Сакральный талант, который «рвался» в облака и «закопался» в землю

Характеризуя, таким образом, творческую деятельность советского архитектора Алексея Николаевича Душкина студенты архитектурных транспортных или строительных вузов автоматически приобретают страховую гарантию на положительную оценку своих знаний даже у самых въедливых преподавателей.

48a224f59ba6414e7c4b80a47619bfb8.jpgДушкин Алексей Николаевич24 декабря 1904 года – 8 октября 1977 года. Архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Окончил Харьковский строительный институт (1930). С 1947 преподавал в Московском архитектурном институте (с 1966 - профессор). Принимал участие во многих архитектурных конкурсах, в том числе на проект Дворца Советов (1932-1933), Дома Радио (1933). Отдавал предпочтение простым, строгим формам, иногда с использованием мотивов древнеримской архитектуры, что особенно сказалось в облике построенных по его проектам станций метрополитена «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Маяковская», «Автозаводская», «Новослободская». По проектам Душкина сооружены высотное здание у Красных ворот (1953, с Б.С. Мезенцевым); универмаг «Детский мир» на Лубянской площади (1953-1957, с соавторами); надгробия Л.А. Фотиевой (скульптор Г.М. Огнев) и С.М. Эйзенштейна (скульптор Г.В. Нерода) на Новодевичьем кладбище. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1949). 

Корифеи отечественной и мировой архитектуры, причислившие А.Н. Душкина к ареопагу 100 великих архитекторов мира, отмечают многогранность его творческой деятельности. Безусловно это и новаторский подход к архитектуре подземных сооружений, и огромный вклад в теорию и практику высотного строительства, архитектуру вокзалов и монументальное искусство. По каждой из этих номинаций Алексей Николаевич заслужил право быть зачисленным в перечень знаменитых архитекторов России.

Общепринятыми критериями, по которым выбираются выдающиеся граждане, служат:

  • исключительно (или преимущественно) позитивная роль в развитие истории и культуры России;
  • наличие достижений мирового уровня в области архитектуры;
  • высочайший уровень «известности» (упоминание в СМИ, учебниках и произведениях современной культуры).

К глубокому сожалению, несмотря на то, что, так называемая, «широкая публика» ежедневно взирает и пользуется материальными результатами труда гениального архитектора, имя его известно лишь в профессиональных кругах.

Московское метро по праву считается одним из красивейших в мире. Образ лучших станций Московского метрополитена связан с именем Алексея Николаевича Душкина.

Родился он в 1903 году в селе Александровка Богодуховского района Харьковской области. Его трудовая деятельность началась в Харькове в 1919 году. Душкин был рабочим на складе Губнаробраза, затем техником-строителем Второго Госхолодильника.

В 1921 году он поступил на химический факультет технологического института, но с четвертого курса перешел на архитектурный факультет Харьковского строительного института, который окончил в 1930 году. В 1930-1932 годах Душкин работал инженером-строителем Гипромеза УССР, был автором-архитектором правительственной комиссии по проектированию городов Донбасса при СНК Украины, разрабатывал для городов Горловки и Краматорска генеральные планы, по которым построены жилые кварталы. По проекту Душкина, выполненному совместно с архитектором Э.Л. Гамзе, построен автодорожный институт в Харькове на Бассейной улице (1932).

В 1932-1933 годах Алексей Николаевич участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве и затем был назначен архитектором строительства Дворца Советов. В 1933 году Душкин совместно с архитекторами А.Г. Мордвиновым и К.И. Соломоновым участвовал в конкурсе на Дворец радио на Миусской площади в Москве.

Перед проектировщиками была поставлена сложная технологическая, конструктивная и архитектурно-художественная задача. Авторы проекта, получившие первую премию, предусмотрели радиотеатр на тысячу двести мест, сорок студий с фойе, помещениями редакций, помещениями технического и административного обслуживания и т.д. Дворец должен был стать крупнейшим из зданий такого типа в Европе.

Заслуженную известность принесла Душкину станция «Кропоткинская» первой очереди метрополитена (1935). Проект был разработан совместно с архитектором Я.Г. Лихтенбергом.

aa33445855efb6c4b9460306063fcf78.jpg

Эта станция мелкого заложения представляет собой единый просторный зал. Здесь нет лишних деталей. Скромно оформлен перрон с двумя рядами лотосообразных колонн, которые при пересечении с плафоном образуют пятиконечные звезды. Скрытая подсветка, выявляющая конструкцию перекрытия, стала одним из главных средств архитектурной композиции. Немалую роль играет и цветовое решение станции - светлый мрамор колонн и стен в сочетании с белой штукатуркой потолка придают ей праздничный характер. Все это создает ощущение парадности, легкости, художественной выразительности конструкций.

Станция «Кропоткинская» до настоящего времени считается классической в истории советского метростроения благодаря простоте архитектурных форм и лаконизму общего замысла. За проектирование и строительство станции «Кропоткинская» Душкин получил в 1941 году Государственную премию СССР.

В 1937 году по проекту Душкина была сооружена станция метро «Площадь Революции». В интерьере подземного зала автор стремился зрительно облегчить тяжесть пилонов, что с успехом было достигнуто устройством над проходами архивольтов, захватывающих окончанием своих дуг части пилонов, и заполнением глухих стен почти круглой скульптурой, выполненной скульптором М.Г. Манизером.

5e605e69369c07c955c47c7a6f8f6acc.jpg

Наружный вестибюль станции «Площадь Революции» (1938) с основной частью - эскалаторным залом, сооруженный рядом с Центральным музеем В.И. Ленина, спроектирован Душкиным как скромный вестибюль, ведущий к площади, и, в отличие от интерьера станции, решен спокойно и просто.

При строительстве станции глубокого заложения «Маяковская» (1938) впервые бетон внутренних опор был заменен металлом, и таким образом тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. Два ряда колонн поддерживают три продольных свода овального сечения и завершаются овальными же арками; каждое звено центрального свода венчает поперечный купол, трактованный как источник освещения зала.

89cc18bae2c6647ee6ca95a3013ffbc7.jpg

На этой станции впервые нержавеющую сталь применили в качестве декоративного материала, а также мозаику из смальты в куполах на тему «Авиация» (художник А.А. Дейнека). Станция «Маяковская» может служить примером новаторского решения архитектурных задач.

Следующей станцией метро, за которую автор получил Государственную премию СССР 1946 года, была станция «Автозаводская» с вестибюлем (1940-1943). Колонны и стены подземного зала облицованы светлым мрамором и украшены мозаичными панно на тему труда и обороны.

f62bd2f5114dc9d5d2f47449e3bd293f.JPG

В послевоенные годы Алексей Николаевич совместно с архитектором Б.Д. Хилькевичем спроектировал в Сталинграде вокзал (1944) и совместно с тем же Хилькевичем и Н.Д. Панченко - Пантеон героям Отечественной войны.

По его проектам были построены железнодорожные вокзалы в Симферополе (соавтор Г.Г. Аквилев, при участии архитектора И.М. Потрубач, 1949), в Днепропетровске (соавтор архитектор И.М. Потрубач, 1950), в Сочи (соавтор архитектор Г.Г. Аквилев, 1951).

С конца 1930-х до 1960-х годов Алексей Николаевич занимал ряд ответственных постов: был начальником архитектурного отдела «Метропроекта», главным архитектором Центральной архитектурной мастерской МПС, главным архитектором «Мосгипротранса», главным архитектором «Метрогипротранса» Министерства транспортного строительства.

494fcbbd73b77f89afeb901e7552f0e9.jpg

В 1951 году по совместному проекту Душкина и А.Ф. Стрелкова была построена станция Кольцевой линии третьей очереди метрополитена «Новослободская». Основной замысел авторов в композиции перронного зала состоит в применении цветных, подсвеченных изнутри витражей на пилонах - этот прием был использован впервые.

В 1951 году по совместному проекту Душкина и Б.С. Мезенцева было построено высотное здание Министерства транспортного строительства СССР на Лермонтовской площади. Это сложный комплекс административных и жилых корпусов, архитектурно представляющих собой единый объем, имеющий в плане форму не замкнутого прямоугольника.

ce77617d08719a959cc476fef7080a14.jpeg

Центральная часть здания была занята управлениями министерства, боковые корпуса - жилые. Административная часть здания в виде центральной башни имеет шестнадцать рабочих этажей высотой около 110 м. С обеих сторон ее расположены торцевые башни.

Башенная часть здания состоит из трех гармонично убывающих по высоте и сечению объемов. С каждым уступом архитектурные членения становятся все тоньше, а рельеф сложнее, пластически насыщеннее, завершается башня шпилем. В целом авторы создали убедительный образ государственного здания в формах, развивающих лучшие традиции русского зодчества.

Здание универмага «Детский мир» также построено по совместному проекту Душкина, Аквилева, Вдовина и Потрубача.

aede737ab476d53706b78e8dbef01b56.jpgВ 1958 году Алексей Николаевич совместно с архитекторами Вдовиным и Тхором участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов на Ленинских горах. Их проект под девизом «Вся власть Советам» был удостоен поощрительной премии.

Будучи не только одаренным архитектором, но и художником, живописцем, рисовальщиком, Душкин тонко чувствовал художественную форму и владел ею. Не случайно в его творчестве большое место занимает совместная работа со скульпторами над созданием ряда монументов и памятников.

В разные годы он работал над ленинской темой, создавал памятники воинам, павшим в Великую Отечественную войну; защитникам Заполярья в Североморске, монументы Победы в Новгороде (совместно со скульптором А.Н. Филипповой) и в Саранске монумент-ансамбль в честь 850-летия Владимира (совместно со скульптором Д.Б. Рябичевым).

Алексей Николаевич активно участвовал в деятельности Союза архитекторов, был членом правления СА СССР, вел большую общественную работу. С 1947 по 1953 год он избирался депутатом Московского городского Совета.

Немалую роль в его творческой биографии играет и преподавательская деятельность. До 1974 года Алексей Николаевич был профессором Московского архитектурного института. В целом, включая работу по совместительству, Алексей Николаевич преподавал в этом институте более двадцати пяти лет (с 1947 года).

Обладая огромным практическим опытом, профессор Душкин успешно осуществлял подготовку многих поколений советских архитекторов, среди которых были Б.И. Тхор, М.Ф. Марковский, А.А. Грум-Гржимайло, А.И. Томский и многие другие.

Живописи Алексей Николаевич посвящал все часы досуга. Его портреты, пейзажи, архитектурные композиции, чаще всего посвященные памятникам русской архитектуры и любимой Москве, сделаны с большим профессиональным мастерством.

Выдающийся мастер советской архитектуры, талантливый художник и педагог, обаятельный человек, Душкин снискал заслуженное уважение и любовь учеников и коллег по профессии. Серьезные заслуги в области архитектуры и строительства были неоднократно отмечены правительственными наградами.

Основоположник советского подземного зодчества

Все любуются московским метрополитеном. Его великолепные станции нарядны, праздничны, высокохудожественны. Алексей Николаевич Душкин работал над архитектурой метро много, напряженно и плодотворно.

Алексей Николаевич спроектировал и построил шесть станций и пять наземных вестибюлей метро. Все они различны по архитектуре, но каждый раз он руководствуется принципом органичной увязки трех основных компонентов — конструкции, архитектуры и освещения.

Москвичи гордятся всеми станциями метро спроектированными А.Н Душкиным. Сам он считал наиболее удачной работой станцию «Кропоткинскую». Чем привлекательна эта станция? Почему по сей день остается вполне современной?

91f90b5121a019badbdb4dc655eed307.jpg

Заслуженную известность принесла Душкину станция «Кропоткинская» первой очереди метрополитена (1935). Проект был разработан совместно с архитектором Я.Г. Лихтенбергом.

Эта станция мелкого заложения представляет собой единый просторный зал. Здесь нет лишних деталей. Скромно оформлен перрон с двумя рядами лотосообразных колонн, которые при пересечении с плафоном образуют пятиконечные звезды. Скрытая подсветка, выявляющая конструкцию перекрытия, стала одним из главных средств архитектурной композиции. Немалую роль играет и цветовое решение станции - светлый мрамор колонн и стен в сочетании с белой штукатуркой потолка придают ей праздничный характер. Все это создает ощущение парадности, легкости, художественной выразительности конструкций.

Станция «Кропоткинская» до настоящего времени считается классической в истории советского метростроения благодаря простоте архитектурных форм и лаконизму общего замысла. За проектирование и строительство станции «Кропоткинская» Душкин получил в 1941 году Государственную премию СССР.

Ее художественная выразительность достигнута путем талантливо найденных лаконичных архитектурных форм. Здесь абсолютно нет лишних деталей - все очень просто и строго, но в то же время изящно и красиво.

b3913d22e6543608c2362bb247b74a50.jpg

Подземное пространство действительно напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку лотоса. Рассказывают, когда об этом сходстве узнал отвечавший за строительство метро член Политбюро Лазарь Каганович, он был крайне возмущен. Однако Алексей Душкин его успокоил: «У них дворцы для фараонов, а у нас - для народа»!

С легкой руки архитектора выражение «подземные дворцы» и вошло в наш лексикон.

Многие считают станцию «Маяковская» жемчужиной Московского метрополитена. Она возглавляет рейтинг самых красивых станций - ее назвали лучшей 25% москвичей. В 1938 году она была удостоена Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорк, получила статус памятника архитектуры мирового значения.

За что же так любят «Маяковскую» жители столицы? Как показал опрос, главным образом за строгую простоту и необыкновенную пластичность линий. В оформлении станции нет тяжеловесности, свойственной «сталинскому» монументализму, а мозаичные панно вносят, по мнению москвичей, некую романтическую нотку.

Интересно, что первоначальный проект станции, выполненный главным архитектором Метростроя С. М. Кравцом, признали неудачным: автор не учел оседания грунтов, и свод станции начал покрываться трещинами. Призванный «спасти ситуацию» Алексей Николаевич Душкин предложил использовать в конструкции станции металл.

beb889ca50cd99bcb4c9a74396138e84.jpg

При строительстве станции глубокого заложения «Маяковская» (1938) впервые бетон внутренних опор был заменен металлом и таким образом тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. Два ряда колонн поддерживают три продольных свода овального сечения и завершаются овальными же арками; каждое звено центрального свода венчает поперечный купол, трактованный как источник освещения зала.

На этой станции впервые в качестве декоративного материала применили нержавеющую сталь, а также мозаику из смальты. Станция «Маяковская» может служить примером новаторского решения сложных архитектурных задач.

Одна из самых любопытных народных версий гласит, что стальные дуги, использованные при строительстве станции, выполнены из ребер первого дирижабля. На них удобно показывать фокус: необходимо приложить к металлу колонны тяжелую монету и толкнуть её вверх. Монетка не падает, а чудесным образом поднимается, проходит арку и опускается по соседней колонне.

И действительно, по совету известного авиаконструктора А. И. Путилина архитектор обратился на завод в Долгопрудном, где до войны производили дирижабли. Здесь по специальному заказу были изготовлены подковообразные конструкции. На «Маяковской» они не только выполняют декоративную функцию, а в прямом смысле держат, подобно атлантам, станционный свод.

Как известно, южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала им. П.И. Чайковского. Считается, что металлические вставки в орнаменте должны были служить проводником звука — классической музыки, раздающейся в здании над станцией.

b7424056b9865ae4cdc6316ed428f726.jpg

С «холодной» сталью хорошо контрастирует «теплый» красный мрамор у основания колонн. А над головой - освещенные купола, словно фонари естественного света. Идея автора заключалась в том, чтобы "разорвать" толщу земли, создать иллюзорное небо, расширив тем самым пространство. На плафонах куполов по эскизам художника А. Дейнеки выполнены мозаики из цветной смальты. Тридцать пять мозаик с сюжетами, объединенными одной темой - небо Москвы. Причем первые эскизы мозаик нарисовал сам Душкин.

На этой станции архитектор предпринял попытку осуществить свою принципиальную творческую концепцию: «свет - главный конструктивный элемент подземного пространства». В результате ему удалось создать первую станцию глубокого заложения, впечатляющую светом, свободой, высотой и объемом.

Во время Великой Отечественной на «Маяковской» располагался командный пункт штаба ПВО и бомбоубежище для москвичей, куда вмещалось до 50 тысяч человек. А 6 ноября 1941 г., в первый год Великой Отечественной войны, она стала местом проведения торжественного заседания, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции. На нем с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала: в Москве праздник, значит, народ не сломлен!

До сих пор историки спорят - откуда, с какой стороны на заседание прибыл Сталин? По наиболее распространенной версии, он доехал на машине до Белорусского вокзала, а там пересел в метро и добрался до "Маяковской".

b12f86a8f061a4b929c90587beb9d092.jpg

Второе место в рейтинге красивых заняла станция «Новослободская» - ей досталось 10% голосов москвичей. Она, так же как и станция «Маяковская», построена по проекту Алексея Душкина и широко известна своими мозаичными панно, выполненными по эскизам художника Павла Корина. Именно эти разноцветные мозаичные панно, по результатам опроса, и являются самыми привлекательными элементами станции.

Эта станция столичной подземки к радости пассажиров открылась 30 января 1952 года. Название станции было дано по одноименной улице, Новослободской.

У Алексея Николаевича была давняя мечта создать станцию метро с применением такого необычного для метро материала как стекло. Еще до войны он делал множество эскизов к воображаемой станции. Даже съездил в Ригу на завод цветных стекол. Привез оттуда образцы, изучал их, раскладывал. И вот, только в начале 50-х годов 20 века был объявлен конкурс на проект новой станции метро.

Алексей Душкин с большим энтузиазмом взялся за воплощение своей мечты в реальность и принял участие в конкурсе. В качестве помощника при разработке проекта Душкин привлек молодого, подающего надежды архитектора Александра Стрелкова. Кстати в дальнейшем Александр Стрелков приложил руку к созданию еще нескольких станций метрополитена, например: «Смоленская», «Ленинский проспект», «Октябрьская».

Первую тройку самых красивых замыкает «Площадь Революции» — она набрала 9% голосов. Как уже упоминалось, эта станция особенно любима москвичами за необычайную живую выразительность бронзовых фигур, помещенных в ниши арок. Специалисты отмечают, что художественная особенность этих скульптурных композиций состоит в том, что в них нет ни одной стоящей фигуры, все они — матросы, солдаты, крестьяне — либо сидят, либо стоят, пригнувшись и как бы приготовившись бежать... За счет этого скульптуры смотрятся очень естественно и органично.

Есть архитектуре Душкина что-то неуловимо странное, не поддающееся описанию и формулам. Примерно такой же мистический трепет охватывает любого, кто стоит у бронзовой собаки на станции метро «Площадь Революции», Существует поверье: если подержать эту пограничную собаку за нос, исполнится любое желание (студенты много лет проделывают подобный ритуал перед сессией).

044ab8adeabc3516ea5a8537870cadcc.jpg

Станция метро «Площадь Революции» была сооружена В 1937 году. В интерьере подземного зала автор стремился зрительно облегчить тяжесть пилонов, что с успехом было достигнуто устройством над проходами архивольтов, захватывающих окончанием своих дуг части пилонов, и заполнением глухих стен почти круглой скульптурой, выполненной скульптором М.Г. Манизером.

Наружный вестибюль станции «Площадь Революции» (1938) с основной частью - эскалаторным залом, сооруженный рядом с Центральным музеем В.И. Ленина, спроектирован Душкиным как скромный вестибюль, ведущий к площади, и, в отличие от интерьера станции, решен спокойно и просто.

Небоскреб у Красных ворот

Как дань Великой Победе в Москве началось сооружение высотных зданий. В 1947 Душкин получил самый высокий кредит, второй класс - право проектировать одну из высоток Сталина.

Второй класс, потому что оригинальные 8 проектов были заранее спланированы в четыре главных и четыре незначительных проекта; Душкин имел право на незначительный. Он заработал благодарность Сталина за концептуальный проект в 1949 (с Борисом Мезенцевым) и закончил башню в 1951. По мнению специалистов, оно получилось не только самое экономичное, но и «самое изящное, даже самое изысканное из всех московских высотных зданий".

69be956a1fa87e55e39e320bfd4be061.JPG

Строительство было осложнено потребностью в туннельной связи со станцией метро «Красные ворота» и потребовало изобретательной технологии для бурения тоннелей и выравнивания плиты фундамента. Не удивительно, что позже в здание разместилось Министерство путей сообщений.

Отец вокзалов

Особая заслуга Душкина - строительство нескольких больших зданий железнодорожных вокзалов в первые послевоенные годы. Алексей Николаевич тогда занимал важные административные посты - он был главным архитектором Метропроекта (1941–1943) и Центральной архитектурной мастерской Наркомата путей сообщения СССР (с 1943 года).

Надо иметь в виду, что строительство новых железнодорожных вокзалов (по крайней мере, в европейской части СССР), относительно массовое уже в предвоенные годы, приобрело особую важность сразу после окончания войны. Ведь практически все здания вокзалов и сколько-нибудь солидные привокзальные сооружения, равно как мосты, дебаркадеры и проч. оказались разрушены.

Советское руководство придавало реконструкции и строительству новых вокзалов особую важность - вокзал должен был быть символом и вратами советского города. Для достижения этой цели государство не жалело средств. В частности, именно так воздвигалось знаменитое здание вокзала в Сочи, где А.Н. Душкин мог реализовать свой замысел, заказывая качественные и весьма дорогие материалы

42a055a77b89d042aedb6677dc553883.jpg

Конечно же, Душкину был внятен genius loci: ведь для России Сочи - это Юг и одновременно Восток с его экзотикой. (Душкин построил несколько вокзалов, отчасти варьируя основы «сочинского» замысла; из них наиболее известен вокзал в Симферополе.)

В 1955 году творчество архитектора А.Н. Душкина было оборвано решением свыше — имеется в виду известное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Теперь властелином дальнейшей судьбы советской архитектуры оказался Никита Сергеевич Хрущёв. В постановлении, в частности, были такие строки:

«Обязать Министерство транспортного строительства освободить от должности главного архитектора Мосгипротранса т. Душкина…»

Он остался преподавателем в Московском Архитектурном Институте до 1974, но не построил ничего значительного с 1955. Обладая огромным практическим опытом, профессор Душкин успешно осуществлял подготовку многих поколений советских архитекторов, среди которых были Б.И. Тхор, М.Ф. Марковский, А.А. Грум-Гржимайло, А.И. Томский и многие другие.

Живописи Алексей Николаевич посвящал все часы досуга. Его портреты, пейзажи, архитектурные композиции, чаще всего посвященные памятникам русской архитектуры и любимой Москве, сделаны с большим профессиональным мастерством.

6f22c23dd726bc91eb86e02ca0ae8ae8.jpg

Выдающийся мастер советской архитектуры, талантливый художник и педагог, обаятельный человек, Душкин снискал заслуженное уважение и любовь учеников и коллег по профессии. Серьезные заслуги в области архитектуры и строительства были неоднократно отмечены правительственными наградами.

Умер Алексей Николаевич Душкин в 1977 году. 

Комментарии