О настоящем и будущем московского метро рассказывает главный архитектор «Метрогипротранса»
Московское метро, хоть
и не является самым первым в мире, но по праву считается наиболее красивым. В
отличие от аналогов, оно представляет собой не просто транспортную систему, а
настоящий подземный город со своими памятными местами, районами. Но если город
проектируют и строят разные компании, то метрополитеном вот уже 70 лет заведует
одна организация — Государственный проектно-изыскательский институт "Метрогипротранс".
С каждым годом сфера влияния ГПИИ увеличивается, поскольку развивается и
находящийся в его ведении вид транспорта.
О
настоящем и будущем московского метро рассказывает главный архитектор
"Метрогипротранса" Николай Шумаков.
Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, о новых
разработках института.
—
Окончилось многолетнее строительство и открылись два уникальных объекта:
станции "Воробьевы горы" и "Бульвар Дмитрия Донского".
"Парк Победы" пущен в эксплуатацию 6 мая, а к концу года войдет в
строй участок Бутовской линии с пятью станциями.От долгожданного "Парка
Победы" пойдут две ветки: одна - вверх (со станциями "Минская",
"Славянский бульвар", "Строгино", "Волоколамская",
"Митино"), другая - вниз, к Олимпийской деревне, где соединится с
линией, которая направится в Солнцево.
Ее мы планируем пустить в 2005 году от "Юго-Западной" до Ново-Переделкино. Кроме того, строится (правда, довольно медленно) центральный участок Люблинской линии со станциями "Сретенский бульвар" и "Трубная".

Вы с таким энтузиазмом говорите о будущих линиях.
Неужели их удастся открыть хотя бы в ближайшие 10 лет?
- Если
бы три года назад Вы задали мне подобный вопрос, я ответил бы, что это
абсолютно невозможно. Но теперь, когда появилось стабильное финансирование от
московского правительства, а главное, стала меняться концепция развития метрополитена, я
с уверенностью могу сказать, что все проекты реальны, у нас огромные планы, и
мы их реализуем.
Как изменилась концепция развития?
— У
традиционного метрополитена, довольно тяжелого и громоздкого, появились
"младшие братья и сестры" — легкое метро, мини-метро, монорельс. На
окраинах мы планируем развивать именно легкое метро. Оно более чем в три раза
дешевле традиционного, сроки проектирования и строительства, в отличие от
обычного, где исследуется каждый метр подземного пространства, меньше в пять
раз. Если бы Бутовскую линию мы строили по привычной технологии,то открыли бы
ее только в 2010 году. Широкое внедрение этого вида транспорта в ближайшее
время позволит решить проблему метро в периферийных районах столицы. Ведь в
настоящее время не хватает минимум 150 км пути метрополитена.
Каковы особенности легкого, мини-метро и
монорельса?
—
Легкое метро потому называется легким, что проходит над землей, по эстакадам,
примерно на высоте 7 м. Оно почти бесшумно, пути кажутся невесомыми. Вестибюли
располагаются на поверхности земли, платформы, перекрытые легкими
металлоконструкциями, — на эстакадах. Бутовская линия начнется с подземной
станции "Улица Старокачаловская", с которой можно будет пересесть на
действующую линию традиционного метро — станцию "Бульвар Дмитрия
Донского". Далее путь выйдет на поверхность земли, поднимется на эстакады
и пройдет через Южное Бутово до Новокурьяново. Длина линии — 8,6 км, а
расстояние между станциями составит около километра. Мини-метро больше
напоминает традиционный метрополитен, однако отличается компактностью и
маневренностью подвижного состава.
Последний
сможет идти и по обычным рельсам (то есть по уже существующим веткам), но
диаметр тоннеля для него намного меньше — не 5,3 м, а 4 м. Поэтому мини-метро можно прокладывать в сложных,
труднодоступных участках, к тому же строительство его обходится довольно
дешево. Первая ветка пройдет от "Киевской" до "Москва-Сити".
Монорельс
— принципиально иная система с маленькими вагонами, скользящими по одному
рельсу. Мы стали проектировать его совсем недавно и в конце года откроем ветку
"Тимирязевская" — "ВДНХ" с шестью станциями, которая ранее
планировалась как "Тимирязевская" — "Ботанический
сад" с девятью станциями.
В советскую эпоху идеология партии воздействовала
на все области искусства. Сегодня ситуация изменилась,и мы стремимся к
тому, чтобы на образное решение зданий не влиял никто, кроме
архитекторов. На что ориентируются сотрудники "Метрогипротранса"?
— В
1935 году, когда построили первый перегон, в архитектуре заканчивался период
конструктивизма, в какой-то мере повлиявший на стиль
Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) ветки, которая оказалась не такой
роскошной, как последующие. В конкурсе на ее проект принимал участие
молодой Алексей Душкин. Он создал архитектурное решение станции "Дворец Советов"
("Кропоткинская"), откровенно перефразировав известный храм Амона в
Карнаке с колоннами, подобными цветку лотоса. На согласовании проекта
комиссия была недовольна появлением "дворцовой" архитектуры, однако
Душкин ловко парировал: "У них дворцы для фараонов, а у нас — для
народа". С тех пор метрополитен у нас так и назывался.
Потом
стал расцветать "сталинский ампир", и вот тут-то архитекторы и
художники дали волю фантазии. Кольцевая линия — апофеоз пышности. В конце
1950-х годов архитекторы были обвинены в подрыве экономики страны. Активно
началась борьба с "излишествами": со всех проектируемых и уже построенных зданий
срезались и сколачивались декоративные элементы. То время оставило в
метрополитене безликую архитектуру Филевской линии, участков
Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Можно
сказать, что мы возвращаемся к истокам, поддерживая и укрепляя позиции 1930-х
годов в стилевом, технологическом и эмоциональном преломлении сегодняшнего дня.
От чего зависит архитектурное решение той или иной
станции?
—
Прежде всего, от местоположения в городе. Очень важно в подземном пространстве
без окон и дверей создать яркий, запоминающийся образ, который
будет соответствовать месту и моментально вызовет у пассажира определенные
ассоциации, поможет ему сориентироваться в пространстве. С этой точки зрения
удачен станционный комплекс "Парк Победы". Он представляет собой две
параллельные платформы (как "Китай-город" и
"Третьяковская"), посвященные соответственно победе русского народа в
войнах 1812 и 1941—1945 годов.
При выборе стиля исходили из того, что 1812 год — расцвет московского классицизма, а 1945 год — расцвет "сталинского "ампира", по сути, того же классицизма. Получилось два классически оформленных зала — нарядных, торжественных. Мрамор, классические карнизы, красные и белые цвета, все пространство красочное, насыщенное светом, в торцах каждого помещения — панно Зураба Церетели.
Источник: Екатерина Фруктова
Публикуется
с сокращениями с разрешения редакции журнала «СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ», №4 (47) 2003.
Комментарии (0)