В ряду «жемчужин» архитектурного наследия российских регионов, омский Успенский кафедральный собор занимает свое особенное, можно сказать – красивое место в сибирской архитектуре и в центре одного из крупнейших городов Сибири и Дальнего Востока.
Судьба этого храма оказалась весьма драматична и окутана множеством тайн.
Начало его строительства в 1891 году приурочили к посещению Омска наследником престола цесаревичем Николем Александровичем, когда тот возвращался из путешествия по Востоку.
По информации кандидата искусствоведения, члена Международной ассоциации искусствоведов Аллы Гуменюк, всего для нового православного храма было составлено три проекта: два из них отклонили, несмотря на то, что в соответствии с первоначальным вариантом уже был выведен фундамент, а второй выполнялся одним из первых лиц в архитектуре Омска - областным архитектором К.А. Лешевичем.
Официальный Петербург прислал взамен этих проектов чертежи молодого архитектора Э.Ф. Вирриха, одобренные в июне 1894 года и получившие в октябре того же года благословение Епископа Тобольского Агафона.
Для архитектора Эрнеста Вирриха факт закладки в 1891 году престолонаследником первого камня в основание собора и значимость самого визита царственной особы в провинцию были очевидными. Видимо поэтому в образном решении храма упор делается на так называемую «официальную народность» или «русский стиль», который был любимым при дворе Александра 3 и получил своё развитие при новом и последнем русском царе – Николае.
Алла Гуменюк: «Воздвигнутый в 1898 году Успенский кафедральный собор олицетворял собой настоящий, хорошо отработанный “русский стиль” официального толка. Выбранные за основу формы храмовой архитектуры середины XVII века композиционно решены в традициях академической классики с применением парадной симметрии. Пятиглавый собор с мощным центральным куполом и высокой шатровой колокольней выглядел торжественно и монументально. Он поражал современников обилием декора и полихромией фасадов.
Успенский собор был четырехстолпным, имел в плане конфигурацию, тяготеющую к восьмиугольнику. Предел с двухъярусной колокольней - восьмерик на четверике; алтарная часть - с полукруглой апсидой.
Стремление к живописной пластике объема, подобной свободным композициям церковных сооружений допетровского времени, выразилось в создании многоступенчатого силуэта: от малых шатров крылец через нарастание на высоте боковых и центральных куполов к наивысшей точке - луковке колокольни. В декоративном убранстве собора были использованы традиционные для зодчества Древней Руси детали.
Вся эта измельченная и дробная масса, создававшая живописную и подвижную фактуру фасадов, “дисциплинировалась” элементами ренессансного звучания».
Успенский кафедральный собор строили высококвалифицированные омские специалисты, имевшие солидную практику в инженерном деле: архитектор К.А. Лешевич, военный инженер Н.Е. Вараксин, гражданский инженер А.С. Эйнарович.
Храм, замыкая на себе перспективы нескольких улиц, являлся одной из главных градостроительных доминант Омска. Но простоял он недолго – в 1935 году его взорвали и устроили фонтан со сквером. Но многие омичи из поколение в поколение передавали память об одном из самых красивых зданий города и его тайнах, например, о подземных ходах, ведущих к зданию бывшей Епархии, перестроенной в 30-е годы под управление НКВД, МГБ, КГБ, ФСБ.
Когда в начале 2000-х было принято решение собор восстановить, раскопки показали не только наличие такого хода, который был очень быстро скрыт вновь, но и наличие эпохального захоронения – в подвальной части открылись мощи святого мученика Сельвестра, вероятно тайно захороненного в соборе при Советской власти.
Собор восстановили быстро и довольно качественно. Здесь омские строители генподрядчика НПО «Мостовик» сумели показать свой класс строить не совсем хуже своих предков.
Использованы фото: Кудрявцева, Хахалина, Банникова.
Об авторе проекта
ВИРРИХ Эрнест Францевич (настоящее имя: Фридрих Эрнест) родился 20 мая 1860 года в Одессе в мещанской семье. В 1878 году поступил в Академию художеств сначала на живописное отделение, а затем перешел на архитектурное, которое окончил в 1890 году со званием классного художника 1-й степени.
В 1886-1887 годах работал помощником В.В. Шауба, в 1888-1894 годах - старшим техником, помощником архитектора П.Ю. Сюзора - выполнял чертежи и наблюдал за строительством зданий, возводимых по проектам архитектора.
В 1894-1896 годах назначен архитектором Строительного управления по постройке зданий для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, где, в частности, по проектам А.Н. Померанцева возвел павильоны Художественного отдела, отдела Средней Азии и Императорский павильон. В 1897 году стал старшим техником строительной части Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей, разрабатывал проекты винных складов.
Среди ранних построек Вирриха наиболее значительные - Успенский собор в Омске (1891-1898), перестройка Алафузовской больницы в Петербурге (1897-1900, совместно с П.Ю. Сюзором), доходный дом В.А. Ренненкампфа (1897, совместно с Б.И. Гиршовичем). Особняк и мастерская художника Э.К. фон Липгарта (1898-1899).
В 1898 году зодчий приступил к проектированию, а затем и строительству первого из трех выполненных им крупных комплексов - Петербургского Политехнического института им. Петра Великого (1899-1904).
В 1907 году при проведении международного конкурса проектов на здание универмага Гвардейского экономического общества Виррих с И.В. Падлевским получили 4-ю премию. Затем опытный строитель разработал окончательный проект и руководил его реализацией. Первая очередь торгового комплекса была построена в 1908-1909 годах.
В 1908 году Виррих был удостоен звания академика архитектуры.
Универмаг Гвардейского экономического общества работы Вирриха известен тем, что здесь впервые в гражданском строительстве России был применен в столь широких масштабах монолитный железобетонный каркас. Фундамент сделан в виде сплошной плиты, с ней жестко соединены столбы, балки и перекрытия. Два просторных торговых зала решены в виде атриумов, опоясанных многоярусными галереями и перекрытых стеклянным потолком. Каркасная конструкция решительно выведена на фасады, раскрытые высокими и широкими витринами.
Еще одной крупной работой, в которой раскрылись новые грани таланта и новаторские идеи зодчего, стал жилой комплекс Бассейного товарищества собственников квартир (1912-1914). Вместе с гражданским инженером А.И. Зазерским он разработал идею и общую планировку. Авторы задумали этот крупный жилой квартал с многоступенчатой организацией пространства.
После 1917 года Эрнест Францевич эмигрировал. В 1921 году он переселился в США, где работал архитектором его сын В.Э. Виррих, который учился в Институте гражданских инженеров, а во время Первой мировой войны был послан в Америку для службы в Военной комиссии и затем поступил в Архитектурную школу Колумбийского университета. В Америке зодчий вернулся к занятиям своей юности - живописи и дизайну. Работал преимущественно художником-экспертом в шелковой индустрии.
Тонкий вкус и талант живописца позволили Вирриху выдвинуться в ряды ведущих специалистов в этой области.
Комментарии (0)