория А) получили всего четыре (!) застройщика. Они публикуют о себе не только ту информацию, которую требует от них законодательство, но и дополнительные документы, позволяющие судить об уровне их благонадежности.

Ситуацию прокомментировала заместитель министра строительства Наталья Антипина: «Нас не устраивает, что сегодня нет стандартов открытости. Нет официальной формы проектной декларации, и каждый застройщик указывает то, что ему хочется. Нужно поддерживать тех застройщиков, которые готовы открываться так, как это удобно и потребителям, и банкам, и страховым компаниям».

В этой связи Минстрой подготовил законопроект, направленный на повышение информационной открытости застройщиков жилья и защиты прав участников долевого строительства, который уже осенью может быть внесён в правительство. В него будут внесены поправки, касающиеся независимого рейтингования застройщиков, что может оказаться полезным для участников долевого строительства.

Комментарии