Этот город десятилетиями отстраивался как «витрина советской власти», с широкими проспектами, фактурными жилыми комплексами и грандиозными общественными зданиями: богато, монументально, торжественно. Не зря – только здесь на всю Сибирь в советское время находилась большая гостиница «Интурист».
И если Екатеринбург, столица Урала, славен своим конструктивизмом, то сибирская столица - Новосибирск - огромным массивом победоносного «сталинского ампира». Победоносного, потому что до войны обращение к классике иллюстрировало победу и незыблемость социализма, после войны - величие и мощь власти и народа-победителя.
Богатый орнаментализм давал понять - теперь дворцы строятся во имя всех, он же давал возможность «зашить» в убранство все необходимые символические смыслы и идеологические знаки.
Как говорят местные эксперты – стоит новосибирцу увидеть колонны, он сразу понимает - здание сталинских времен. И это понятно: «сталинский ампир» – один из самых зрелищных архитектурных стилей 20 века в России. При этом словосочетании сразу вспоминаются колонны, резные карнизы, затейливая лепнина в украшении фасадов. С бытовой точки зрения «сталинка» в Новосибирске до сих пор считается эталоном квартиры - с просторными и при этом уютными комнатами и высокими потолками. В них светло и легко дышится.
Но, по словам, главного хранителя музея истории архитектуры Сибири НГАХА Сергея Филонова – у сталинского ампира в Новосибирске было четыре этапа с разными характерными особенностями.
Изначально советские власти обратились к ампиру — позднему классицизму времен Наполеона I — с недюжинным энтузиазмом. В начале 30-х годов архитекторам была дана задача заимствовать архитектуру из прошлых эпох: классицизма, неоклассицизма и даже средних веков. Здания в проектах времен раннего сталинского ампира походили на дворцы восточных правителей.
Однако в Новосибирске с этой пышностью развернуться не успели, поскольку тогда здесь главенствовал конструктивизм. Лишь некоторые конструктивистские здания были декорированы мощными барельефами в стиле раннего сталинского ампира - например, оперный театр, который действительно стал уникальной жертвой архитектуры тех времен.
К слову, как отмечает новосибирский архитектор Сергей Филонов, «сталинским ампиром» этот архитектурный стиль называется только в России — в мире его относят к соцреализму. От классического ампира его отличает узконаправленная идеологическая тематика лепнины и барельефов. Например, вместо лаврового венка - венки из пшеницы. Вместо греческих богов на барельефах — сцены жизни и труда советских трудящихся.
Следующий этап - предвоенный «сталинский ампир» -
характеризуется строительством жилых домов. Однако самым вычурным стал
послевоенный «сталинский ампир». Его шедевром считается здание Сибирского
университета путей сообщения (СГУПС). Характерные черты стиля - мощный портик,
традиционные декорации — лепнина в виде гирлянд, венков и т.д.
«В ампире Наполеона все эти атрибуты были триумфом победителям» - рассказывает Филонов.
В послевоенном ампире стало модно надстраивать дома бельведерами — башенками на крыше домов. Бельведер с итальянского переводится как «прекрасный вид» — в Европе так называют беседки в парке или замки с особенно красивыми видами, в России же слово обозначает легкую надстройку. Хотя это характерные черты барокко, но «сталинский ампир» был стилем эклектичным, впитавшим в себя, помимо собственно ампира, и другие элементы.
В Новосибирске самый красивый бельведер возвышается в середине длинного жилого дома по ул. Станиславского, 4, который считается самым красивым зданием левого берега города. Дом на Станиславского был построен в 1953 году архитектором Николаем Хроненко.
Но самое известное в Новосибирске здание - это стоквартирный дом, спроектированный мэтром имперской и советской архитектуры Сибири Андреем Крячковым.
Больше всего домов в «сталинском ампире» строили после войны. Тогда были созданы целые кварталы и архитектурные ансамбли, самый известный из которых — комплекс зданий на ДК им. М. Горького, построенный в конце 50-х и кинотеатр «Победа» в центре города. Они до сих пор, как маячки столичного новосибирского стиля, хранят дух эпохи в стройности своих колонн и богатой лепнине капителей.
Комментарии (0)