Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Сергей Левкин о московских долгостроях и объектах незавершённого строительства

Как работа ведется и с какими сложностями приходится сталкиваться городским структурам, избавляя Москву от объектов незавершенного строительства и долгостроя, рассказал в интервью Информационному центру Правительства Москвы руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.

24f6480ce208ce1a5dcab3fbc24e81a2.jpegЗа пять лет в Москве в два раза сократилось количество долгостроев. Какие знаковые объекты ввели в эксплуатацию за это время?

Прежде чем назвать знаковые объекты, пару слов хочу сказать, что такое «долгострой» и «незавершённое строительство», сколько таких объектов изначально было в Москве, сколько стало и почему.

Начиная с 2011 года в Департаменте градостроительной политики функционирует Оперативная группа, целью которой является обеспечивать взаимодействие городских и федеральных структур в совместной работе по сокращению, а в итоге избавлению Москвы от объектов незавершенного строительства и долгостроя.

В проработке Оперативной группы находится Перечень объектов долгостроя и незавершенного строительства, формирование которого образно можно обозначить в два этапа. Первый был сформирован Мосгосстройнадзором и включал в себя 320 объектов долгостроя, приостановка работ по которым произошла до 2008 г. Позднее по поручению Мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина в Перечень были включены дополнительно 349 объекта незавершенного строительства, приостановка работ по которым произошла в период 2009-2013 гг. Таким образом, в финальную редакцию вошли 669 объектов.

На сегодняшний день практически 50% программы по ликвидации в городе объектов долгостроя и «незавершенки» выполнено. Так 101 объект был введен в эксплуатацию, возобновлены работы на 158 объектах, благоустроены 60, самовольной постройкой признаны 6 объектов.

Таким образом, на контроле Оперативной группы Стройкомплекса остаются 333, из них: 171 инвестиционных объектов и 162 - городского заказа и федерального значения.

8b65b7138d382bc625ce986977ad4077.JPG

Говоря о наиболее значимых объектах, исключенных из Перечня, могу назвать объект городского заказа на ул. Коровий вал, д.3, стр.1 под размещение театрально-концертного музыкального объединения под руководством А.Градского, реконструкция которого начиналась еще в 1994 г. и завершилась в конце 2013 г.

Или другой, инвестиционный объект в Оружейном переулке, вл.41, всем известный многофункциональный административно-торговый комплекс. Объект введен в середине 2015 г., работы по возведению шпиля комплекса планируется завершить в июле 2016 года и комплекс в полной мере начнет функционировать.

В середине 2014 г. был введен в эксплуатацию еще один инвестиционный проект - административное здание с подземной стоянкой на Шарикоподшипниковской ул. вл.5, (бизнес-центр "Dominion Tower") - первое в Москве здание, построенное по проекту всемирно известного архитектора Захи Хадид. Работы по строительству этого объекта были приостановлены в 2008 г. в связи с непростой экономической ситуацией.

Многофункциональный высотный комплекс по адресу: Ленинградский проспект, вл. 39 в Северном административном округе также был в Перечне объектов незавершенного строительства/долгостроя. Реализация данного проекта начата в 2004 г. на основании инвестиционного контракта, заключенного между ФГУ «ЦСКА» и ОАО «Система-Галс». Работы по объекту приостановлены в 2008 г. в связи с необходимостью корректировки предпроектной и проектной документации с уточнением технико-экономических показателей проекта и вида разрешенного использования участка. В 2010 г. работы были возобновлены, а в 2012 г. объект в установленном порядке введен в эксплуатацию.

Федеральные объекты незавершенного строительства/долгостроя, являются наиболее проблемными, в качестве положительного примера может служить объект в Восточном административном округе, на улице Большая Черкизовская, вл.125 - многоярусная открытая наземная автостоянка. Проект реализован ОАО «РЖД» в рамках реконструкции стадиона "Локомотив". Работы не велись с 2002 г. в связи с отсутствием финансирования, возобновлены в 2012 г., в 2013 г. успешно завершены и оформлено соответствующее разрешение на ввод.

Поподробнее расскажите какая работа и с кем ведется членами Оперативной группы с учетом различных источников финансирования проблемных объектов

Из 333 оставшихся объектов: 125 – горзаказ, 171 – инвесторские, 37 – федеральные.

По инвестиционным объектам работа ведется с приглашением застройщиков для принятия решений и предоставления разъяснений по порядку организации работ, в том числе рассматриваются проблемные вопросы, связанные с обеспечением объекта разрешительной документацией, оформлением земельно-правовых отношений и разработкой градостроительной документации, а также по решению вопросов и организации взаимодействия с сетевыми компаниями (ПАО «МОЭСК», ПАО «МОЭК», АО «Мосводоканал» и др.).

По федеральным объектам взаимодействуем с федеральными министерствами и ведомствами, в том числе Росимуществом, Росреестром, Кадастровой палатой по решению проблемных вопросов, а также государственными корпорациями и агентствами Ростех, Росатом на предмет дальнейшей реализации проектов и сроков возобновления работ по ним. В рамках заключенных соглашений между Правительством Москвы и государственными корпорациями на Оперативной группе прорабатывается возможность развития данных территорий, либо определяются участки, возможные для передачи городу под дальнейшее использование.

По объектам городского заказа, большая часть которых составляют объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, город, как государственный заказчик, в случае неисполнения условий государственного контракта имеет право применить санкции с дальнейшим его расторжением, включить исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков государственных услуг. Но это крайняя мера и мы в рамках соответствующих Штабов всячески стараемся найти компромиссное решение, не доводя дело до судебных тяжб.

332e4bb1c15661549226983ec6146170.jpg

Какие основные задачи стоят перед Оперативной группой в текущем году?

Задача одна - продолжать начатую несколько лет тому назад работу по ликвидации объектов незавершенного строительства/долгостроя путем их достроя, либо демонтажа строительных конструкций с приведением территории в надлежащее состояние и выполнением работ по благоустройству.

Стоит отметить, что сегодня на контроле у города остаются наиболее сложные объекты: находящиеся в федеральной собственности и реализуемые с привлечением внебюджетных инвестиций. Такие проекты затрагивают интересы различных ведомств, в том числе федеральных, во многом связаны с финансовыми возможностями инвесторов и экономической ситуацией в стране. Более того, большинство федеральных объектов строилось в советское время и находились в ином правовом, экономическом и финансовом полях, в связи с чем, в настоящее время по ряду объектов на федеральном уровне принимаются решения о реорганизации либо приватизации предприятий. В этой связи, до окончания указанных процессов принятие решений о дальнейшей судьбе объектов, находящихся на балансе таких организаций, не представляется возможным.

По объектам городского заказа, как я говорил, при необходимости осуществляется процедура расторжения ранее заключенных государственных контрактов.

Все вышеперечисленное в большей или меньшей степени осложняет работу. Но это не означает, что взятые городом обязательства не будут выполнены, наоборот, по оставшимся объектам уже проведен предварительный анализ, сформированы и даны поручения профильным ОИВам и соответствующимпрефектурам, в том числе и по мероприятиям, позволяющим обеспечить возобновление работ по незавершённым строительством объектам.

Может ли застройщик отказаться от строительства? Какая судьба ждёт недостроенное здание в этом случае?

На каждое недобросовестное действие есть законное противодействие, поэтому чтобы обезопасить город от таких застройщиков на законодательном уровне выработан механизм по порядку отчуждения объекта незавершенного строительства.

Суть в следующем: согласно нормам действующего Земельного и Гражданского законодательства в случае неисполнения собственниками объектов незавершенного строительства своих обязанностей по вводу объекта в эксплуатацию в установленный договором аренды 3-х летний период возможно отчуждение в судебном порядке имущественного комплекса в собственность города. Процедура отчуждения прозрачна и регламентирована.

Если говорить в целом, то вопросы дальнейшей реализации инвестиционных проектов рассматривает Градостроительно-земельная Комиссия города Москвы, которая принимает решение о продлении проекта, либо его прекращении – в данном случае определяется соответствующий круг мероприятий по демонтажу объекта незавершенного строительства, приведению территории в надлежащее состояние с выполнением работ по ее благоустройству за счет средств городского бюджета, либо последующем завершении работ по объекту незавершенного строительства посредством организации торгов.

Есть ли объекты, которые скорее всего придётся разобрать?

Вопросы демонтажа объектов незавершенного строительства/долгостроя рассматриваются застройщиками в каждом отдельном случае, будь то городской, инвестиционный или федеральный объект, и решения, как правило, принимаются по результатам технического обследования конструкций и на основании соответствующих заключений.

Как пример: на юге Москвы на Кировоградской улице, вл. 17-19 планировалось строительство полуподземного гаражного комплекса, однако застройщик в последствии отказался от завершения работ, произвел демонтаж конструкций и привел территорию в надлежащее состояние, сейчас здесь разбит городской сквер или в центре (улица Каретный Ряд вл. 5/10 стр. 6 и ул. Садовая -Каретная, д.10/5, стр.14) в рамках реконструкции хозяйственных помещений театра "Новая Опера" городскими структурами было принято решение о демонтаже конструкций объекта незавершенного строительства с последующим проведением работ по благоустройству, разработано соответствующее техническое задание.

Спасибо, Сергей Иванович!

Комментарии